Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

Современные общественные отношения способствуют созданию серьезной социальной и психологической напряженности, что проявляется в качестве угроз безопасности жизни человека.

Как принято считать, безопасность – это безусловная ценность человеческого существования, и ее значимость неуклонно повышается, поскольку только при обеспечении безопасности могут быть реализованы все другие ценности [3].

В.Г. Маралов с соавторами, анализируя специфические потребности по обеспечению безопасности с различных позиций, рассматривает их, с одной стороны, как потребности общества, социума, конкретной организации в обеспечении своей безопасности, с другой – как потребности конкретной личности, стремящейся сделать свою жизнь более стабильной, комфортной и безопасной [2]. Также считается, что в условиях рыночных отношений основным принципом существования человека должен стать принцип гуманизма, который способствует формированию необходимых критериев поведения личности в ее собственных интересах и интересах общества [4].

В настоящее время  зачастую ликвидация исключительно внешних угроз является недостаточной для обеспечения безопасности личности. Это связано с развитием таких форм социальных отношений, которые, предоставляя абсолютно новые альтернативы по выбору жизненного пути, одновременно требуют от человека индивидуальной ответственности за принятые решения.

Основой безопасности жизнедеятельности в целом является безопасное поведение личности, поскольку без желания самого человека работа организаций и служб, обеспечивающих безопасность, не эффективна.

Современная психология достаточно часто увязывает безопасность с психофизиологическими особенностями и личностными характеристиками, однако при этом мало внимания уделяется формированию безопасного стиля жизни.

В связи с этим вопросы безопасности личности и изучение способов формирования безопасного стиля поведения являются весьма актуальными.

В XXI веке для большинства людей характерна предрасположенность к раздражительности и повышенной восприимчивости психологических воздействий. Современная молодежь, не обладающая достаточным жизненным опытом, обширным богатством знаний и твердой системой ценностных ориентиров, составляет основную группу риска с точки зрения психологической незащищенности [1]. Целью и основной задачей наших исследований стало изучение проблемы психологической неготовности молодых людей к воздействию потенциальных опасностей в повседневной жизни. Для этого был проведен опрос 100 студентов первого курса Саратовского социально-экономического института.

Анализ данных, полученных в ходе анкетирования, позволил установить несколько основных тенденций. Так, 65% респондентов имеют правильное представление о сути психологической безопасности, отмечая обусловленность чувства защищенности как внешними, так и внутренними факторами. К числу наиболее значимых внутренних факторов были отнесены: гармония внутреннего и внешнего мира личности (33%), отсутствие страхов и фобий (28%), способность противостоять психологическому давлению (25%), знание своих прав и обязанностей (5%). Среди наиболее существенных, с точки зрения студентов, внешних факторов оказались: отсутствие психологического давления и навязывания чужого мнения (41%), доброжелательные межличностные отношения (30%), отсутствие стрессовых ситуаций и негативной информации (по 8%).

В ходе опроса респондентам было предложено оценить ощущение собственной психологической безопасности по 10-балльной шкале. Расчет средней арифметической взвешенной по выборке позволил получить интервал самооценки психологической безопасности, который составил 7,29. В соответствии с принятой шкалой, это можно отнести к достаточно высокому уровню оценки собственной психологической безопасности.

Отдельный вопрос касался мнения студентов о наиболее мощных угрозах психологической безопасности в современном обществе. Ответы респондентов расположились в следующем порядке: психологическое давление, манипулирование личностью через СМИ, Интернет и прессу – 69%; негативная, в том числе, непроверенная информация (о террористических актах, катастрофах, кризисах, болезнях и т. п.) – 53%; давление, непонимание и обиды родственников и друзей – 44%; негативная информация и «информационный мусор» – 23%; опасность Интернет-зависимости – 8%; вероятность конфликтов с однокурсниками – 7%; неуважительное отношение к студентам со стороны преподавателей – 3% опрошенных.

Однако когда студентам было предложено перечислить факторы, которые могут представлять опасность лично для них в различных средах (бытовой, городской, образовательной), более 50% респондентов затруднились перечислить опасности на улице и дома. Это позволяет сделать вывод о том, что большое количество молодых людей, имея общее представление о существующих угрозах современности, применительно к себе не воспринимают бытовую и городскую среды как потенциально опасные, что делает их наиболее уязвимой частью населения для бытового травматизма и несчастных случаев на улице.

Из названных респондентами угроз бытовой среды 43% они связывают с благополучием родственников, конфликтными ситуациями с ними и психологическим давлением, 13% с шумными соседями, 10% с одиночеством, 5% с негативным влиянием СМИ и Интернета.

По мнению опрошенных, к наиболее значимым опасностям городской среды относятся: хамство, агрессия, недоброжелательность незнакомых людей (44%); возможность стать жертвой террористических актов и деяний криминального характера (13%); нападение бродячих животных (13%); наркомания и алкоголизм (10%); боязнь болезней (3%).

Распределение по психологическим опасностям образовательной среды сложилось следующим образом: сессия (55%), недоброжелательность одногруппников и преподавателей (38%), одиночество и нереализованные возможности (10%); боязнь публичных выступлений (8%), страх разочаровать родителей (8%).

Также респондентам было предложено высказать свое мнение о динамике психологической защищенности личности в сфере социальных отношений – как в целом, так и по отдельным факторам. 69% опрошенных указали на ухудшение оцениваемой ситуации, 23% – на ее стабильность, остальные – на улучшение. Ухудшение ситуации было отмечено по следующим пунктам: понижение морально-нравственного уровня культуры населения (необоснованная агрессия, хамство) (25%); неблагонадежная информация СМИ (15%); тревожность людей из-за войн, террористических актов, политических конфликтов с ЕС и США (15%); ухудшение экономической ситуации (депрессия из-за сокращения на работе, снижения заработной платы, проблем с получением и выплатой кредитов) (8%), и, наконец, показатель в 5% – это агитации за вступление в различные организации и интернет- пропаганда. Улучшение же, по мнению студентов, проявилось в повышении заботы государства о гражданах, но так считают лишь 7% студентов.

Все вышесказанное позволяет говорить о необходимости оптимизации параметров образовательной среды вуза с целью формирования у молодых людей компетентности в сфере безопасности личности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, способностей идентификации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной и повседневной деятельности, мотивации для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности.

 

Список литературы

1.     Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты / Г.В. Грачев. – М.: Изд-во РАГС, 1998. – 125 с.

2.     Маралов В. Г., Кудака М. А., Перченко Е. Л., Смирнова О. В., Табунов И. А. Индивидуально-типические особенности структуры потребностей в безопасности у студентов // Концепт. – 2015. – Современные научные исследования. Выпуск 3. – ART 85518. – URL: http://e-koncept.ru/ 2015/85518.htm. – ISSN 2304- 120X.

3.     Основы психологии безопасности: учебно-метод. пособие / сост. Д.Р. Мерзлякова. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет». – 2012. – 83 с.

4.     Солдунов А.В. Тенденции и проблемы гуманизации трудового права в современной России// Правовая культура. – №1. – 2007. – С.112.