13 февраля 2016г.
Усиление этнического самосознания, как явление общемирового масштаба, относят к 60–70 годам XX столетия. Оно отразилось в стремлении народов больше изучать свою историю, язык, культуру, следовать в жизни, воспитании детей традициям и обычаям своих этносов. В связи с этим появилась такая наука как этнопедагогика.
Этнопедагогику можно описать как историю и теорию народного воспитания. Это наука о практическом опыте этнических групп в воспитании и образовании школьников, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Она раскрывает народную педагогику и предлагает пути ее использования в настоящее время, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций и обычаев [1]. Предметная область этнопедагогики постоянно обновляется: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.
Наука этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается и обучается личность, усваивающая социальные нормы, установки, ценности, за счет народной мудрости, семейного и общинного уклада, быта, традиций, обычаев, сказок, сказаний, песен, загадок, пословиц, поговорок и пр. Именно этот педагогический потенциал, оказывает влияние на процесс историко-культурного формирования личности.
Развитие этнопедагогики во многом происходило благодаря отечественным педагогам. Так К.Д.Ушинский научно обосновал педагогический принцип народности, т.е. священный принцип национального воспитания, который в условиях демократизации общества приобретает необычайную актуальность [3]. У великого педагога- патриота народность максимально представлена национальной созидательной идеей, освящена и согрета ею.
Создание истинной национальной школы - русской, украинской, татарской, удмуртской, чувашской и т.д. - возможно только на этнопедагогической основе. Истоком всякой культуры является только народная культура воспитания. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных обычаев невозможно без приведения в действие основополагающих традиций воспитания народной педагогики.
К пяти сущностным основам этнопедагогики, благодаря которым раскрывается необходимость ее применения и использования в современном обучении и воспитании можно отнести следующее:
◦ Во-первых, это педагогика национального спасения. Ни один из изгнанных народов, несмотря на жесточайшую антинациональную политику, дискриминацию, геноцид не исчез: в большей или меньшей степени все народы сохранили язык, обычаи, даже свои традиции воспитания. Элементы этнопедагогики в форме народной педагогики, хотя и ограниченно, но все же действовали и действуют в семье. В условиях демократии этнопедагогика может стать со временем открытой системой обучения и воспитания, и ее роль еще более возрастет в жизни народов.
◦ Во-вторых, этнопедагогика - это педагогика всеобщей мудрости воспитания, это не моноэтническая, а полиэтническая педагогика, ибо ее естественное назначение – постоянное поддержание многостороннего диалога культур.
◦ В-третьих, этнопедагогика - это педагогика всеобщей любви. Воспитание и обучение основывается на примере и любви. Именно с помощью них могут быть решены все или почти все задачи воспитания.
◦ В-четвертых, это педагогика, в которой нет посредников, она дает непосредственный личный контакт с воспитуемым, каждый ее носитель свободен, автономен, самостоятелен, ибо это педагогика «из первых рук».
◦ В-пятых, это глобальная педагогика, она открывает путь к сердцам людей и народов. Для того, чтобы знать культуру, быт, обычаи этноса, надо узнать его традиционную систему воспитания. Поэтому, именно этнопедагогика сплачивает и объединяет народы [1].
Этнопедагогика доказывает, что у всех народов, в том числе и исчезающих, в древней самобытной культуре много такого, что в состоянии обогатить мировую цивилизацию. Насколько сильны и удивительны педагогические традиции индейцев Америки, благодаря которым они веками непоколебимо противостоят колонизации и не поддаются действиям вооруженных сил. Этнопедагогический состав народов России, начиная с чукчей и заканчивая русскими старообрядцами в Латвии, дает уникальную информацию о великой стране - России, объединяющей более ста народностей и наций. Они веками находятся в дружеских отношениях и взаимно обогащают друг друга этнопедагогическими приобретениями. Этносы, объединенные общностью целей, поднимаются на еще более высокий уровень нравственности и культуры [2]. Как все иностранные нации достигли огромных успехов в своем развитии при поддержке русского народа, так и русский народ поднялся на вершину своего величия и славы при бескорыстной духовной и материальной помощи всех других народов. Величие отдельных этносов является неразрывной гармонической частью достоинства общей отчизны дружных народов в духовных, педагогических и материальных взаимоотношениях.
В настоящее время необходимо актуализировать соединение традиций и опыта этнопедагогики с методолого-теоретическими положениями педагогической науки в решении воспитательных задач, поставленных обществом. Особую значимость должен приобрести процесс обновления содержания образования и воспитания на основе возрождения прогрессивных традиций этнопедагогической науки, в которых заложены демократические и гуманистические идеалы народа. Эти идеалы при целенаправленном и умелом их использовании могут способствовать воспитанию подрастающего поколения в духе любви к родной земле, к труду, почитанию старших, уважению и доброжелательному отношению к представителям различных национальностей, бережного отношения к природе.
Освоение, понимание и принятие иной национальной культуры – важное требование нашего времени. Первоначальным в решении этой проблемы можно считать, прежде всего, всестороннее овладение учащимися традиционной культурой своего собственного народа. Это наиболее необходимое условие интеграции их в иные культуры. Не менее важной задачей воспитания и обучения подрастающего поколения является формирование у них представлений о многообразии этносов в России, положительного отношения к культурным различиям, умениям и навыкам эффективного взаимодействия с представителями других культур, а также воспитание их в духе мира и уважения [2].
Исходя из этого, рассматривая проблемы этнического возрождения на рубеже тысячелетий, Т.Г. Стефаненко, А.Б. Панькин и др. делают вывод, что, начиная с 60–70 годов XX столетия, в мировом масштабе наметились процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность культуры и психологического склада характера. Некоторые исследователи особо отмечают, что современный этап развития нашего общества характеризуется пробуждением национального самосознания народов и пониманием той истины, что без овладения богатейшим наследием народной культуры невозможно духовное развитие общества в целом и каждой личности в отдельности. Это выражается, прежде всего, в более глубоком изучении и развитии этнических культур, языка, традиций и обычаев. Причины сохранения и возрождения этничности объясняет информационная концепция этноса. Согласно ей этнос является важнейшим элементом социальной структуры современного общества, способным обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни.
Таким образом, сила этнопедагогики – в массовости педагогического процесса. Народная педагогика всегда содействует школьному делу. Являясь живой связующей нитью между прошлым и будущим, она из поколения в поколение воссоздает образ народа в лучших его чертах. Пока она жива – жив и народ, ее создавший.
Список литературы
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009.
2. Латышина Д.И., Хайруллин Р.З. Этнопедагогика. – М.: Юрайт, 2014.
3. Даль, В. И., Ушакова, Д.Н. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // Академик, 2000. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/92774, свободный.