Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

     В современных социально-экономических условиях существования высшей школы досуговая деятельность преподавателя вуза является одной из важнейших сфер жизнедеятельности личности, которой, однако, на практике уделяется мало внимания. При этом, возможности досуговой деятельности преподавателя могут быть использованы как с целью профессионального роста преподавателя, так и с целью совершенствования качества его научной, методической и инновационной деятельности [2; 5; 6 и др.]. Наши исследования показали, что эффективность досуговой деятельности как фактора профессионального саморазвития преподавателя вуза повышается, если:

1)        осуществляется процесс развития профессионально значимых качеств личности, таких как, гностические, коммуникативные и организационные;

2)    активизируется развитие индивидуально-творческого потенциала преподавателя вуза посредством учета мотивационной, эмоциональной и деятельностной сфер личности;

3)     организуется соответствующая поддержка научно-педагогических работников в процессе освоения профессионально ориентированных видов досуговой деятельности.

    Один из важнейших факторов саморазвития преподавателя вуза является активизации и развития его индивидуально-творческого потенциала, для которого необходимо с первую очередь учитывать мотивационную сферу личности. Данная сфера включает в себя определение видов мотиваций:

• ситуационные мотивации, включающие в себя факторы. Побуждающие индивида к действиям в зависимости от определённых ситуации. Такие ситуации могут возникать внезапно в зависимости от поступков и действий других людей (коллег, подчиненных, родных, врагов), от социального положения и даже от настроения конкретного человека;

• диспозиционные мотивации, это внутренние мотивации личности, которые формируются в зависимости от трудовой деятельности человека, его материальных, духовных и физиологических потребностей.

    В клубных объединениях основными являются диспозиционные мотивации, так как большинство преподавателей вузов являются сформированными личностными с устоявшимися взглядами на жизнь, а общение клубах по интересам, как правило, осуществляется на добровольной основе и общими взглядами на общую проблему. В таких условиях главными мотивами в клубных объединениях будут стоять мотивы верхнего уровня: социальные (потребность в уважении, авторитете, чувство собственного достоинства) и духовные (потребность находится в обществе, самообразования, повышение духовного уровня, вера). Благодаря этим мотивам в клубных объединениях осуществляется общение различных по статусу, уровню, психологическим взглядам и уровню творческого развития преподавателей. Это дает возможность развиваться творческой стороне личности. Исходя из концепции А.Н. Леонтьева, механизм сдвига мотивов на цель действует во многих сферах человеческой жизни [4]. Мы предлагаем использовать данную концепцию, для реализации программы повышения самореализации преподавателя вуза с помощью клубных объединений. Задача такой программы на базе клубных объединений различного профиля организовать тренинги и различные деловые игры, позволяющие выявить актуальные проблемы для отдельных групп преподавателей и предложить им соответствующие психологические программы личностного роста.

   Однако заставить человека совершать те или иные поступки, даже основанные на определенных мотивах сложно. И здесь важную роль играют эмоции. Роль эмоциональной сферы в управлении поведением человека велика. Эмоции и чувства являются непроизвольным компонентом в управлении нашим поведением. Они накладываясь на мотивационную сферу образуют активную двигательную силу, вмешиваясь в деятельный процесс как на стадии осознания потребности и оценки ситуации, так и на стадии принятия решения и оценки достигнутого результата. Эмоции возникают лишь в связи с такими событиями или результатами действий, которые связаны с мотивами. Задача тренингов и программ психологического роста и развития на базе клубных объединений состоит в том, чтобы создать эмоциональную атмосферу, которая в дальнейшим будет являться стимулом  постоянной  работы  клубного  объединения  и  профессионального  роста  каждого  отдельного преподавателя в рамках клуба.

   Деятельная сфера личности человека – это набор действий в отношении различных жизненных ситуаций.

   Деятельность человека невероятно сложна. Ее активность зависит от множества факторов. Психологическая теория деятельности рассматривает макроструктуру деятельности в виде сложного иерархического строения. В её состав включают несколько уровней, в числе которых называют: особые виды деятельности, действия, операции, психофизиологические функции. Особенные виды деятельности в этом случае выступают как совокупность действий, вызываемых одним мотивом. К ним обычно относят игровую, учебную и трудовую деятельность. Их же называют формами активности человека [1]. Предлагаемые нами тренинги психологического роста и развития на базе клубных объединений направлены на развитие научной и познавательной сферы деятельности, которая будет вытекать из учебных или игровых форм деятельности. Такие игровые формы общения преподавателей позволят раскрепостить творческое начало и эмоциональную закрытость более опытных преподавателей, создавая комфортные условия для контакта и общения, а также для развития личности всех участников клуба.

 

Список литературы

1.      Ю. Б. Гиппенрейтер Общаться с ребенком. Как?: ЧеРо, Сфера. – М., 2003.

2.      Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности / А.Д. Жарков. – М., 2002.

3.      Калнинш, Л.М. Теоретическая модель саморазвития учителя в профессионально-динамической системе/ Л.М. Калнинш // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 3(22). – С. 248–251.

4.      Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х тт. М.: Педагогика, 1983, т. 1.

5.      Литвак Р.А. Организация досуговой деятельности пожилых людей в фитнес-клубе / Р. А. Литвак, И. В. Резанович // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. – С. 177–183.

6.      Ярцев А.А. Досуговая деятельность как фактор профессионального становления будущего педагога: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: –Н/ Новгород. – 2004.–152 c.