Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА ИНФРАСТРУКТУРЫ1 ЮРИДИЧЕСКОГО НИГИЛИЗМА И НАПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Авторы:
Город:
Миасс
ВУЗ:
Дата:
12 мая 2016г.

Всё больше и больше в настоящее время широко распространяется мнение в нашем обществе о том, что в числе и среди юристов, чиновников разного уровня власти, имеет место устойчивого внедрения такого юридического «вируса» как правовой нигилизм. Он выражается в девальвации2 права и законности, в игнорировании законов или в недооценке их регулирующей, социальной роли. Причем правовой нигилизм может достигать таких уровней и силы, которые влекут за собой разрушение правовой системы – и правотворческих, и правоприменительных ее сегментов. Причины правового нигилизма самые разные. От вполне обоснованных протестов против тех или иных законов до искусственно созданного неприятия права вообще, как ненужного социального института. Проанализируем лишь некоторые направлений из его различных проявлений.

Для построения правового государства (правовой системы), необходимо преодолеть одну из глобальных проблем в России, - правовой нигилизм.

Законодательно установлено, что «Сейчас действует девяносто один федеральный закон, в тексте которых напрямую сказано о необходимости принятия подзаконных актов в виде постановлений и распоряжений правительства, и этих непринятых постановлений и распоряжений правительства и иных подзаконных актов набирается уже двести шестьдесят»3.

    

1Инфраструкту́ра (лат. infra — «ниже», «под» и лат. structura — «строение», «расположение») Инфраструктура - комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и/или обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи).

Инфраструктура - комплекс отраслей национальной экономики, обеспечивающий общие условия функционирования экономики: дороги, связь, транспорт, образование и т. п. Различают производственную и социальную инфраструктуры. Электронный ресурс URL: Глоссарий.ru: Инфраструктура Дата посещения: 29.03.2016 г.

2   Девальвация - (от лат. de - понижение и valeo - иметь значение, стоить). Энциклопедический словарь; Экономика и право: словарь- справочник. ─ М.: Вуз и школа. Л.П. Кураков, В.Л. Кураков, А.П. Кураков. 2004.; Девальвация международного права. ... Социология Выпуск № 1 (21) / 2015 Коды ГРНТИ: 10 — Государство и право; Советский юридический словарь. Под. ред. С. Братусь, Н. Казанцев, С. Кечекьян и проч., 1953 г.

3 «Учительская газета», №28 от 14 июля 2009 года. Статья Александра КОНОВАЛОВА, министра юстиции Российской Федерации: Главная задача – преодолеть правовой нигилизм. Основное направление деятельности по борьбе с правовым нигилизмом получили свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.


Следовательно, налицо недостатком данного обстоятельства является ситуация, которая продолжает оставаться «…перманентной, и, несмотря на неоднократные обращения внимания на это положение, однако со стороны руководства правительства, пока всё остаётся в прежнем виде»4.

Отсюда, возникает предложение, направленное на изменения данной ситуации, т.е., например, заслушать Правительство в Государственной Думе, с целью, дать её работе оценку и возможность разработать два или три научно обоснованных Вариант – Проектов по выходу из кризисного состояния, которое порождает негативную ситуацию в процессе развития правового государства.

Для обоснования предлагаемого выше предложения, можно сформулировать выражение следующим образом, например, что данное положение позволит внимательно отнестись к образовавшимся негативным процессам в правительстве Российской Федерации, проделать "работу над ошибками" и вывести действующие правоотношения всей системы государственных служащих на более высокий их уровень. «…Формирование правового государства в нашей стране требует достижения качественно иного состояния общества, в том числе и иного состояния законности и правопорядка в системе правовой надстройки»5. «Правовое государство характеризуется высоким престижем права, его социальной ценностью, активным использованием гражданами и должностными лицами юридических средств для достижения общественно значимых результатов»6.

Следующая проблема правового нигилизма связана с проведением глубокой реформы в судебной системе действующего законодательства, например, законодательно установлено, что в современной России осуществляется судебное правосудие (судебная практика), действующего в соответствии с Конституцией Российской Федерации и исходящими на основе её федеральными законами и положениями, включая и опыт Европейского международного суда.

