Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОСТРАНСТВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
02 июля 2017г.

Актуальность и необходимость экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста несомненна. Учеными было доказано, что именно дошкольный возраст является фундаментом для формирования первоначальных основ экологической культуры личности. Как показывают исследования С.Н. Николаевой, Н.Н. Кондратьевой, А.М. Федотовой, Н.А. Рыжовой, О.Ю. Тютюник, И.А. Хайдуровой [1] и др., детям 5-7 лет вполне доступны экологические знания о растениях, животных, человеке, причинно- следственных взаимосвязях и взаимозависимостях в природе, взаимоотношениях человека и природы, многообразии мира природы и др. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для начала экологического воспитания и усвоения основ природных взаимосвязей. В первые семь лет жизни ребенка, как известно, наблюдается быстрый рост, интенсивное развитие, именно в дошкольном возрасте происходит совершенствование физических и психических возможностей, становление личности. Исследованиями доказано, что старшие дошкольники способны овладеть умениями и навыками разнообразной деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, и направленной на воспитание осознанно-бережного отношения к объектам растительного и животного мира.

П.Г. Саморукова главным достижением дошкольного возраста считала становление самосознания:

«Дошкольник начинает выделять себя из предметного окружения, начинает осознавать свое назначение, свою роль в кругу близких и знакомых ему людей, осознанно ориентироваться в предметно – природном мире, выделять его особенности, ценности» [2, с. 23].

В связи с этим огромное внимание ученых и специалистов приковано к вопросу об организации экологической предметно-пространственной среды в дошкольной организации. Это обусловлено, с одной стороны, особой значимостью создания оптимальных условий для ознакомления детей с природой, необходимостью приблизить природу к детям, а, с другой, рядом ограничений, связанных с невозможностью содержать в группе животных и определенные виды растений.

Как известно, под эколого-развивающей средой понимается та среда, которая используется в познавательных, оздоровительных целях, служит источником непосредственного общения с природой, приобщения детей дошкольного возраста к трудовой деятельности в природе.

По мнению С. Н. Николаевой, особенность экологической среды, прежде всего, проявляется нахождением в ней объектов живой природы [3]. Развивающую экологическую среду в группе и на участке дошкольной организации составляет разнообразие растительного мира, организация природной зоны в помещении ДОО. Все эти составляющие экологической среды необходимы для воспитания и знакомства детей дошкольного возраста с удивительным миром природы.

Н. А. Рыжовой [5] были разработаны следующие требования к условиям экологической среды для успешного экологического воспитания:

-     познавательное развитие ребенка (обеспечение необходимых условий для активной познавательной деятельности дошкольников, а также возможностей для творческого экспериментирования с природными материалами, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы);

-     эколого-эстетическое развитие дошкольника (акцентирование внимания дошкольников на объектах окружающей природной среды, развитие умения видеть красоту природы, необычайное множество ее красок и различных форм);

-     формирование нравственных качеств ребенка (создание условий для трудовой деятельности детей, проявляющейся в периодическом уходе за объектами живой природы, воспитание желания и готовности к обеспечению необходимых условий для растений и животных, проживающих рядом с детьми, воспитание гуманного ответственного отношения к окружающему миру природы);

-   формирование правильного поведения по отношению к природным объектам (развитие навыков ухода за живыми объектами, грамотного и безопасного поведения в природе);

-   приобщение к природе через различные виды деятельности, актуальные для данного возраста (условия для различных видов игровой деятельности, применение разнообразного природного материала на занятиях и т.п.).

Эколого–развивающая среда дошкольной организации представлена рядом экологических пространств, каждое из которых реализует свою определенную функцию. Среди них первостепенная роль отводится групповому уголку (центру) природы, как наиболее традиционному и в тоже время динамичному по своему содержанию компоненту экологической среды. Поскольку сегодня в уголке природы возможно содержать только некоторые виды растений, так называемые программные, многие дошкольные учреждения организовали зимние сады, экологические комнаты, где присутствуют различные виды растений и животных.

Уголок природы является местом постоянного общения, взаимодействия дошкольника с объектами природы. Обустраивать уголок природы необходимо с учетом возрастных особенностей детей. Для старшей группы детского сада можно разместить: комнатные растения, календарь природы, разнообразные альбомы, гербарии, дидактический материл, художественную литературу природоведческого содержания, игры, природные материалы для опытно – экспериментальной деятельности, оборудование для организации трудовой деятельности, модели, отображающие предметы и явления природы и т.д.

Зимний сад — элемент среды, который в настоящее время получил достаточно широкое распространение среди дошкольных образовательных организаций. Его отличительной особенностью является подбор растений по определенным характеристикам: видовому составу, внешним данным, экологическим и географическим особенностям. Достоинством зимнего сада является большая площадь, создание наиболее оптимальных для растений условий освещения, температурного режима и влажности, и главное, возможность показать детям многообразие мира растений (крупные напольные, вьющиеся и ползучие, экзотические. водные и т.д.) и животных (птицы, рыбы, млекопитающие).

