Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ В ШКОЛЕ

Авторы:
Город:
Славянск-на-Кубани
ВУЗ:
Дата:
02 июля 2017г.

Происходящие изменения в социальной и экономической жизни страны нашли свое отражение и в сфере   образовании. В современном обществе возрастает потребность в образовательных реформах, несущих в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и позволяющих сохранять здоровье всех участников образовательного процесса. Это возможно, если педагог профессионально компетентен, физически и психологически здоров, а также устойчив к развитию негативных профессионально-обусловленных состояний. Современный педагог не столько носитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук приобретать опыт самообразования, самоактуализации.

Все эти профессиональные умения и свойства характера приходят с опытом и приобретением мастерства.

А как же быть молодому педагогу, только что окончившему учебное заведение?

Многие молодые специалисты сталкиваются с проблемой адаптации в профессиональном коллективе в новом для себя статусе.

На современном этапе обучения учитель должен обладать не только знаниями предмета, методики его преподавания, но и предвидеть, прогнозировать результаты своей деятельности, определять перспективы развития своих воспитанников.

В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильное отношение с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на уроках, стараться заинтересовать детей своим предметом – это далеко не полный перечень проблем.

Нами была поставлена цель – выявить некоторые особенности адаптации молодых специалистов и их зависимость от уровня толерантности и уверенности в себе.

Методом опроса молодых специалистов (выборка является независимой – 26 человек) школ

Славянского района были выявлены основные проблемы начинающих педагогов со следующими показателями: неуверенность в своих способностях – 69%; непринятие в уже сложившийся педагогический коллектив – 43%; трудность в работе с детьми с девиантным поведением – 66%; невозможность применения инновационных технологий в учебном процессе – 72%; трудности в понимании возрастных особенностей учащихся – 44%; трудность заинтересовать школьников содержанием учебного материала – 59%.

В ходе опроса, мы обратили свое внимание на проблему непринятия молодого специалиста педагогическим коллективом и с помощью авторской анкеты провели опрос и получили следующие результаты:

-    зачастую, преподаватели старшего поколения применяют в своей педагогической деятельности авторитарные методы работы, считая инновационные подходы неэффективными по отношению к «трудным» детям и что их уже давно накопленный педагогический опыт подтверждает их позиции.

-           детям трудно перестроиться с одного стиля на другой и они принимают «педагогику сотрудничества» за слабость характера молодого специалиста, в связи с этим учителю не удается внедрить инновационные технологии в учебный процесс и они прибегают к давно уже проверенному авторитарному стилю обучения.

Проанализировав, данный спектр проблем, мы решили проверить личностные особенности молодых специалистов.

Группе предлагалось определить общий уровень своей толерантности с помощью Экспресс- опросника "Индекс толерантности" (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлалев, Л. А. Шайгерова).

После количественной обработки получены следующие результаты:5 человек имеют высокий уровень толерантности (19%); 14 человек– средний (54%); 7 человек – низкий (27%).

Максимальное количество баллов в данном тесте – 132. Средний балл всей группы – 64. Такие результаты показывают респонденты, для  которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

Все с той же группой опрашиваемых, был проведен тест Райдасола – «уверенность в себе», и выяснилось, что группа дала также средний показатель.

Сопоставив эти показатели, мы проследили, что чем выше уровень толерантности, тем больше балл (оценка) уверенности в себе.

Из полученных результатов мы можем сделать вывод, что проблемы которые встают перед молодым специалистом напрямую зависят от личностных качеств. Ведь «педагогика сотрудничества», а значит и «толерантность» - это те качества, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Часто корни нетерпимости уходят в невежество и страх, а отсюда и неуверенность в себе.

В среднем по результатам исследования у группы толерантность находится на низком уровне.

На наш взгляд, воспитание толерантности очень важно, но невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем.

Если педагог толерантен, он уверен в себе, в своих способностях, открыт, недирективен, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.

Решение данной проблемы мы видим в качественной и продуктивной работе школьного психолога не только с учениками, но и с молодыми преподавателями.

Решение проблемы также невозможно без соответствующей психолого-диагностической подготовки учителя, который не только учит детей, но и помогает решать личностные проблемы учащихся, умеет определять их состояния, стремления, страхи, фрустрации, тревоги.

 

Список литературы

 

1.    Безносов, С. П. Профессиональные деформации личности [Текст] / С. П. Безносов ; МВД. – СПб. : Речь, 2014. – 272 с.

2.        Коржова, Е. Ю. Психология адаптации педагогов к профессиональной деятельности [Текст] / Е. Ю. Коржова ; Балт. пед. акад., Ин-т психологии человека. – СПб. : Балт. пед. акад., 2006. – 159 с.

3.        Митина, Л. М. Интеллектуальная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция [Текст] : учеб. пособие / Л. М. Митина, Н. С. Ефимова ; Рос. акад. образования, МПСИ. – М. : МПСИ : Флинта, 2013. – 144 с.