Однако недостатком является постоянно действующая и регулярная нестабильность судебной практики, например, в принятии порою поспешных и ошибочных решений, которая, в конечном итоге, формирует мнение об ангажированности судов и работы ее чиновников. В итоге, получается следующая картина: - реализация алгоритма законного поведения, которое должно вести к необходимым результатам для гражданина и организации, крайне затруднена. И, наоборот, отсутствие реакции государства на незаконные формы поведения ведет к осознанию предпочтительности выбора именно такого, незаконного варианта поведения7. «…Системные проблемы в российском правоприменении сегодня в не очень приятном для нас формате – в формате вынесения решений Европейским судом по правам человека. При всей одиозности некоторых решений этого органа в отношении России в целом приходиться признавать, что большинство этих решений носит адекватный характер и констатирует системные и затяжные проблемы с правоприменением в Российской Федерации»8.

Исходя из выше сказанного, предлагается в аспекте оптимизации отечественного законодательства, это, крайне важная задача мониторинга и его состояния, а также и мониторинга правоприменительной системы. Здесь в таком мониторинге, сегодня, безусловно, должно осуществляться, может быть не совсем комплексно, но, помимо официальных органов, таких как Совет Федерации, Государственная Дума, Министерство юстиции, Генеральная прокуратура, принимать должны участие такой институт как институт гражданского общества. Представителями гражданского общества могут быть: - научной школы, - практикующие и активно выступающие на конференциях ученые-педагоги (ученые-юристы)9, - средства массовой информации, представители церкви, - правозащитные и иные организации.

Говоря о внедрении данного предложения в действующую законодательную и законотворческую систему, отметим следующее:

1.     Результатом такого мониторинга, безусловным и безальтернативным, должна быть: либо корректировка закона, дополнение закона, либо его толкование, легальное или аутентичное.

2.     В целом законотворческий процесс и процесс мониторинга правоприменении должны быть взаимно, обусловливать друг друга, а во многом и взаимно проникать друг в друга.

  

4 См.: Там же…

5 Комаров С.А. Основы государства и права: Учебник. - С-Пб.: Питер, 2003.

6 Панкратов М.Е., Гомонов Н.Д. Проблемы противодействия правовому нигилизму в современной России. Вестник МГТУ, том 9, 2006 г. С.163-171.

7   URL: http://www.ug.ru/archive/28768 Дата посещения: 28.03.2016 года; См. Статья: Главная задача – преодолеть правовой нигилизм. «Учительская газета», № 28 от 14 июля 2009 года.

8 См.: Там же

9   Апсалямов Р.Г., Топорищев А.В. (статья) правовые и философские аспекты разработки единой глобальной аксиологической программы, относительно действующих (бездействующих) норм и принципов международного права, с целью её трансформации и внедрения в различных странах и государствах мирового сообщества / В сборнике: Проблемы и перспективы развития современной юриспруденции Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. / / Редакционная коллегия: Апсалямов Р.Г., Быкова А.Г., Голубева Л.А. и др. 2015. С. 124-127.


3.     Власть и законодательная система при разработках норм права должна поддерживать связь с различными научными школами и общественными институтами.

4.     Законотворческий процесс при определении и внедрения норм права, должен оперировать10 мнением представителей гражданского общества.

Очередная проблема связана с закреплением положения, исключающая неэффективность государственной службы, что в свою очередь, влечёт попытку искоренения правового нигилизма в государственных органах.

Законодательно установлено и на постоянной основе, это несение государственной службы в соответствии с Конституцией Российской Федерации11 и вытекающими на основании её Федеральных законов, положений и подзаконных актов. Однако недостатком является то обстоятельство, что Государство должно всерьез озаботиться проблемой повышения правосознания, профессионализма и законности действий своих собственных служащих. Должен быть принят комплекс мер по повышению качества государственной службы, по повышению технологичности и прозрачности всех государственных и управленческих технологий, в том числе и в разрезе антикоррупционных мер. В связи с этим, крайне важно говорить о системе общественного контроля (народный контроль) за деятельностью чиновников различных, особенно «ключевых» рангов.

Данное выше предложение можно обосновать тем, что данное положение, предусматривающее включение помимо государственного, еще и общественный контроль за деятельностью чиновников разного уровня власти, позволит устранить встречающиеся на практике нарушения норм права связанные с законодательством РФ, повысить правосознание, профессионализм, этическую культуру12 и законность действий всех служб. Позволит повысить качество государственной службы, в части технологичности и прозрачности всех государственных и управленческих технологий, в том числе и в разрезе антикоррупционных мер.

