Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН РОССИИ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА И ИХ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 сентября 2016г.

Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства не существует как отдельное право, оно теснейшим образом связано с функционирования гражданского общества. Посредствам реализации данного права мы можем вести речь о развитии в современной России подлинно демократического гражданского общества с его институтами прямой и непосредственной демократии. Именно гражданское общество является тем необходимым условием на котором осуществляется функционирования государственного аппарата и всей государственной машины на принципах демократии. Ведя речь о единстве права граждан на участие в управлении делами государства и института народовластия, происходит взаимовлияния между государством, его гражданами и гражданским обществом.

Основополагающей первой главой Конституции РФ устанавливается, положение статьи что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти. Выражением власти народа осуществляется через разные институты, такие как местного самоуправления, через систему политических партии и общественные организации, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, непосредственное обращение в органы государственной власти и т.д. Все эти проявления в своей совокупности составляют политическую систему государства, с развитыми элементами гражданского общества.

Проявлением рассматриваемого права – участия граждан в управлении делами государства так же раскрывается в нормах статьи 3 Конституции России, которая регламентирует, что референдум и выборы являются высшим и непосредственным выражением власти народа. Проявления в Конституция РФ активного права граждан принимать участие в управлении реализуется через конституционные закрепления права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст.32).

Как следует из статьи 32 Конституции РФ в качестве самостоятельных конституционных прав за гражданами Российской Федерации закрепляются четыре основные формы участия граждан в управлении делами государства, а именно 1. избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; 2. участвовать в референдуме; 3. Имеют равный доступ к государственной и муниципальной службе; 4. Обладают правом на участие в отправлении правосудия.

С нашей точки зрения, четыре основных и конституционно закрепленных формы участия граждан в управлении делами государства не может быть сведено только к группе политических прав, и на этом быть исчерпано. Помимо прав политических и избирательных, а так же нахождения на государственной службе и участвовать в отправлении правосудия, граждане России участвуют и в множестве других форм управления делами государства и в других формах. Как вено указывает Фролов Е.С. «одной из наиболее распространенных форм и гарантий участия граждан в управлении делами государства являются их обращения в государственные органы» [6, c. 20]. Другую форму участия граждан предлагает Головина А.Г., которой выступает право на участие граждан в общественных объединениях и, в частности, политических партиях [2, c. 16]. делами государства право граждан на осуществление местного самоуправления [1, c. 8]. Липчанская М.А., не безосновательно называет и такие конституционные формы участия граждан в управлении делами государства, как: использования конституционных прав на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований (ст. 31 Конституции РФ); на информацию (ст. 29); на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42) [5, c. 78].

В литературе так же существуют споры в отношении признания конституционной возможности участия в управлении делами государства только в рамках выше названых четырех форм участия граждан, которые закреплены в статье 32 Конституции РФ. Однако нами не поддерживается данные позиции, так как основополагающим принципом взаимоотношений правового государства, основывающего свою деятельность на принципах демократии в отношении со своими гражданами включает в себя все конституционные политические права, а так же ряд социальных и экономических. Вместе с тем, представляется, что участие в управлении делами государства не следует сводить только к совокупности закрепленных в Конституции РФ конституционных прав, а следует сводить к более широкой сфере доступа российских граждан к публичному управлению в том числе и к местному. Таким образом, участие российских граждан в управлении делами государством должно ими быть реализовано в формах, которые на прямую не содержаться в Конституцией РФ, а содержаться в нормах как российского законодательства, так и международного права.

В последнее время в юридической литературе ставится вполне закономерный вопрос: как следует разграничить права граждан представляющие собой форму участия в управлении делами государства от совокупности иных прав, а так же возможно ли вообще такое разграничение? По нашему мнению, ответ на данный вопрос должен звучать положительно.

Попытаемся аргументировать свою позицию. Содержащиеся в статье делами государства, а так же иные конституционные права при своей реализации оказывают двойное действие. Во-первых, они позволяют реализовать личные потребности и интересы российских гражданина, например: решение и улучшения какого либо вопроса в той или иной сферах при избрании гражданина депутатом; построение карьеры на государственной службе; получение денежного вознаграждения; реализации справедливости при отправлении правосудия. Во-вторых, все формы участия граждан в управлении делами государства при своем использовании оказывают некий «социальный эффект», который реализуется в наступлении изменений, в той или иной сфере, будь то политическая, социальная, экономическая, правовая, судебная и иные, что имеет огромное значения для всего общества.

