Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ШАБЛОННОСТЬ В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
02 июля 2017г.

Аннотация: В данной статье автор выделяет шаблоны, наиболее распространенные в рисунках детей дошкольного возраста и приводит основные положения методической системы, которая направлена на их преодоление.

Ключевые слова: детский рисунок, изобразительная деятельность дошкольника, шаблон, графический шаблон, методическая система, преодоление проблем изодеятельности.

Одной из наиболее существенных проблем детской изобразительной деятельности является шаблонность в рисунках. Графический шаблон, который сформировался и повторяется из рисунка в рисунок –    это серьезное препятствие на пути формирования художественно-творческих способностей ребенка в будущем.

Шаблон в детском рисунке определяется как стереотипное изображение детьми привычных графических образов [1].

Несмотря на достаточно широкое освещение проблем детского изобразительного творчества в работах зарубежных и отечественных ученых (К. Риччи, К.М. Лепилов, В.С. Мухина, О.П. Шабанова, Ф.И. Шмит и других), проблемы преодоления шаблонности в детском рисунке, на данный момент, не решены в научно-методической литературе.

По мнению О.П. Шабановой и Н.К. Шабанова успешное вовлечение детей в изобразительную деятельность зависит от того, насколько хорошо педагог владеет способностью диагностировать проблемы в развитии художественно-творческих способностей и выстраивать грамотную методику по их преодолению [2, с. 127].

Перед тем, как приступить к решению проблемы, мы должны понять, насколько она существенна и в какой степени необходимо вмешательство педагога.

В своем исследовании мы выделили несколько основных шаблонов, которые наиболее часто встречаются в детском рисунке.

 Шаблоны по форме. Под формой мы понимаем чаще всего силуэт, очертания какого-либо предмета. Шаблоны по форме– это изображение предметов через простейшие геометрические фигуры, которые закрепляются и повторяются ребенком. Дом будет всегда с прямоугольной или квадратной основой и крышей в форме треугольника; солнце будет представлено в виде круга или его части в углу листа с лучами, расходящимися от него и т.д.

 Шаблоны по цвету . Шаблон по цвету, как и шаблон по форме, формируется в детском рисунке из утверждения взрослого о том как «правильно» рисовать. С ранних лет ребенку прививается представление о том, какими цветами стоит изображать небо, землю, крышу дома и т.д. Таким образом, формируются наиболее устойчивые шаблоны, которые, если не обращать на них  внимания, будут сохраняться практически на протяжении всей жизни конкретного человека.

Самое сложное в ситуации с цветовыми шаблонами – это то, что с возрастом заложенные в детстве представления не только закрепляются, но укореняются настолько сильно, что есть опасность живописной слепоты, и как следтсвие – проблемы с развитием живописного видения.

 Шаблоны по образу. Зачастую, детей обучают рисованию их родители, которые сами обладают системой устоявшихся шаблонов. Они, сами того не зная, прививают детям готовые образцы, которые, как им кажется, правильные и должны сформировать у ребенка представление об изображении предметов и явления окружающего мира. Тем самым, взрослые лишают ребенка необходимости размышлять на тему создания образа самостоятельно – ведь у него уже есть готовый образец. Цвет, форма, обстановка и прочие атрибуты рисунка будут повторяться из раза в раз.

 Шаблоны по ракурсу . Особенности восприятия дошкольника таковы, что   он не  способен воспринимать сложные ракурсы, поскольку он еще недостаточно изучил объекты, которые он изображает. В процессе анализа объекта, к ребенку постепенно приходит понимание самой формы предмета, его объема, фактуры и т.д. Однако, чтобы это происходило, родитель или педагог должен целенаправленно обращать внимание ребенка на эти качества.

 Ориентирование в пространстве. Усваивая внешние свойства предметов и явлений, ребенок постепенно начинает понимать его пространственное расположение  и отношение  между  разными предметами в пространстве. Однако эти представления ребенок связывает со своим телом, т.е. центрируется на нем. В целом, этот момент мы также можем отнести к шаблону. После того, как усвоены простейшие понятия, дети начинают выделять отношения между отдельными предметами, видеть их взаимосвязь. Но для того, чтобы этот процесс проходил планомерно, несомненно, требуется упорная работа по специально разработанной методической системе.

В процессе исследования шаблонов в детском рисунке, мы пришли к выводу о необходимости создания методической системы, которая направлена на их преодоление.

Целью методической системы является преодоление шаблонов в детском рисунке. Среди задач мы выделяем следующие:

-    выявление и анализ причин проявления различных шаблонов в рисунках детей дошкольного возраста и поиск путей их преодоления в процессе выполнения специальных развивающих заданий;

-   создание образовательно-развивающей среды, которая базируется на оптимальных педагогических условиях, принципах, методах, приемах и формах работы с детьми в дошкольной образовательной организации, для обеспечения выполнения необходимых условий преодоления шаблонов в рисунках детей на ранних этапах изобразительной деятельности;

-   проведение диагностики сформированности шаблонов в рисунках детей;

-      формирование изобразительных умений и навыков дошкольников, развитие фантазии и воображения, необходимых для преодоления шаблонности в детском рисунке.

Методическая система, направленная на преодоление шаблонности в детском рисунке базируется на

определенных принципах, среди которых мы выделили наиболее существенные: принцип системности и последовательности творческой активности; принцип воспитывающего характера обучения; принцип доступности; принцип учёта индивидуальных особенностей; принцип наглядности; принцип сознательности и творческой активности личности.

Для оценки сформированности тех или иных шаблонов мы разработали уровневую систему, которая включает в себя низкий, средний и высокий уровни развития изобразительного творчества дошкольников (чем меньше шаблонов выявлено в рисунках, тем выше уровень развития ребенка).

Для того чтобы установить уровень творческого развития детей (на основе присутствия в рисунках шаблонов по форме, цвету, образу, ракурсу и ориентировании в пространстве) нами была разработана система диагностических заданий, включающая в себя такие методы исследования, как наблюдение, беседа и анализ продуктов творческой деятельности детей.

На основе анализа проблемы шаблонности в детском рисунке, нами  были отобраны наиболее эффективные методы, которые будут способствовать ее преодолению: метод проблемного обучения; метод беседы; объяснительно-иллюстративный метод; метод практической деятельности.

Среди педагогических технологий, которые легли в основу методики, мы выделяем технологию проблемного обучения, развивающего обучения, технологию развития творческого потенциала личности.

Реализуются в предложенной методической системе и принципы педагогики сотрудничества. Педагог и дети должны работать в тесной взаимосвязи, в коллективе. Совместное решение проблем не означает, что педагог должен показать, как именно рисовать тот или иной объект. Он должен выполнять роль наставника и помощника на пути поиска оригинальных образов и способов изображения явлений и предметов окружающего мира.

Мы предполагаем, что наличие подобной методической системы, может внести значительный вклад в решение проблемы преодоления шаблонности в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности.

Список литературы

 

1.    Мухина В.С. Генезис изобразительной деятельности ребенка: Автореф. дисс. докт. псих.наук. [Эл.ресурс]:URL: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/19198.php (Дата обращения: 24.05.2017).

2.    Шабанов Н.К., Шабанова О.П. Актуальные проблемы магистерской подготовки художника- педагога / Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - №3, 2012. – С. 127-129.