Очередное предложение по пути преодоления правового нигилизма, основывается на создании Единой государственной системы правового просвещения и юридического образования населения в современной России. Исходя из сказанного, напомним, что законодательно установлено следующее положение дел, это Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года на всенародном голосовании, объявила Россию демократическим правовым государством, закрепила многочисленные общечеловеческие ценности, соответствующие мировым требованиям и организовала общественную жизнь на основе этих ценностей, чтобы выйти на консолидированное развитие общества. Очевидно, постсоветская Россия остро нуждается в консолидирующей все общество идее, в ясной и четкой формулировке вектора своего развития соответственно вызовам и потребностям современного мира. Естественно, что современная Россия нуждается в принятие Закона «Об Единой государственной системы правового просвещения и юридического образования населения». Кроме этого, с целью преодоления правового нигилизма, существует Проект, стратегия развития правового просвещения граждан в российской федерации, разработана Министерством юстиции Российской Федерации в связи с  утверждением Президентом Российской Федерации (28.04.2011 № Пр-1168) Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.

Несмотря на вышесказанное, недостатками можно назвать преимуществом то обстоятельство, что сегодня существует система  в довольно распространенных и, нужно признать, разрозненных вариантах. Во-первых, бесплатная помощь гражданам, оказывается, по уголовным делам в соответствии со статьей 50 Уголовно- процессуального кодекса России. Во-вторых, в определенном сегменте и в определенных пределах помощь гражданам и по делам гражданским оказывается в порядке, предусмотренном статьей 26 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре...». Повседневная деятельность Генеральной прокуратуры, министерств и ведомств также в значительной части содержит бесплатное консультирование, информирование, а в некоторых случаях - и представительство интересов граждан, защиту их нарушенных прав. Широкомасштабную деятельность ведут депутатские приемные, партийные приемные, действует в стране сеть правозащитных центров оказания бесплатной юридической помощи. Наконец, за последние десять лет довольно широкое применение получила деятельность так называемых юридических клиник, то есть организаций в высших учебных заведениях, в которых студенты старших курсов проходят практику и одновременно консультируют граждан.

 

10  Оперировать — (нем., от лат. opus труд). Производить хирургическую операцию; предпринимать военные действия, вообще действовать.[( Суд мог оперировать исключительно показаниями «свидетелей» ― полицейских и казаков, нас арестовавших или обыскивавших. В. В. Куйбышев, «Эпизоды из моей жизни», 1930-1935 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)]

11 Конституция Российской Федерации, принятая Всенародном российском голосовании, на референдуме, 12.12.1993 г.

12   Апсалямов Р.Г. нигилизм руководителя в сфере трудовых отношений, как проблема и оценка правового регулирования связанная с понятием «служебная этика». В сборнике: теория и практика современной юридической науки Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: Апсалямов Р.Г., Быкова А.Г., Голубева Л.А., Грузинская Е.И.,Закиров Р.Ю., Киракосян С.А., Кириченко А.А., Комарова В.В., Корниенко В.Т., Краснова К.А., Кружалова Л., Кудинов В.В., Лебедева М.Л., Павлова А.А., Потапов М.Г., Решняк М.Г., Сопов А.В., Трунина Е.В., Усманова Е.Ф., Шикула И.Р.. 2015. С. 9-15.


Однако, не смотря на принятие Настоящей СТРАТЕГИИ, разработанной Министерством юстиции Российской Федерации и в связи с утверждением Президентом Российской Федерации (28.04.2011 № Пр-1168) Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, следует отметить, что она (СТРАТЕГИЯ) в настоящее время себя в должной мере не оправдывает.

В качестве устранения выше сказанного недостатка, имеется предложение, где направлениями работы с целью реализации Настоящей Стратегии, дополнительно должны быть, во-первых, разработка современных, доступных современному общественному сознанию информационных продуктов. Расширить количественную и качественную (квалифицированную) сферу информационных пунктов по получению бесплатных юридических консультаций населения. В школах, начиная с 1-ого класса и по 11-ый класс, регулярно ввести занятия из расчёта не менее двух часов в неделю, связанные с проведением углубленных правовых (юридических) знаний по защите своих прав и свобод человека и гражданина в обществе: от простых форм защиты вплоть до судебных инстанций. Например, «Как защитить свое право?», «Какова система применения законодательства и практика судебной деятельности»? Было бы гораздо проще сейчас говорить на тему: «Об актуальности цикла научных изданий юридического просвещения для школ»?. Кроме этого, проведения занятий должны учитывать то обстоятельство, что «разрешения различных конфликтов в современном обществе…»13, должно происходить только на основе бесконфликтным и ненасильственным путем.

