13 мая 2016г.
Стремительное развитие институтов российского права в последние годы, прошедшие с момента образования суверенной Российской Федерации, позволило создать правовое поле, в котором возможно более или менее устойчивое развитие экономической, политической, социальной и культурной жизни общества [1]. Проводимый анализ отдельных направлений оперативно-служебной деятельности подразделений участковых уполномоченных полиции ГУ МВД России по Ставропольскому краю, показал на имеющиеся проблемы в организационном и практическом применении требований нормативно-правовых актов МВД России. А по отдельным направлениям оперативно-служебной деятельности участковых уполномоченных полиции на имеющиеся пробелы в нормативном их регулировании. Таким немаловажным аспектом деятельности участковых уполномоченных является использование и реализация оперативно-значимой информации получаемой в ходе доверительных отношений с гражданами.
Обеспечивая валовой показатель в выявлении и раскрытии преступлений, а так же документирование административных правонарушений не всегда берется во внимание реальное положение дел по стоянию преступности, и не оценивается показатель, характеризующий общее состояние оперативной обстановки. В частности такой показатель как общее количество совершенных на административном участке, обслуживаемом участковым уполномоченным полиции преступлений и его личного вклада в организацию их раскрытие.
Примером является отмеченная в течение 2014-2015 годов в ряде территориальных органов внутренних дел ГУ МВД России по Ставропольскому краю, отрицательная динамика в организации раскрытия преступлений связанных с причинением легкого вреда здоровью и побоев нанесенных гражданам, совершаемых на улицах в общественных местах, предусмотренных ч. 2 статьи 115 УК РФ и ч. 2 статьи 116 УК РФ.
Так количество уголовных дел расследуемых по признакам вышеуказанных норм уголовного законодательства, приостановленных производством на основании п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, в разы превышает количество уголовных дел направленных в суд в отношении фигурантов с предъявлением им обвинений в совершении таких преступлений.
Вышеперечисленное непосредственно оказывают влияние на состояние оперативной обстановки вследствие чего формируют негативное общественное мнение о работе полиции и в частности участковых уполномоченных. Которые, как правило, занимаются первоначальным сбором материала доследственной проверки и последующим сопровождением уголовных дел по расследованию указанных преступлений.
Тогда как эффективное расследование данной категории уголовных дел и привлечение к ответственности лиц их совершивших, в первую очередь способствовало бы снижению уровня криминогенности на территории городов и населенных пунктов края, создавало бы у граждан чувство защищенности и повысило бы доверие населения к деятельности сотрудников полиции. И в то же время решало-бы ряд значимых оперативно- служебных задач, таких как:
Во-первых, привлечение к участию в раскрытии данных преступлений не только участковых уполномоченных полиции, но и сотрудников подразделений уголовного розыска обеспечивающих зонально- территориальный принцип работы;
Во-вторых, получение необходимого количества оперативно-значимой информации о деятельности лиц, молодежных групп (в том числе созданных по этническому принципу) и представляющих оперативный интерес;
В-третьих, повышение качества проводимой индивидуально-профилактической работы с лицами, состоящими на учётах в ОВД;
В-четвертых, внесение сведений о лицах, фактах, предметах и документах полученных в ходе проведения дополнительной оперативной работы в информационные системы подразделений оперативно-разыскной информации (ПОРИ) территориальных органов внутренних дел.
В данном случае получение участковыми уполномоченными полиции из достоверного источника оперативной информации представляющей оперативный интерес обеспечивает реализацию основных направлений деятельности участковых уполномоченных полиции при несении службы на административном участке, указанных в приказе МВД России от 31.12.2012г. № 1166, а именно:
1. Защита личности, общества, государства от преступных посягательств.
2. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
3. Выявление и раскрытие преступлений.
4. Производство по делам об административных правонарушениях [2].
