Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О ПРОБЛЕМАХ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ СТУДЕНТАМ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Авторы:
Город:
Чита
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

С глубокой древности математическое образование является частью общечеловеческой культуры. Любому человеку в современном мире необходимо уметь мыслить, необходима способность к самостоятельной интеллектуальной деятельности. Доказано, что математика является эффективным средством развития культуры мышления. Мерой мыслительных способностей является способность к абстрагированию. Особая ответственность за формирование абстрактного мышления лежит именно на математике. Кроме того, математика —    это база, способствующая возможности самообразования, обеспечивающая готовность к овладению другими дисциплинами.

Математическая подготовка становится неотъемлемой частью общеобразовательной подготовки высококвалифицированных специалистов всех уровней. Практически для всех гуманитарных факультетов высшей школы предусмотрены математические курсы.

Большинство     студентов,    обучающихся         по     специальностям     «Социальная    работа»,    «Туризм», «Менеджмент», имеют за ЕГЭ по математике ниже 45 баллов и выбор будущей специальности, по их признанию, в частности, объяснялся надеждой на малое присутствие математики в учебной программе.

Средний студент приходит после школы на первый курс с неусвоенными элементарными математическими понятиями. Это лишний раз подтверждает неблагополучную ситуацию, которая сложилась в современном российском образовании.

Прослеживается тенденция занижения математического образования в средних школах. С.М. Никольский в статье «О математике в общеобразовательных школах» приводит следующие данные: «По школьным учебным планам выделялось на арифметику и алгебру (ранее в 4–8 классах, теперь в 5–9 классах) в 1949 г. — 900 часов, в 1975–800, в 1999–650, уменьшение на 27 %» [1].

Урон качеству математического образования наносится и введением Единого Государственного Экзамена. Так как успешность работы учителя оценивается результатами, полученными при прохождении его учениками ЕГЭ, то учащихся в 11 классе фактически только «натаскивают» на решение стандартных заданий, при этом большинство школ ставят своей задачей только разбор заданий части В, ограничиваясь пассивным заучиванием алгоритмов решения. Введение еще одного тестового экзамена после 9 класса только ухудшило ситуацию.

В итоге студенты, которых набирают на первый курс, приходят в университет совершенно неподготовленными к дальнейшему обучению и усвоению материала. Приходится тратить время на повторение элементарных основ математики, например, заново учиться складывать дроби.

Обозначенные трудности предполагают поиск новых подходов к преподаванию математики на гуманитарных специальностях.

Целью образования гуманитария в области математики является воспитание у него математической культуры.

Математика должна быть тесно увязана с общекультурными ценностями и общефилософскими концепциями, с событиями и фактами истории, языками, литературой, искусством и музыкой. Особое внимание должно быть уделено правильному пониманию и грамотному употреблению терминов. Но вместе с тем студенту гуманитарию необходимо овладеть определенным математическим аппаратом, который позволил бы ему осуществлять количественный анализ информации.

В последние годы появилось несколько подходов к построению математической подготовки студентов- гуманитариев. Можно выделить три основных подхода:

-    адаптация программ по математике для инженерно-технических специальностей (в основном за счет сокращения объема курса, как правило, без учета реалий учебного процесса);

- подмена содержания курса научно-популярными текстами;

-    изучение нескольких разделов математики, построенное по единому методологическому принципу и ориентированное на студентов, не собирающихся продолжать математическую подготовку в вузе.

Последний подход является, по моему мнению, наиболее перспективным.

Как показал анализ педагогической практики, для студентов-гуманитариев предмет математики вызывает целый ряд проблем и как следствие снижает мотивацию учения. Можно выделить следующие основные трудности, которые возникают у обучаемых: сложность и трудоемкость вычислений; интерпретация решения и полученного ответа. Следствием возникших трудностей является небольшое количество задач, которые студенты успевают решить в ходе занятия, и снижение интереса у студентов к их решению. Многие студенты считают изучение математики бесполезным для своей будущей профессиональной деятельности.

Как отмечают исследователи, перечисленные проблемы во многом обусловлены индивидуально- психологическими особенностями студентов-гуманитариев, выражающихся в неформализованном восприятии материала, возникновении трудностей при анализе причинно-следственных связей [2].

Разработка методического пособия для студентов-гуманитариев по данному предмету совершенно необходима в каждом вузе. Такое пособие позволит очертить рамки обязательной части курса, не нарушая логику предмета.

На мой взгляд, такое методическое пособие может быть разработано в виде рабочей тетради, часть пространства которой будет заполняться самим студентом.

Это поможет сформировать у учащегося четкое представление о результатах изучения курса, позволит сконцентрировать необходимую для усвоения и запоминания информацию по предмету, совокупность приобретенных оперативных навыков.

Включение в такую рабочую тетрадь теоретического материала: определений, вывода всех необходимых формул, алгоритмов решения задач позволит сэкономить время при проведении лекционных занятий.

Содержание курса должно иметь академический характер. Но, максимально учитывая психологические особенности мышления людей гуманитарного склада ума и средний уровень математической подготовки студентов, обучающихся на гуманитарных факультетах, не имеет смысла навязывать им неприемлемого для них формально-логического изложения материала, по возможности заменять строгие доказательства описательно- наглядными рассуждениями.

Для ликвидации пробелов в знании школьной программы по математике и соблюдения преемственности математического образования средней и высшей школы, наиболее уместными темами курса являются темы, изучаемые учащимися на протяжении всего курса алгебры 8-11 классов: функции, их графики и свойства; графический способ решения уравнений и систем уравнений и т.д.

Полноценное высшее образование должно удовлетворять некоторым общим требованиям, независимым от профиля подготовки специалиста. Оно должно давать целостное представление о современной естественнонаучной картине мира, способствовать творческому развитию личности.



Список литературы

1.      Никольский С.М. О математике в общеобразовательных школах // Образование, которое мы можем потерять — М: МГУ им. Ломоносова, 2002 – С. 83-92.

2.      Саранцев Г.И. Обучение математическим доказательствам в школе: Кн. для учителя. — М., 2000.

3.      Зайкин Р.М. Реализация профессиональной направленности математической подготовки на юридических факультетах: Дис. канд. пед. наук. — Н. Новгород, 2004.

4.      Скороходова Т.В. Опыт преподавания математики студентам гуманитарных специальностей // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 143-145.