Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
12 мая 2016г.

Российская Федерация, провозглашенная в Конституции 1993 года как правовое и социальное государство для соответствия признакам демократического государства, должно обладать законодательной базой и государственными гарантиями в области социальной защиты лиц с ограничениями в здоровье, включая детей- инвалидов и социально-незащищенных слоев населения. В настоящее время насчитывается несколько сотен источников международного права, принятых непосредственно по вопросам образования, либо содержащих по указанным вопросам отдельные нормы. К ним относятся, прежде всего, документы, принятые Генеральной Ассамблеей ООН и ее специализированными учреждениями – Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Международной организацией труда (МОТ), региональными международными организациями – Советом Европы и Содружеством Независимых Государств, а также двусторонние соглашения государств. Так, право на образование закреплено в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в ст. 28 и 29 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека 1995  г. Все документы ЮНЕСКО основываются на принципах и  нормах, закрепленных Уставом ООН, Всеобщей декларацией прав человека, иными документами ООН и содержат конкретные нормативные положения, регулирующие образовательные отношения в какой-либо отдельной, относительно самостоятельной сфере образования, а также закрепляют действенные механизмы, призванные обеспечить реализацию этих положений в конкретных правоотношениях. Российская Федерация ратифицировала только часть международных актов из всех, которые не6посредственно касаются права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. В частности, Всеобщую декларацию прав человека, Декларацию прав ребенка, Конвенцию ООН о правах ребенка, Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования, Конвенцию о правах инвалидов. Российская Федерация 3 мая 2012 года ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, тем самым приняв обязательство по приведению национального законодательства во всех сферах в соответствие с международно-правовыми стандартами, закрепленными в Конвенции. Первым из документов, вышедшим после ратификации Конвенции о правах инвалидов, стал Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 01.06.2012 г. № 761. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 2148-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, в том числе поставившая в приоритетные задачи необходимость реформирования системы образования в соответствии с международными документами. С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ от 29.12.2012. Реализация прав на образование лиц имеющих ограниченные возможности здоровья является одной из центральных проблем социальной справедливости, и получила широкое отражение в новом законе «Об образовании в РФ» (статьи 11, 13, 15, 16, 17, 31, 32, 34, 36, 41, 42, 45, 71, 79).

Законодательство Российской Федерации опирается на основополагающие Международные документы в области образования, в которых предусматривается принцип равных прав на образование лиц с ОВЗ (например, это следует из рекомендательного письма руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ от 18 апреля 2008 года «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»). Среди основополагающих нормативно-правовых актов в этой сфере можно выделить следующие: Конституция Российской Федерации (в ст.ст.1-2 содержатся положения о том, что каждый имеет право на образование). Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» (в ст. 19 содержатся важные нормы о том, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение образования всех уровней в соответствии с индивидуальной программой реабилитации). Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», в ст.4 содержатся цели государственной политики в интересах детей: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений, содействие  физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 297 (ред. от 19.02.2015) "Об утверждении государственной программы  Российской Федерации "Доступная  среда" на  2011 - 2015  годы".

Главная задача проекта – создание условий для обучения детей с ОВЗ. Для этого в школах ведутся работы по обеспечению архитектурной доступности входных групп, классных помещений и санитарно-гигиенических комнат, столовых, медицинских блоков. Образовательные организации оснащаются специальным реабилитационным и компьютерным оборудованием для обучения и проведения коррекционной работы с детьми –   инвалидами с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Таким образом, государство, в лице его управомоченных органов, реализуя регулятивную функцию, определяет государственную политику в области социальной защиты детей с особыми образовательными потребностями в Российской Федерации, формируя основные законы и подзаконные акты в этой сфере. Общий анализ федерального законодательства, регулирующего инклюзивное образование, позволяет сказать, что оно не противоречит международным нормам и устанавливает достаточно прогрессивные правовые основы для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья как общего, так и специального образования. Существует обширная нормативно-правовая база, как международного, так и национального уровня, регулирующая право на образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Безусловно, в системе российского законодательства сделаны шаги по развитию системы инклюзивного образования. Инклюзивное образование является  относительно новой формой получения образования и, стоит отметить, что наиболее важной формой по получению образования детьми с особыми образовательными потребностями, так как данная категория детей является менее социально защищенной. В связи с этим необходимо развивать систему инклюзивного образования, включать детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательные школы.

 

Список литературы

1.     Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. 1993.

2.     Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации"// Российская газета. N 303. 31.12.2012.

3.     Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ". 27.11.1995. N 48. Ст. 4563.

4.     Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.06. 2012. N 23. Ст. 2994.

5.     Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 297 (ред. от 19.02.2015) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы"// "Собрание законодательства РФ". 28.04.2014. N 17. Ст. 2060.

6.     Ивлева Т.В. Реализация права на образование ребенка с ограниченными возможностями здоровья в России и Англии / Т.В. Ивлева//Вестник Башкирского университета. 2014. Т. 19. № 1.

7.     Ларионова М.А. Право детей-инвалидов на образование: международно-правовые стандарты и российское законодательство / М.А. Ларионова//Вестник Гуманитарного университета. 2014. № 2 (5).

8.     Насонкин В.В. Право детей с ограниченными возможностями здоровья на образование: проблемы и перспективы развития федерального законодательства/В.В.Насонкин//Ежегодник российского образовательного законодательства. 2012. Т. 4. № 4.