Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Авторы:
Город:
Тирасполь
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Политика Приднестровской молдавской республики в сфере образования определяет воспитание как первостепенный приоритет в образовании, а в качестве важнейших задач выдвигает формирование гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Современное образование должно давать не только знания, но и формировать личность, способную жить в ситуации социальной нестабильности, принимать верные решения и, что немаловажно, нести ответственность за них, вступать в продуктивный диалог и налаживать сотрудничество. В связи с этим воспитание должно стоять не отдельным элементом внеучебного педагогического действия, а  необходимой органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

Согласно Федеральным государственным стандартам высшего профессионального образования, Вуз обязан сформировать свою неповторимую социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Среди компетенций, которые должны быть сформированы у выпускника вуза, называют готовность, умения и способности к кооперации и сотрудничеству с коллегами, работе на общий результат; работе в коллективе; руководству людьми и подчинению личных интересов общей цели; разрешению конфликтов и социальной адаптации; выстраиванию межличностных коммуникаций; нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и др.

Сегодня в Приднестровском государственном университете им. Т.Г. Шевченко имеется существенный потенциал форм, средств, методов организации воспитательной (внеаудиторной) деятельности, направленный на развитие личностной компоненты в подготовке будущего специалиста. Разработана и утверждена «Концепция воспитания студенческой молодежи в ПГУ им. Т.Г. Шевченко», которая является базой создания и развития системы воспитательной работы в нашем университете и представляет собой научно обоснованную совокупность взглядов на основные цели, задачи, принципы, содержание и направления воспитательной работы со студентами.

Приоритетными направлениями воспитания являются: патриотическое воспитание; духовно-нравственное воспитание; формирование научного мировоззрения; подготовка к семейной жизни; трудовое воспитание; экологическое воспитание; физическое воспитание; поддержка и развитие форм студенческого соуправления; организация воспитательной работы со студентами, проживающими в общежитиях; обеспечение социальной поддержки и защиты студентов; международное сотрудничество.

По каждому из вышеперечисленных направлений воспитательной деятельности в ПГУ им. Т.Г. Шевченко реализуются комплексные план - программы.

Важнейшее место в обеспечении эффективности воспитательной работы в ПГУ им. Т.Г. Шевченко принадлежит структуре управления воспитательным процессом включающей в себя: отдел молодежной политики, воспитания и социальной защиты; Совет по воспитательной работе ПГУ; отдел психологического сопровождения и профориентационной работы; культурно-просветительский Центр ПГУ им. Святых равноапостольных  Кирилла и Мефодия; спортивный клуб «Рекорд»;   спортивно – оздоровительный лагерь «Сэнэтатя»; объединенный студенческий совет факультета, объединенный студенческий совет общежитий и студенческий профсоюзный комитет университета, которые тесно взаимодействуют с деканатами (дирекцией) и кафедрами в процессе организации воспитательной деятельности. Мотивации студентов к ответственной лидерской работе способствуют занятия Школы студенческого Актива.

Созданные в ПГУ им. Т.Г. Шевченко нормативные документы направлены на реализацию указанной цели, а также способствуют освоению студентами новых социальных навыков и ролей, развивают культуру социального поведения молодежи с учетом динамики общественных отношений.

Ежегодно воспитательная деятельность в ПГУ им. Т.Г. Шевченко и 13 его факультетах (институтах, филиалах) ведется согласно плану, утвержденному Ректором. Ежемесячно на заседаниях Совета по воспитательной работе обсуждаются вопросы, касающиеся различных направлений воспитательного процесса.

В целях демократизации системы управления учебным заведением в состав Ученого Совета факультетов (институтов, филиалов) также включены представители студенческого самоуправления. Это обеспечивает оптимальный учет интересов студенческого коллектива и участие его представителей в обсуждении и выработке наиболее важных решений, относящихся к деятельности учебного заведения, затрагивающих права и обязанности студенческого коллектива, а также развития научного творчества студентов, организации производственной (профессиональной) практики и общественно-полезной деятельности.

Студенты участвуют в работе: стипендиальных комиссий университета и факультетов (институтов, филиалов) ПГУ; Совета по воспитательной работе ПГУ; приемной комиссии; советов по работе в общежитиях; советов (комиссий) по общекультурной и спортивной работе.

При этом студенческое самоуправление приобретает социально-практический характер, обусловленный необходимостью сознательного, ответственного отношения студентов к возможностям и перспективам своей профессиональной и культурно-нравственной самоорганизации и участия в социальном управлении.