Обоснованием вышеизложенного может послужить то, что все нововведенные мероприятия, высказанные в качестве предложения, позволяют, улучшит качество приобретения юридических знаний школьниками и студентами различных образовательных учреждений, повысить их самообразованность и правосознание в области усвоения элементарных навыков по защите и охране нарушенных со стороны третьих лиц их прав и свобод личности как человека и гражданина современного сообщества. В свое время, в 60-е годы, бестселлером была книга ленинградского профессора Чечёта И.А., "Как защитить свое право?"14. Она выдержала десяток изданий, каждое миллионными  тиражами, и  раскупалась, как "горячие пирожки". Это в те времена, когда законодательство, система его применения и практика судебной деятельности были гораздо проще, чем сейчас.

Немаловажное направление на преодоление правового нигилизма в сфере борьбы с организованной преступностью, сегодня является актуальным, но при всём положительном, остается желать лучшего.

Общеизвестно, что законодательно установлено Постановлением ГД ФС РФ от 22.02. 1995 N 545–1 ГД О проекте Федерального закона "О борьбе с организованной преступностью"/ Текст документа по состоянию на июль 2011 года. Государственная дума федерального собрания/ российской федерации заключение рабочей комиссии по проекту федерального закона "о борьбе с организованной преступностью" от 6 февраля 1995 года. Российская федерация федеральный закон о борьбе с организованной преступностью Глава I (Далее по тексту…).

Здесь, к недостаткам относим анализ уголовной статистической отчетности, который показывает, что примерно половина всех граждан, проживающих на территории РФ подвергаются преступным посягательствам (разбойному нападению, похищению с целью вымогательства, избиению, хулиганскому оскорблению, изнасилованию и т.д.), не обращаются как в суд, так и ни в прокуратуру, ни в полицию. Причина в том, что они не верят в их возможности помочь, защитить, наказать виновных. Эта проблема достаточно серьезная, так как является фактором, объективно ухудшающим криминогенную обстановку в обществе. Вопрос: - Почему? Здесь, нужно начать с признания того факта, что большинство штатных ресурсов ОВД направлено на поимку мелких преступников, тогда как организованную преступность, которая без сомнения является куда более опасной, - беспокоят не часто. Всё это обусловлено следующими причинами:

во-первых, мелкие уголовные дела более выгодны с точки зрения отчетности, а дела крупных банд могу вестись годами и представлять опасность для самих работников правоохранительной системы, так как на лиц, производящих дознание и следователей, расследующих уголовные дела по организованной преступности, часто оказывают давление "со всех сторон", в том числе и силовое;

  

13   Рашит Галемзянович Апсалямов. учебное пособие / Р. Г. Апсалямов ; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Южно- Уральский гос. ун-т. Екатеринбург: ООО «Форт Диалог-Исеть», 2010 ─ 160 с.; Апсалямов Р.Г. Научная статья: Социализация и адаптация «Непонятой» молодежи как педагогическая проблема. (Socialization and adaptation of misunderstood youth as a pedagogical problem) // Человек и образования. Выпуск № 2 / 2009; Апсалямов Р.Г. категория «ценность ненасилия» как методологическая основа анализа девиантного поведения проблемы современного российского законодательства. Материалы II В сборнике: проблемы современного российского законодательства иркутский юридический институт (филиал) фгбоу впо «российская правовая академия министерства юстиции российской федерации». Иркутск, 2013. С. 9-13.; Апсалямов Р. Г. (статья) Становление ценностей ненасилия в среде обучающийся молодежи как семантические аспекты философии. Журнал: «Право и государство: теория и практика». 2013 № 8 (104) Федеральный научный практический юридический ежемесячный журнал. Издательство «Право и государство пресс», 2013. г. Королёв, центр, а/я 77. С. 17-27.

14   Чечета Иван Алексеевич. Как защитить право? / ВУЗ: ВГТУ / Факультет: Институт машиностроения и аэрокосмической техники (ИМАТ ВГТУ) /Кафедра: Профессорско-преподавательский состав ИМАТ/;   Электронный ресурс, URL, Источник: http://www.vorstu.ru.   Дата посещения: 29.03.2016 г.


