Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Симферополь
ВУЗ:
Дата:
13 мая 2016г.

На сегодняшний день одним из основных рычагов влияния на состояние экономики со стороны государства является система налогообложения. Данная система выступает своего рода регулятором и может, как стимулировать, так сдерживать уровень развития той или иной экономической деятельности. В последнее время налогообложение в большей степени ориентировано на равное отношение к субъектам, вне зависимости от сферы их деятельности, будь то медицина, торговля или образование.

Образование, как и ряд других сфер государственной политики, страдает от недостатка средств, вкладываемых в их развитие, и поэтому уплата налога становится одной из острых проблем, что в корне не верно. Государство в большей степени должно быть напрямую заинтересовано в кадрах, а соответственно и в учреждениях, где их готовят, так как от подготовки кадрового резерва зависит будущее страны. Потому очень важно создать условия для развития системы образования и повышения ее качества. И в связи с этим налогообложение образовательных учреждений вызывает многочисленные споры и разногласия.

В 1992 г. был принят Федеральный закон «Об образовании», п.3 статьи 40 которого, гласил: «Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю» [2]. Данная статья с самого начала вызывала недовольство и упреки со стороны налоговиков, которые аргументировали тем, что вводить налоговые льготы – это прерогатива налогового законодательства. С 1 января 2005 г. статья 40 Закона «Об образовании» утратила свое действие [4]. И сегодня образовательные учреждения  – налогоплательщики по всем налогам. Теперь образовательные организации руководствуются положениями Налогового кодекса РФ, которыми определяются как общие, так и особые нормы налогообложения для них.

Таким образом, образовательные организации высшего образования имеют жесткие налоговые условия, так как на них распространяются общие принципы налогообложения. Но с другой стороны, есть возможность использования налоговых преференций. Налоговым законодательством предусмотрены следующие виды льгот, которыми могут воспользоваться образовательные организации:

-      освобождение от уплаты налогов;

-   применение ускоренной амортизации по основным средствам и нематериальным активам;

-      введение дифференцированных ставок по одному и тому же налогу для различных категорий налогоплательщиков;

-      снижение по решению регионов непосредственно налоговой ставки налога для юридических и физических лиц - инвестиционных партнеров вуза;

-    инвестиционный налоговый кредит;

-   особый порядок расчета налоговой базы для льготных категорий налогоплательщиков.

Но в процессе применения данных законодательством преференций в сфере уплаты налога образовательные учреждения на практике столкнулись с проблемами, которые препятствуют реализации использования предоставленных льгот. Во-первых это связано с не совершенностью законодательной базы, с наличием неточностей налогового законодательства, и большого количества бланкетных норм, которые приводят к вероятности двоякой трактовки норм, особенно в отношении применения налоговых льгот. Так же проблемой выступают формулировки норм права, ряд из которых имеют размытое содержание, что позволяет трактовать их по-разному. Отсутствие комплекса механизмов налогового стимулирования, недостаточность налоговых льгот, отсутствие их связи с другими мерами экономического воздействия существенно ограничивает экономический интерес инвесторов к участию в развитии вузов, что существенно ухудшает положение организаций образования и становится одной из проблем их функционирования. Следующей проблемой логично выделить ограниченность бюджетных средств, которые "заложены" в бюджете на организацию. Так же к проблемной сфере можно отнести необходимость ведения раздельного учета доходов и расходов в случае применения льгот или инвестиций, отсюда вытекает следующая проблема – «человеческий фактор» - технические ошибки, обусловленные необходимостью переработки, проверки и анализа большого объема данных для принятия решений о предоставлении налоговых льгот инвесторам в сфере высшего профессионального образования [1].

Невозможно не отметить и то что «больным» вопросом для организаций образования выступает привлечение инвесторов. Чаще всего это напрямую зависит от низкой научно-исследовательской, материальной и учебно-методической базы. Это приводит к низкому качеству подготовки выпускников, которые как следствие не становятся востребуемыми работодателями - потенциальными инвесторами.

Как результат все вышеперечисленное в совокупности приводит к низкому уровню эффективности реализации налоговых преференций в сфере инвестирования в сферу образования. С целью решения данных проблем возможно привлечение зарубежных и отечественных инвесторов в развитие системы образования, что позволит сфере образования выйти на новый качественный уровень. С этой целью так же необходимо учитывать зарубежный опыт и опыт регионов Российской Федерации, стимулирующих развитие образование с помощью использования налоговых льгот.

Таким образом можно сделать вывод, что установление разнообразных налоговых вычетов и льгот позволяет гражданам реализовать свои права на получение образования, а образовательным учреждениям создает финансовые и экономические гарантии устойчивого и эффективного осуществления своей деятельности [3].

 

Список литературы

1. Гончаренко Л.И., Журавлева И.А., Липатова И.В. Налоговые стимулы привлечения инвестиций в образовательный процесс вузов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2009, №4.

2. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании"

3.     Корф Д.В. Налогообложение в сфере образования в Великобритании // Финансовое право, 2007, №10.

4.     Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"