Не менее значим для современного подхода к воспитанию будущего специалиста высшей звена акцент на отношение его к самореализации, самовыражению, самоопределению в студенческой среде, отвергающий часто любые попытки регламентировать поведение или навязывать установки. Это одна из самых деликатных позиций в воспитательной работе. Студентам предложены варианты выбора форм внеучебной деятельности, где они могут себя реализовать. Это многочисленные мероприятия внутривузовского характера: конференции, круглые столы и разнообразные встречи, школа актива, конкурсы, фестивали, праздники, спортивные мероприятия, а так же вовлечение студентов в проведение республиканских мероприятий.

Успех и эффективность внеучебной воспитательной работы со студентами во многом определяется включенностью профессорско-преподавательского состава и структур университета в общий процесс; координирующая роль администрации, общественных студенческих организаций - профкома, студенческого совета, студенческого актива в механизм внеучебной воспитательной работы. Все перечисленное выше - основа благоприятных условий и предпосылок для целостного развития и самореализации студентов.

Кратко осветив основные направления развития воспитательной деятельности в Приднестровском государственном университете им.Т.Г. Шевченко можно сделать следующие выводы:

-          активно развивается студенческое самоуправление: сформированы органы студенческого самоуправления: профсоюзный комитет студентов, Объединенный студенческий Совет факультетов и Объединенный студенческий совет общежитий, создана их нормативная база, работает Школа студенческого актива;

 -     действенно взаимодействуют представители студенческого самоуправления и администрация ПГУ, факультетов (институтов, филиалов) университета, общежитий, присутствуют элементы общественных начал в управлении вузом;

-   воспитательная работа в университете имеет необходимое финансовое обеспечение, созданы механизмы морального и  материального стимулирования студентов за особые достижения в учебе, научно- исследовательской, общественной, творческой и спортивной деятельности;

-    создана система реализации внеучебной воспитательной деятельности, она ведется целенаправленно, систематически, с учетом специфики факультетов (институтов, филиалов), через творческий союз преподавателей и студентов по приоритетным направлениям воспитания: гражданско-патриотическое, правовое и профилактика правонарушений среди студентов, семейное, культурно-эстетическое, трудовое, экологическое, физическое воспитание; духовно-нравственное воспитание.

-   в ПГУ сформированы традиции образовательного учреждения.

Основные задачи дальнейшего развития воспитательной среды университета:

-      усиление внутриуниверситетской интеграции, сотрудничества между факультетами в организации воспитательной деятельности;

-   оптимизация системы управления воспитания в вузе, совершенствование организационной работы путем анализа и выявления «кризисных  управленческих  точек» в подразделениях  университета,  ответственных  за воспитательный процесс (своевременного делегирования полномочий, повышения ответственности должностных лиц и исполнителей и их эффективного взаимодействия, налаживание бесперебойного движения информационных потоков по вертикальным и горизонтальным уровням);

-   расширение коллегиальности в управлении вузом;

-      увеличение внимания к деятельности кураторов, повышение их ответственности в проведении молодежной политики, в обеспечении и внедрении новых форм воспитательной деятельности со студентами;

-     расширение взаимодействия с органами исполнительной власти, для привлечения их к участию в деятельности университета: создание ассоциации выпускников университета;

-   совершенствование инфраструктуры воспитательной деятельности в университете;

-   дальнейшее развитие системы корпоративной культуры и студенческого самоуправления.

-   последовательное сближение линий науки, обучения, воспитания и развития личности студента.

-     в сфере международной деятельности и внешних связей: разработка и реализация международных проектов и программ в сфере воспитания.

Необходимо создание системы поиска и сопровождения талантливой молодежи, которая не только обладает современным инновационным мышлением и способна в будущем развивать экономику, основанную на знаниях, но и стремится к нравственному развитию, любит свое Отечество и национальную культуру. Эта работа должна быть рассчитана на долгосрочную перспективу.

Концептуально университет, аккумулируя в себе кадровые, материальные и методические ресурсы, выступает как центр социокультурного пространства, фокусирующий позитивные социальные воздействия на студента, защищающий его от антисоциальных и антигуманных действий, поддерживающий его психологически, способствующий его гармоническому развитию и самовоспитанию. Основная задача современного этапа - достижение высокой культуры постановки воспитательной работы в университете, создание гуманистической (личностно-ориентированной) воспитательной системы, пронизывающей все области жизнедеятельности ПГУ им. Т.Г Шевченко.