во-вторых, расследование уже возбужденных уголовных дел всячески тормозится "сверху" – его затягивают те самые коррупционеры, которых, к несчастью, немало и в правоохранительных органах;

в-третьих, органы дознания и предварительного следствия часто отходят от требований закона и пользуются недозволенными приемам и средствами для получения нужных показаний подозреваемого, обвиняемого или свидетеля. Зачастую дознаватели просто-напросто, "выбивают" признание из человека путем психического или физического насилия.

К сожалению, реальных механизмов и способов по выявлению и наказанию подобных "деятелей" пока нет, поскольку заявление человека о том, что его избивали при допросах, поступает в прокуратуру и сама же прокуратура запрашивает тот же самый районный отдел милиции, на который поступила жалоба, имели ли место эти факты. Разумеется, что руководители милиции отрицают вину своих сотрудников. Да и наивно было бы ожидать иного. Поэтому у граждан, подвергшихся такому "воздействию" возникает чувство недоверия к работникам правоохранительных органов. Многочисленные, как общероссийские, так и республиканские, опросы общественного и экспертного мнения показывают, что повышение престижа правоохранительной деятельности, укрепление доверия людей к лицам и институтам, ее осуществляющим, становятся сегодня одной из важнейших государственных задач на пути преодоления правого нигилизма (Демидов и др.)15.

Указывая выше на недостатки можно сформулировать предложение, направленного содержания, а именно: Поимка банд требует, как правило, немалых материальных и финансовых затрат. А у правоохранительных органов, таких средств, зачастую нет. Кроме того, слабо развита техническая и информационная база на нарушителей законности и правопорядка. Заработная плата лиц, занятых поимкой членов организованной преступности и их группировок, должна существенно отличаться от зарплаты рядовых сотрудников МВД. Сам персональный состав сотрудников правоохранительных органов должен исключать малейшую возможность являться информатором у банд формирований, либо напрямую сотрудничать с ними. Кроме этого, необходимо разработать научную концепцию (стандарт) и внедрить особый этический закон: «Устав Чести сотрудников МВД», что напрямую был бы связан с таким понятием как «Честь мундира» - все вопросы следует также увязать с персональной ответственностью работников МВД.

Обоснованием высказанного предложения на пути завоевания доверия населения, это повышение степени его участия в правоохранительной практике, где лежит проблема разработки научно обоснованного формирования правовых норм, отвечающие адекватным новым социальным реалиям общественного мнения по вопросам деятельности органов внутренних дел и других правоохранительных органов.

Закрепление такой формы персональной ответственности позволит более надежно защитить права сотрудников МВД и дать возможность целенаправленно уделять больше внимания по осуществлению контроля над деятельностью всех государственных служащих в правоохранительных органах за выполнением ими стандартов, установленных по договору (контракту) «О прохождении службы в МВД». В свою очередь, всё сказанное, в общем, будут способствовать повышению их качества при исполнения своих обязанностей, укреплять доверие граждан к лицам и правовым институтам ее осуществляющим и формироваться в Единую структуру для выполнения одной из важнейших государственных задач на пути преодоления правого нигилизма.

     

15  Демидов В.Н., Комлев Ю.Ю., Толчинский Л.Г. Средства массовой информации и формирование общественного мнения о правоохранительной деятельности // Государство и право. - М.: Наука, 1997, № 8. - С. 110 – 114.

Список литературы

1.     Конституция Российской Федерации, принятая Всенародном российском голосовании, на референдуме, 12.12.1993 г.

2.     Апсалямов Р.Г., Топорищев А.В. (статья) правовые и философские аспекты разработки единой глобальной аксиологической программы, относительно действующих (бездействующих) норм и принципов международного права, с целью её трансформации и внедрения в различных странах и государствах мирового сообщества / В сборнике: Проблемы и перспективы развития современной юриспруденции Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. // Редакционная коллегия: Апсалямов Р.Г., Быкова А.Г., Голубева Л.А. и др. 2015. С. 124-127.

3.     Апсалямов Р.Г. нигилизм руководителя в сфере трудовых отношений, как проблема и оценка правового регулирования связанная с понятием «служебная этика». В сборнике: теория и практика современной юридической науки Сборник  научных трудов  по итогам международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: Апсалямов Р.Г., Быкова А.Г., Голубева Л.А., Грузинская Е.И., Закиров Р.Ю., Киракосян С.А., Кириченко А.А., Комарова В.В., Корниенко В.Т., Краснова К.А., Кружалова Л., Кудинов В.В., Лебедева М.Л., Павлова А.А., Потапов М.Г., Решняк М.Г., Сопов А.В., Трунина Е.В., Усманова Е.Ф., Шикула И.Р.. 2015. С. 9-15.

