Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Авторы:
Город:
Тольятти
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

В современных условиях образования (внедрение ФГОС второго поколения, предусматривающий личностно – ориентированный подход, оснащение кабинетов современными техническими средствами) учителю (особенно начальных классов) необходимо свободно ориентироваться в этом широком спектре современных (инновационных) технологий.

На современном этапе развития общества, на начальном этапе обучения применяется огромное количество современных подходов к обучению. Рассмотрим лишь некоторые из них.

1.      Технические средства обучения или информационно – коммуникационные средства обучения (ИКТ).

Внедрение ИКТ в учебный процесс показало, что у учащихся существенно повышается мотивация к изучению предметных дисциплин, снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик‖ к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер- учитель‖, повышается качество образования. Здесь возможна как индивидуальная работа ученика, так и групповая. Например, урок – обобщение пройденного материала по окружающему миру в 3 классе УМК «Перспектива».  После  пройденного  раздела  «В  поисках  Всемирного  наследия»,  включающий  в  себя «путешествия» в Египет, Грецию, Иерусалим, Китай, делю учащихся на группы. Здесь хочется рассказать о процессе этого деления. Заранее готовлю картинки в двух экземплярах (по количеству групп) с изображением объектов Всемирного наследия, например, Московского Кремля или Египетских пирамид. Парты в классе заранее сдвинуты по количеству групп. На партах лежат увеличенные картинки, напечатанные на плотных листах. Второй экземпляр изображения режу на крупные части и перемешиваю. При входе в класс учащиеся берут один кусочек и ищут, к какой картинке из тех, что находятся на парте этот паззл подходит. Такой принцип деления на группы возможен не только на уроках окружающего мира, но и на литературном чтении (тогда возможны изображения из сказок). Согласно этому изображению учащиеся занимают рабочие места. На партах находятся ноутбуки с возможностью выхода в сеть Интернет. Учащиеся в группах выбирают капитана команды. Капитан подходит к учителю и вытягивает листочек с заданием, например, «Искусство Египта», то есть из ранее изученного материала. Капитан раздает задания членам своей команды (поиск теоретической информации, видеороликов, картинок по теме). Из собранного материала учащиеся создают презентации в программе PowerPoint. По сети «перекидывают» эти материалы учителю либо записывают на флеш-карту. Затем эту презентацию с рассказом по теме оказывают на интерактивной доске всему классу. Здесь нужно отметить, что учащиеся моего класса уже умеют делать презентации, так как посещают занятия обучения работе с компьютером «Инфознайка» в школе.

Также при работе с техническими средствами обучения возможно применение игровых технологий. Об этом пойдет речь ниже.

2.      Технология проектной деятельности.

Проектная деятельность - это образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков [1].

Здесь возможно использование интегрированных уроков. Приведу пример из своего опыта. На уроках технологии мы с ребятами учимся вязать спицами (сентябрь - ноябрь). В этот временной период на уроках окружающего мира изучаем строение дерева, как деревья переживают зиму, отношение к природе. В итоге у нас получаются «носки» для деревьев, которые согревают их в зимний период. Вот пример такого «носка», который сохранился до весны.


1.      Технология уровневой дифференциации.

Дифференциация обучения – это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента [2].

В современной системе образование использование дифференцированного обучения считаю обязательным, так как нет только «сильных» или только «слабых» классов. В одном классе обучаются дети с разными интеллектуальными возможностями.

Например, на уроках математики по учебнику Л.Г. Петерсон уже предусмотрены задания базового и повышенного уровней.

На уроках литературного чтения на оценку «три» достаточно просто выразительно прочитать стихотворение, на оценку «четыре» - выучить его наизусть, на оценку «пять» - выучить наизусть и выделить выразительные средства, используемые автором.

На уроках окружающего мира учащиеся заранее знают о теме следующего урока. Желающие всегда могут подготовить доклад или презентацию на соответствующую тему и рассказать классу.

У учащихся начальных классов в силу возрастных особенностей развит дух соревнований, поэтому метод дифференциации способствует повышению качества образования.

2.      Игровые технологии.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Применение игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Поделюсь своим опытом. Игровые технологии можно использовать как на уроках, так и на внеурочной деятельности, например, на внеурочной деятельности «Юный профессор» можно провести познавательную игру «Контрольная закупка». Учащиеся делятся на «экспертов», которые сидят за отдельным столом с цифровыми микроскопами. Ребята заранее принесли несколько видов стирального порошка. На интерактивной доске фото – заставка передачи «Контрольная закупка» на Первом канале. За несколько часов до мероприятия куски белой ткани испачкали кофе и замочили в емкостях с порошками.

У участников эксперимента на партах стоят стаканы с горячей и холодной водой, а также емкость с порошком. С помощью системы модульных экспериментов PROLog и ноутбуков учащиеся измеряют температуру воды и фиксируют на специально подготовленных бланках. В ложку набирают порошок, затем из стакана с горячей водой наливают воды в ложечку и относят экспертам, которые под микроскопом смотрят уровень растворяемости порошка и ставят оценку. Аналогично поступаем и с холодной водой. Затем смотрим степень очистки испачканной ранее ткани и выводим итоговую оценку порошку. Так мы выбираем самый хороший порошок.

3.      Здоровьесберегающие технологии.

«Здоровьесберегающие образовательные технологии» - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни [2].

В начальной школе используются различные типы технологии: здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, организация здорового питания); оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, физ.минутки на уроках; технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла); воспитание культуры здоровья (занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали культур народов своего края, кружок «О правильном  питании», внеурочная деятельность спортивно – оздоровительной направленности  «Спортивное ориентирование»).

4.      Система оценки деятельности учащихся за конкретный период «Портфолио».

Портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи. Поддерживает высокую учебную мотивацию школьников; поощряет их активность и самостоятельность, расширяет возможности обучения и самообучения; развивает навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формируют умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; закладывает дополнительные предпосылки возможности для успешной социализации [2].

В портфолио учащиеся вкладывают творческие работы, «отличные» диктанты по русскому языку и контрольные по математике, самостоятельные работы по окружающему миру и сочинения с иллюстрациями по литературному чтению, фото поделок на осеннюю и зимнюю тематику, письма Деду Морозу [3].

Обязательна страница «Знакомьтесь, это я!», а также семейное дерево с фотографиями членов своей семьи. Так как мы с учащимися часто участвуем в конкурсах, то в наших портфолио много всевозможных грамот, дипломов, сертификатов различного уровня (от международного до школьного).

Таким образом, опыт современной начальной школы располагает широчайшим арсеналом применения инновационных технологий в процессе обучения. В результате их грамотного применения выросли качество обучения, познавательный интерес, социальная активность, количество социально-значимых проектов. Несомненно, учителю на любой ступени обучения необходимо пополнить свой педагогический «арсенал» новыми технологиями.

 

Список литературы

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации – М.:2009 - . Режим доступа: http://минобрнауки.рф, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. ус., англ.

2.      Хамитова Н.Д., Современные образовательные технологии в учебном процессе начальной школы

3.      Ахметжанова Г.В., Технология рефлексивной деятельности учащихся в начальной школе. http://elibrary.ru/item.asp?id=20395022