Перечисленные направления оперативно-служебной деятельности в ходе правильной организации несения службы должны обеспечить реализацию полномочий участковыми уполномоченными полиции, в том числе и при осуществлении оценки результатов их деятельности. Не маловажно отметить, что организация выявления и раскрытия преступлений участковыми уполномоченными включает в себя весь спектр статей Уголовного кодекса РФ. Это преступления против личности, имущественные преступления, корыстно-насильственные преступления, преступления против общественной безопасности и общественного порядка, преступления в сфере незаконного оборота оружия и наркотиков, включая раскрытие и участие в раскрытии наиболее тяжких из этих видов преступных посягательств.
Оперативно-служебной деятельность участковых уполномоченных полиции предусматривает так же и организацию раскрытия неочевидных преступлений, преступлений прошлых лет, установление и розыск лиц их совершивших, розыск без вести пропавших и установления личности неопознанных трупов, а так же работу по раскрытию преступлений производство по которым подлежит приостановлению в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства.
К числу приоритетных оценочных показателей оперативно-служебной деятельности участковых уполномоченных полиции, так же отнесена работа по выявлению административных правонарушений, предусмотренные ст.ст. 6.8 и 6.9 КоАП РФ (хранение в небольших размерах, а так же потребление наркотических и психотропных средств без назначений врача), статьями 20.8 – 20.13 КоАП РФ (связанных с оборотом оружия), а так же 20.1 КоАП РФ (посягающих на общественный порядок).
По мнению руководителей территориальных органов внутренних дел МВД России, эта деятельность участковых уполномоченных полиции не возможна без установления доверительных отношений с гражданами в целях закрепления и реализации разовых оперативных контактов. В этой связи в ГУ МВД России по Ставропольскому краю издан приказ от 27.12.2013г. №1164 «О дополнительных мерах по совершенствованию организации взаимодействия подразделений территориальных органов внутренних дел на районном уровне по выявлению и раскрытию преступлений» [3].
Целью издания данного нормативно-правового акта является активизация участия и повышения эффективности работы сотрудников полиции по охране общественного порядка по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществлению розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; событиям или действиям (бездействии), создающим угрозу государственной, военной, информационной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; установление имущества, подлежащего конфискации.
Приказом утверждена форма рапорта сотрудника полиции по оформлению информации, полученной в ходе доверительных отношений с гражданами. Определен порядок её фиксации в подразделении ОРИ, и дальнейшей реализации сотрудниками полиции по оперативной работе территориальных органов внутренних дел МВД России.
Надлежащее исполнение своих полномочий, существенное повышение результативности в решение оперативно-служебных задач возможно при правильной организации несения службы.
Согласно требованиям приказа МВД России определяющего вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции от 31.12.2012г. № 1166, к основным формам несения службы отнесены:
1. Проведение профилактического обхода административного участка. Результаты профилактического обхода, несомненно, должны послужить основанием к установлению источников информирования сотрудников полиции о лицах, событиях, предметах и документах представляющих интерес, накоплению и использованию данной информации и последующему фактическому документированию и рассмотрению в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Важным элементом оперативно-служебной деятельности участковых уполномоченных полиции при
осуществлении профилактического обхода, направленных на получение оперативно-значимой информации будут являться:
- знания способов подготовки и совершения преступлений;
- своевременного обнаружения противоправных действий;
- умение документировать и фиксировать возможные доказательства;
- своевременное пресечение и задержание правонарушителей.
При этом участковый уполномоченный должен хорошо знать нормы уголовного права, что бы на первоначальном этапе обнаружения факта дать ему правовую оценку и определив, что выявленный факт, предмет, документ или лицо имеет отношение к противоправным действиям, что позволяет обеспечить фиксацию информации представляющей оперативный интерес либо осуществлять проведение дальнейших первичных доследственных мероприятий.