Природоведческие музеи – достаточно новое направление для детских садов. Помимо посещения с детьми краеведческих, естественнонаучных, ландшафтных музеев и выставок, сегодня создаются небольшие музеи (мини-музеи) природоведческого характера в групповых помещениях или на территории участка дошкольных организаций. Экспонатами таких музеев могут стать коллекции природных материалов (почв, минералов), гербарии, макеты, модели, поделки и рисунки, сделанные детьми. В экологическом музее созданы условия для организации детских игр и экспериментирования с природным материалом [4].

Огород – распространенный элемент экологической среды в ДОО. Огород как экологическое пространство может быть представлен тремя видами: традиционный огород на участке, в мини-теплице и огород на окне, предложенный еще Ф. Фребелем более сотни лет назад. Дети оказывают посильную помощь воспитателю в благоустройстве огорода, могут принимать участие в посадке, ухаживать за грядками, наблюдать за ростом и особенностями развития овощей, делать необычайные открытия.

В экологическом пространстве территории ДОО должны быть различные зеленые насаждения, типичные для данного региона, в том числе деревья и кустарники, цветники, клумбы. Рассмотрим подробнее виды зеленых насаждений, предложенные С. Н. Николаевой, которые рекомендуются к посадке на территории ДОО [3]: клен остролистный, ясенелистный, приречный, татарский; липа мелколистная; береза пушистая и бородавчатая; лиственница европейская, даурская; каштан конский; дерн красный; дуб черешчатый; рябина обыкновенная, амурская. Кроме деревьев сажают следующие виды кустарников: сирень обыкновенная и венгерская; жасмин садовый; спирея калинолистная, иволистая, рябинолистная; лох серебристый; акация желтая; калина обыкновенная; форзиция.

В последние годы среди дошкольных организаций получили широкое распространение экологические тропинки на территории ДОО. Экологическая тропа – это своего рода экскурсия, составленная по определенному маршруту на территории ДОО. Проходя по данному маршруту, дошкольники познают, общаются с миром природы. Содержание экологической тропы должно быть обогащено как можно большим количеством природных объектов. Как правило, для экологической тропы выбираются дикорастущие и культурные растения, деревья, кустарники, травы, мхи, грибы, муравейники, гнезда птиц, клумбы, небольшие  водоемы,  огороды,  отдельные  камни,  альпийская  горка. Данные элементы среды направлены на решение задач экологического образования детей дошкольного возраста.

Итак, экологическую среду составляют конкретные, отдельно взятые растения и животные, которые постоянно находятся в организации под периодическим наблюдением взрослых и детей. Осуществляя уход за животными или растениями, сотрудникам ДОО необходимо знать характерные особенности объекта природы, чтобы создать необходимые условия для его успешного существования, будь это растение или животное.

В дошкольной организации все животные и растения должны отвечать следующим требованиям:

-    растения и животные должны быть  безопасны для детей и взрослых, не  наносить вреда  для здоровья и жизни воспитанников;

-    природные объекты в дошкольной организации должны быть неприхотливыми с точки зрения содержания и ухода.

Реализация экологического подхода к содержанию природных объектов направлена на необходимость показать дошкольникам: 1) взаимосвязь живых организмов с окружающей средой; 2) приспособленность живых организмов к условиям среды обитания; 3) разнообразие и единство живых организмов; 4) специфику их роста и развития и др.

Таким образом, экологический подход к объектам природы предполагает, прежде всего, обеспечение необходимых условий для их успешного развития, максимально копирующих естественную среду обитания: предоставление достаточного пространства для комфортного пребывания (наземного, воздушного, почвенного, водного); оснащения места их содержания необходимой атрибутикой из природных материалов (вольера, аквариума, террариума); создание требуемого режима температуры и влажности; подбор необходимых кормов и витаминов для животных и др.

Список литературы

 

1.        Арчегова И.Б. Экологическое мировоззрение - основа развития. М., 2004. 67 с.

2.        Дерябо С.В., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов – на – Дону: Феникс, 1996. 112 с.

3.        Николаева С.Н. Как приобщать ребенка к природе // Методический материал для работы воспитателя. М., 1993. 130 с.

4.        Платова А.Г., Ханова Т.Г. Игра как метод экологического воспитания в дошкольном возрасте // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет  им. К.Минина. Н. Новгород, 2016. С. 70-73.

5.        Программа экологического воспитания дошкольников «Наш дом – природа» / Под ред. Н. А. Рыжовой. М.: Карапуз дидактика, 2005. 34 с.