Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕХНОЛОГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Тобольск
ВУЗ:
Дата:
02 июля 2017г.

Одним из эффективных способов формирования метапредметных и личностных результатов обучения является проектная деятельность. Именно поэтому, согласно новым ФГОС, в структуре программы образовательных организаций должна присутствовать обязательная составляющая – программа проектной деятельности обучающихся [1]. Проектная деятельность школьников – эта форма учебно- познавательной активности школьников, заключающаяся в мотивированном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности [2]. Проектная деятельность является интегративным видом деятельности, обеспечивающим координацию различных сторон процесса обучения – содержательной, процессуальной, коммуникативной, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, профессионально-трудовой, учебной, теоретической и практической деятельности. Работая над проектом, обучающиеся учатся находить и выбирать нужную информацию и оформлять ее разнообразными способами, сотрудничать с партнерами по проекту; накапливают опыт толерантности, получают жизненный опыт взаимодействия с окружающим миром; осваивают навыки публичного выступления, что относится к ключевым компетенциям. Условием технологии проектной деятельности является наличие выработанных представлений о конечном результате деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Эффективность реализации проектной деятельности может быть оценена по различным основаниям. Одно из них – это метапредметные результаты. В новом образовательном стандарте метапредметные результаты характеризуются как способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов [3]. К метапредметным результатам относятся освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности [4]. Опираясь на определение понятия проектной деятельности, становится очевидно, что их организация способствует развитию многих метапредметных компетенций. Прежде всего, формируются регулятивные умения, направленные на организацию, планирование своей познавательной  деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи; самостоятельно планировать пути достижения целей; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности.

Другая группа компетенций связана с овладением общими познавательными умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждение, умозаключение и делать выводы. В ходе проектной деятельности требуются умения организовывать учебное сотрудничество, совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, умения формулировать и аргументировать собственную точку зрения, использовать информационно-коммуникационные технологии, развивается коммуникативная компетенция. Не менее важны и личностные результаты участников проектной деятельности, которые также являются одним из ключевых критериев эффективности реализации проектной деятельности. Личностные результаты –       готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме [3].

В сфере личностного развития учащихся участие в проектной деятельности способствует формированию мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формированию системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, освоению социальных норм, правил поведения. В своей практике учителя в большинстве своем организуют проектную деятельность экологической направленности. Значимость тематики проектной деятельности, учитывающей возрастные особенности учащихся, содержательную составляющую различных разделов школьного курса биологии основной школы возрастает в связи с появлением нового вида исследовательской деятельности учащихся в форме индивидуального итогового проекта. Существуют разнообразные типы и виды проектов, поэтому для учащихся, обладающих разным уровнем учебных возможностей, должна быть предложена самая разнообразная проблематика проектов, учитывающих уровень их подготовки, мотивацию, интересы. В качестве возможной тематики проектов для учащихся разных классов можем предложить разнообразные темы: 1.Растения Красной книги Тюменской области. 2.Изучение бактериологических показателей питьевой водопроводной воды. 3. Изучение видового разнообразия рыб водоемов Тюменской области. 4. Млекопитающие на гербе разных стран. 5. Изучение суточной активности птиц (на примере деревенской ласточки). 6. Сотовый телефон – благо или зло здоровью? 7. Здоровая еда – реальность или фантастика? 8. Стволовые клетки – панацея от старения или страшная опасность? В условиях организации проектной деятельности существенно возрастает роль реферативных проектов, так как не все школьники способны к исследовательской деятельности творческого характера. Но даже такой вариант организации проектной деятельности обеспечит формирование у учащихся системы необходимых универсальных учебных действий. Автор проекта самостоятельно получает возможность научиться планировать и работать по плану. А это один из важнейших учебных и социальных навыков, которым должен овладеть обучающийся. У ученика появляется возможность в полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со своими увлечениями. Он учится осуществлять самооценивание хода и результата работы. Новые возможности организации проектной деятельности позволят использовать и новые формы ее организации. Это урок-творческий отчет, урок открытых мыслей, урок-защита исследовательских проектов, урок-лаборатория. Многообразие форм деятельности позволит обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них универсальных учебных действий [5].

Таким образом, все это свидетельствует о важности проектной деятельности при организации учебно- воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС.

Список литературы

 

1.        Федеральный государственный образовательный стандарт –http://минобрнауки.рф/

2.        Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение : учеб. пособие для студ. Учреждений высш. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 144 с.

3.        Федеральный    государственный    образовательный   стандарт   среднего    (полного)     общего образования. Проект// Российская газета, 17 февраля. – 2011.

4.        Корякина Н.И.       Детский центр коммунального       предприятия – инновационная форма образования для устойчивого развития // Биология в школе, 2009. - № 6.

5.        Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.