2. Осуществление приема граждан и рассмотрение их обращений. В целях установление психологического контакта с гражданами, повышения уровня доверия граждан к сотрудникам полиции, в беседе с заявителями и иными фигурантами проверочных действий по материалам доследственной проверки, целесообразно использовать приемы и методы опроса для получения сотрудниками полиции необходимой информации представляющей оперативный интерес.
В этой связи необходимо выделить две группы лиц по степени и готовности сообщить сотрудникам полиции об имеющихся у них сведениях, это:
- нейтрально настроенные лица, которые добровольно готовы сообщить информацию (необходимо учитывать возможное нежелание передавать информацию ввиду сдерживания страха перед фигурантами или нежелание вмешиваться в дела посторонних лиц или отвлекаться на процессуальные действия);
- благожелательно настроенные лица, чья активность продиктована развитым чувством гражданского долга, благодарностью сотрудникам полиции за оказанную помощь в сложной жизненной ситуации.
В зависимости от конкретных обстоятельств и особенности личности опрашиваемого лица, определяется тактика опроса, порядок и логистика формулированных предложений. Возможна прямая постановка вопросов интересующих участкового уполномоченного полиции. При этом содержания действий сотрудника полиции является подготовка и проведения специальной беседы с лицом располагающей информацией, о имеющих значение фактах противодействия преступлениям и административным правонарушениям.
В данном направлении деятельности особенным является психологическая готовность и качественные характеристики самого сотрудника полиции формируемые в процессе повседневной деятельности из которых необходимо выделить следующие характеристики:
- общительность, умение и желание общаться с людьми;
- наблюдательность, позволяющая выделить малейшие отклонения и реакции в тоне, мимике, жестикуляции опрашиваемого лица;
- умение учитывать настроение собеседника и реагировать на изменение в тактической ситуации опроса;
- психологическая устойчивость и уверенность в своих силах;
- знание классификации психологических типов личности и умение их использовать при осуществлении контакта с лицом представляющим интерес;
- знание круга проблем, интересов, увлечений различного круга социальных групп населения проживающего на административном участке;
- устранение психологических барьеров с опрашиваемым лицом и склонению его к передаче информации необходимой для сотрудника полиции;
- порядок фиксации и использования данных полученных в процессе опроса
3. Проведение индивидуально-профилактической работы с гражданам, состоящими на профилактическом учёте. С учётом стабильного уровня рецидивной преступности наиболее эффективным способом выявления первичных оперативных данных является установление психологического контакта с профилактируемыми лицами, прежде всего из числа ранее судимых, в том числе состоящих под административным надзором.
Немаловажным моментом в деятельности участкового уполномоченного полиции является знание особенности психологии этого контингента, которое включает в себя:
- общую направленность личности профилактируемых лиц, систему их нравственных оценок и жизненных ориентаций;
- общие признаки поведения профилактируемого лица, особенности их противоправного поведения, склонности к совершению правонарушений;
- особые признаки прошлого преступного опыта и преступной специализации;
- индивидуальные особенности внешности профилактируемого лица.
Таким образом, говоря об эффективности и результативности оперативно-служебной деятельности подразделений участковых уполномоченных полиции в предупреждение, пресечении и раскрытии преступлений нельзя обойти вниманием необходимость закрепления на первоначальном этапе в нормативно-правовых актах МВД России способов и методов установление разовых оперативных контактов сотрудниками подразделений полиции по охране общественного порядка. Системы и организации деятельности по её получению, фиксации и реализации в структуре подразделений полиции Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Список литературы
1. Кулькина И.В., Торопчин Н.А. Административно-надзорная деятельность полиции по обеспечению здоровья населения России //Проблемы и перспективы развития современной юриспруденции. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки г. Воронеж, 2014.
2. Приказ МВД России от 31.12.2012г.№ 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» // Российская газета от 27.03.2913 № 65.
3. Приказ ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 27.12.2013г. № 1164 «О дополнительных мерах по совершенствованию организации взаимодействия подразделений территориальных органов внутренних дел на районном уровне по выявлению и раскрытию преступлений».