Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ СЮЖЕТНЫХ ЗАДАЧ ОБУЧАЮЩИХСЯ - ИНОФОНОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
02 июля 2017г.

В статье рассматривается проблемы, с которыми сталкиваются обучающиеся, не всегда понимая, что объясняет учитель, полученное задание, не умеют совсем или частично выразить свою мысль. Одним из способов преодоления предлагается использование приёма визуализации.

Ключевые слова: поликультурное образование, обучающиеся - инофоны, обучение решению сюжетных задач.

Заказ общества состоит в том, чтобы все его граждане были способны самостоятельно решать жизненные задачи, активно действовать, адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни и вносить вклад в потребительскую картину общества. Задача сегодняшней школы подготовить обучающихся средствами различных предметных областей к жизни в современном обществе. Решение этой задачи в современной школе невозможно без учета сложного характера этнического состава обучающихся. Приток огромного числа мигрантов в Россию – от 11 до 13 млн. человек в год – реалия современности. В связи с чем, особую остроту приобрел вопрос обучения детей мигрантов, среди которых особе следует выделить обучающихся – инофонов. Это обучающиеся, чьи семьи недавно приехали в нашу страну. Обучающиеся данной категории владеют иными фоновыми знаниями, русским же языком они владеют лишь на, так называемом, бытовом уровне. При этом такие ученики часто не понимают значения многих употребляемых ими слов, т.к. дома родители в основном общаются со своими детьми на родном языке.

Проблема обучения инофонов в отечественной педагогике исследуется в двух аспектах: социальном и филологическом: разрабатываются программы социальной адаптации таких обучающихся, методики обучения их русскому языку [Хасанов О.А.,2013.]. При этом практически не разработан технологический аспект обучения такой категории обучающихся различным предметным областям, в том числе и математике.

Математика есть часть общего образования. Ныне ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики – как без конкретных математических знаний, так и интеллектуальных качеств, развивающихся в ходе овладения этим учебным предметом. Школьное математическое образование способствует: овладению конкретными знаниями, необходимыми для ориентации в современном мире; приобретению навыков логического и алгоритмического мышления; развитию воображения и интуиции; формированию мировоззрения; формированию нравственных черт; воспитанию способности к эстетическому восприятию мира; обогащение запаса историко-научных знаний [Ембулаева Ю.И.,2014 и др.]. Одна  из  основных проблем,  которая  стоит перед учителем математике  состоит в том,  что такие обучающиеся не всегда понимают объяснения учителя, полученное задание; не умеют совсем или частично выразить свою мысль; зачастую для них формулировки текстовых заданий выступают в роли набора слов- констант, которые никак не выражают между собой логической зависимости [Тумашева О.В., Ширшикова М.Е., Молдыбаева А.И.,2017].

Раскрывая содержание новых вопросов, обсуждая с учениками приёмы вычислений, способы решения арифметических задач, геометрических построений, учитель широко пользуется математическими терминами, специфическими словосочетаниями, синтаксическими конструкциями, которые на других уроках и в обычной жизни редко употребляются. Используемые на уроках математики обороты речи, как правило, отличаются строго заданным порядком и сочетанием слов, отсутствием лишних, дополнительных, поясняющих основную мысль указаний, как это мы можем видеть, например, в текстах арифметических задач.

У школьников – инофонов средних и старших классов речь отличается звуковой несформированностью: общая нечёткость, смазанность произношения, а так же дифференциация некоторых групп звуков. Недостатки устной речи проявляются в бедности словарного запаса. Такие обучающиеся испытывают затруднения в формулировании выводов, обобщений, доказательств, воспроизведении учебных текстов. Это выражается в стремлении к дословности изложения, застревании на отдельных словах, мыслях, они отличают не самые существенные признаки. Часто нарушается порядок слов, употребление слов в несвойственном им значении, отмечаются существенные трудности в умении уловить стилистическую окраску слов.

Все эти проблемы сказываются на качестве обучения решению сюжетных задач – одной из основных единиц содержания обучения математике. Сюжетные задачи являются моделью жизненных ситуаций, работа с которыми позволяет сформировать не только  предметные, но и метапредметные, и личностные результаты обучения.

Преодолению выделенных выше проблем, создающих определенные барьеры при обучении детей – инофонов решению сюжетных задач, способствует широкое использование в образовательном процессе различных приемов визуализации, позволяющих фиксировать необходимую учебную информацию в графической форме в виде ветвящейся кроны дерева, с использованием различных иллюстрации, символов, шаблонов и т.п. без непосредственного применения речевых конструкций русского языка.

Например, в процессе обучения решению задач на движение целесообразно совместно с обучающимися в ходе обсуждения и анализа возможных ситуаций составлять опорные конспекты. Результат подобной работы может быть представлен в виде схем-рисунков (Рис. 1).

Следует отметить, что составленные в ходе совместной работы схемы, графические шаблоны и т.п. не сразу могут принести ожидаемый эффект, необходимо научить обучающихся пользоваться ими. На первом этапе полезно будет, предлагая обучающимся текстовые описания ситуаций, просить подобрать к ним соответствующую схему - рисунок, затем ответить на вопросы по предложенной ситуации и самим сформулировать возможные вопросы.


Предлагаемый подход к обучению решению сюжетных задач обучающихся - инофонов позволяет преодолеть, прежде всего, речевые барьеры, обеспечивая тем самым положительный результат обучения.

Список литературы

 

 

1)    Ембулаева Ю.И. Статья «Современное математическое образование.» [Электронный ресурс] / "Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU" 2006-2017 г. http://pedsovet.su/load/33-1-0-3745 (Дата обращения 01.05.2017).

2)    Методика обучения русскому языку детей-инофонов: сборник методических материалов/ Сост. О.А. Хасанов. – Красноярск: КК ИПКРО, 2013. – 125 с.

3)     Тумашева О.В., Ширшикова М.Е., Молдыбаева А.И. Формирование метапредметных  умений обучающихся-инофонов в процессе обучения математике: проблемы и пути решения // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. №1 (39). С. 73 – 76.