Таким образом, как представляется нам думать, стоящим во главе угла одним из признаков конституционных прав граждан, позволяющих гражданам Российской Федерации участвовать в управлении делами государства, является их социальный эффект. Другим немаловажным признаком конституционных прав, отражающих участие российских граждан в управлении делами государства, является то, что все конституционные права требуют для своей реализации обеспечения со стороны государства и органов государственной власти. Из этого следует, что граждане сами, без участия соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления (т.е. аппарата управления, ветвей власти) не могут реализовать свои конституционные права в управлении делами государства. Даже закрепленные в статье 32 Конституции право на доступ к государственной службе, право на обращение в органы государственной власти, право на отправление правосудия, не могут быть реализованы без созданного со стороны государства механизма органов государственной власти.

Признавая наличие достаточного многообразия форм участия граждан в управлении делами государства возможно вести речь о классификации таких форм по различным основаниям.

Наиболее важным из них является разделение форм участия граждан в управлении делами государства на непосредственные и опосредованные, выражением которых является, соответственно, прямая и представительная демократия. Непосредственными формами участия граждан в управлении делами государства являются, в частности, участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления [4, c. 107].

Согласно классификации форм участия граждан в управлении делами государства предложенной Ковлером А. И. и Смирнов В. В. И которую мы полностью разделяем, различаются [3, c. 8]:

-      активное участие граждан в управлении делами государства или регулярные формы предполагают системное, постоянное выражение собственной воли;

-        пассивное участие граждан в управлении делами государства иррегулярные - охватывают разовые, эпизодические действия граждан (например, забастовки, митинги и т.д.);

-    индивидуальное участие граждан в управлении делами государства подразумевает когда гражданин реализует свое право через обращения в органы государственной власти или устраивается на государственную службу;

-      коллективное участие граждан в управлении делами государства подразумевает так же многообразие форм как то: интернет обсуждения, экспертиза, шествия, демонстрации, выборы и референдум и т.д.;

-      добровольное участие граждан в управлении делами государства является формой основанной на правосознании социально активного и законопослушного гражданина и выражаются, к примеру, в голосовании на выборах, создании политических партий, организации митингов и т.п.;

-   принудительное участие граждан в управлении делами государства (в советской  литературе  их  аналогом  является  мобилизационное  участие) предполагают исключительно внешнее проявление политической активности без соответствующей субъективной оценки;

-   традиционное участие граждан в управлении делами государства;  

-   альтернативное участие граждан в управлении делами государства. 

Таким образом, мы солидарны с высказанной в юридической литературе позицией, что организационно-правовая форма участия граждан в управлении делами государства представляют собой юридически значимое действие гражданина или группы граждан, устанавливаемое или допускаемое нормой права, осуществляемое в процессе реализации права на управление делами государства.

Подводя итог анализу рассмотренных форм участия граждан в управлении делами государства, мы считаем, что в стране в последние 20 лет значительно расширились разнообразные формы проявления, а так же возможности имеющиеся у граждан по управлению и участию в управлении государственными делами. В свою очередь данные положительные преобразования ускорили процессы развития институтов гражданского общества. А это в свою очередь сказалось на изменениях в функционировании государства в сторону демократического развития. Проанализировав тенденции развития права граждан на участие в управлении делами государства, мы считаем, что в последние 5 лет в стране наибольшее развитие получили так называемые общественные и политические организационно-правовые формы.

Перечисленные формы в некоторой степени уже реализованы на практики, но крайне не активно происходит их процесс становления, поэтому необходимо расширить такие формы при более широком использовании информационно-технологических способов коммуникации граждан России и в первую очередь через информационную систему Интернет.

Исходя их представлений системного подхода, содержащегося в Конституцией РФ, возможность участия граждан в управлении делами государства  является  совокупностью  находящихся  в  поле  правового регулирования форм связи граждан на осуществление общегосударственных дел. Такая связь является составной частью системы более высокого уровня – управления делами государства.

 

 

Список литературы

 

 

1.Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. М., 2008

2.Головин А.Г. Политические партии как один из институтов, обеспечивающих реализацию права граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 8.

3                               .Ковлер А.И., Смирнов В.В. Демократия и участие в политике: Критические очерки истории и теории. М., 1986. С. 8.

4. Козлова Е.И, Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. 5-е изд., перераб. и доп.) М: Проспект 2013.

5               .Липчанская М.А. Участие граждан в управлении делами государства: конституционно-правовое исследование. Дис. док. дрид. наук. Саратов. 2012 г. С. 78.

6               .Фролов Е.С. Обращения граждан как форма их участия в управлении делами государства // Гражданин и право. 2000. № 6.