4.     Апсалямов Рашит Галемзянович Учебное пособие / Р. Г. Апсалямов; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Южно-Уральский гос. ун-т. Екатеринбург: ООО «Форт Диалог-Исеть», 2010 ─160 с.; Апсалямов Р.Г. Научная статья: Социализация и адаптация «Неп?нятой» молодежи как педагогическая проблема. (Socialization and adaptation of misunderstood youth as a pedagogical problem) // Человек и образования. Выпуск № 2 / 2009; Апсалямов Р.Г. категория «ценность ненасилия» как методологическая основа анализа девиантного поведения проблемы современного российского законодательства.  Материалы  II   В  сборнике: проблемы    современного   российского законодательства иркутский юридический институт (филиал) фгбоу впо «российская правовая академия министерства юстиции российской федерации». Иркутск, 2013. С. 9-13.; Апсалямов Р. Г. (статья) Становление ценностей ненасилия в среде обучающийся молодежи как семантические аспекты философии. Журнал: «Право и государство: теория и практика». 2013 № 8 (104) Федеральный научный практический юридический ежемесячный журнал. Издательство «Право и государство пресс», 2013. г. Королёв, центр, а/я 77. С. 17-27.

5.     Вестник МГТУ, том 9, 2006 г. С.163-171.

6.     Девальвация - (от лат. de - понижение и valeo - иметь значение, стоить). Энциклопедический словарь; Экономика и право: словарь-справочник. ─ М.: Вуз и школа. Л.П. Кураков, В.Л. Кураков, А.П. Кураков. 2004.; Девальвация международного права. ... Социология Выпуск № 1 (21) / 2015 Коды ГРНТИ: 10 — Государство и право; Советский юридический словарь. Под. ред. С. Братусь, Н. Казанцев, С. Кечекьян и проч., 1953 г.

7.     Демидов В.Н., Комлев Ю.Ю., Толчинский Л.Г. Средства массовой информации и формирование общественного мнения о правоохранительной деятельности // Государство и право. - М.: Наука, 1997, № 8.- С. 110 – 114.

8.     Инфраструкту́ра (лат. infra — «ниже», «под» и лат. structura — «строение», «расположение») Инфраструктура - комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и/или обеспечивающих  основу  для  решения  проблемы  (задачи).  Инфраструктура  -  комплекс  отраслей национальной экономики, обеспечивающий общие условия функционирования экономики: дороги, связь, транспорт, образование и т. п. Различают производственную и социальную инфраструктуры. Электронный ресурс URL: Глоссарий.ru: Инфраструктура Дата посещения: 29.03.2016 г.

9.     Комаров С.А. Основы государства и права: Учебник. - С-Пб.: Питер, 2003г. 

10. Оперировать — (нем., от лат. opus труд). Производить хирургическую операцию; предпринимать военные действия, вообще действовать.[( Суд мог оперировать исключительно показаниями «свидетелей» ― полицейских и казаков, нас арестовавших или обыскивавших. В. В. Куйбышев, «Эпизоды из моей жизни», 1930-1935 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)]

11. Панкратов М.Е., Гомонов Н.Д. Проблемы противодействия правовому нигилизму в современной России.

12. «Учительская газета», №28 от 14 июля 2009 года. Статья Александра КОНОВАЛОВА, министра юстиции Российской Федерации: Главная задача – преодолеть правовой нигилизм. Основное направление деятельности по борьбе с правовым нигилизмом получили свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

13. Чечета Иван Алексеевич. Как защитить право? / ВУЗ: ВГТУ / Факультет: Институт машиностроения и аэрокосмической техники (ИМАТ ВГТУ) /Кафедра: Профессорско-преподавательский состав ИМАТ/;

14. Электронный ресурс, URL, Источник: http://www.vorstu.ru. Дата посещения: 29.03.2016 г.

15. URL: http://www.ug.ru/archive/28768 Дата посещения: 28.03.2016 года; См. Статья: Главная задача – преодолеть правовой нигилизм. «Учительская газета», № 28 от 14 июля 2009 года.