16 апреля 2017г.
Информационное обеспечение как вспомогательный вид деятельности повышает эффективность любой деятельности. В результате информатизации таможенных органов информационное обеспечение их деятельности рассматривается уже в качестве автономной целевой функции таможенных органов.
«Информационное обеспечение деятельности таможенных органов» и «информационно-техническое обеспечение таможенных органов» - понятия, имеющие разное содержание. Информационное обеспечение деятельности таможенных органов представляет собой «ресурс и технологический процесс подготовки и предоставления информационных продуктов, а информационно-техническое обеспечение таможенных органов – это деятельность по оснащению этого процесса информационно-техническими средствами»[1].
Осуществляемое с учетом мировых стандартов и тенденций таможенного дела совершенствование и развитие информационно-технического обеспечения таможенных органов, является одним из стратегических направлений развития таможенной службы Российской Федерации, что закреплено в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года. Среди групп задач, решение которых будет способствовать совершенствованию информационно-технического обеспечения таможенных органов, особое место занимает совершенствование единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее – ЕАИС) в условиях ЕАЭС в целях развития информационного взаимодействия между таможенными органами государств - членов ЕАЭС. Указанное информационное взаимодействие планируется осуществить посредством расширения функциональных возможностей интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза (далее – ИИСВВТ ТС), попытки реализации которой предпринимались в 2011-2014 гг., в интегрированную информационную систему Евразийского экономического союза (далее – ИИС ЕАЭС)[2].
Перед системой организационных структур информационной структуры таможенной службы Российской Федерации[3] стоят следующие основные задачи:
- осуществление различных технических и организационных мер по внедрению информационных технологий в таможенное дело и применению информационно-технических средств в деятельности таможенных органов;
- обеспечение функционирования и совершенствования единого информационного пространства на таможенной территории Российской Федерации.
Информационное пространство таможенной территории – это основная сфера проявления информационной политики государства (объединений государств) в области таможенного дела, а также область предметной деятельности таможенных органов в целях обеспечения собственной функциональной деятельности и удовлетворения информационных нужд участников внешнеэкономической деятельности.
К основным элементам информационного пространства на таможенной территории относятся «информационные ресурсы, средства информационного взаимодействия и информационная инфраструктура (информационно-техническая инфраструктура и система организационных структур)»[4].
В 1994-2000 гг. в результате создания информационно-технической инфраструктуры таможенной службы Российской Федерации было сформировано единое информационное пространство на таможенной территории Российской Федерации.
Применительно к членству Российской Федерации в различных международных организациях региональной интеграции в системе международных таможенных отношений в настоящее время сформированы:
- единое информационное пространство таможенных служб-участников СНГ (1996 г.);
- единое информационное пространство Союзного государства Беларуси и России (2000 г.);
- общее информационное пространство Таможенного союза (2012 г.);
- информационное пространство таможенных служб государств-членов ЕврАзЭС (2009; 2012-2014 гг.);
- информационное пространство таможенных служб государств-членов ЕАЭС (с 2015 г.). Существование названных информационных пространств является отражением объективной тенденции развития информационного обеспечения деятельности таможенных органов, как внутригосударственного, так и межгосударственного вида деятельности. Информационное обеспечение в рамках вышеуказанных информационных пространств связывает всех его участников как субъектов права[5].
Ключевую позицию в вопросах разработки рекомендаций, стандартов применения современных информационных таможенных технологий, способствующих эффективному использованию ресурсов государств для достижения совместимости используемых в них информационных технологий в целях облегчения мировой торговли, занимают международные организации[6].
Базовыми международными документами, закрепляющими практику применения информационных систем и технологий в сфере таможенного дела, являются:
Международная Конвенция об упрощении формальностей в торговле товарами 1987 г.; Международная Конвенция о процедуре общего транзита 1987 г.;
Международная Конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция 1999 г.);
Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли 2005 г. и др.
Государства-члены ЕАЭС, присоединившись к вышеназванным конвенциям, последовательно ищут пути реализации норм данных законодательных актов. Так, в странах-участницах Договора о ЕАЭС активно применяется такое перспективное направление, как система управления рисками при выборе объектов и форм таможенного контроля с тенденцией смещения акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров, а также на автоматизацию процедур планирования, организации и проведения посттаможенного контроля с применением информационных технологий. Развивается важное и перспективное направление совершенствования таможенных операций с применением информационных технологий – предварительное информирование в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС.
Настоящим прорывом стало внедрение системы электронного декларирования, запуск механизма «единое окно», предполагающего осуществление взаимодействия между государственными органами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность, и участниками внешнеэкономической деятельности, и позволяющего последним однократно представлять стандартизованные документы через единый канал для последующего использования заинтересованными государственными органами и иными организациями в соответствии с их компетенцией при проведении контроля за осуществлением внешнеэкономической деятельности[6]; созданы и успешно функционируют автоматизированные информационные системы таможенных органов; системы электронного документооборота и др. Вопросы информатизации общества, развития информационно-коммуникационных технологий, создания электронного правительства, организации электронной торговли в последние годы вышли из поля обсуждения отдельной страны и рассматриваются на самом высоком уровне главами ведущих стран мира и находят практическую реализацию. При наличии определенного успеха, достигнутого государствами-членами ЕАЭС в разработке и использовании национальных информационных технологий в таможенном деле, включение государств- членов ЕАЭС в процессы формирования информационного пространства в условиях ЕАЭС происходит крайне медленно, прослеживается длительность сроков по всем этапам разработки и реализации общих информационных ресурсов.
В настоящее время таможенные органы государств-членов ЕАЭС продолжают проведение мероприятий по созданию, обеспечению функционирования и развитию ИИС ЕАЭС. Система представляет собой совокупность интеграционного сегмента Евразийской экономической комиссии и национальных сегментов, объединяемых защищенными каналами передачи данных. Проект разработан на основе Концепции ИИСВВТ ТС[8], направленной на реализацию совместных усилий обеспечения выгод и экономических интересов всех государств-членов Таможенного Союза. Главными целями Концепции являются обеспечение эффективного регулирования внешней и взаимной торговли на таможенной территории Таможенного Союза, осуществление таможенного и других видов государственного контроля с использованием информационных телекоммуникационных технологий.
ИИСВВТ ТС по замыслу должна была реализовать механизм «единого окна», объединяющий на основе международных стандартов обмена данными интеграционный сегмент самого Таможенного Союза и национальные сегменты «единого окна» Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Ни Российская Федерация, ни остальные государства – члены ЕАЭС в настоящее время не имеют механизма «единого окна» и разрабатывать его не спешат. Если Комиссия Таможенного Союза планировала запуск пилотного проекта «единого окна» за 6 месяцев, то Евразийская экономическая комиссия разработала план мероприятий по реализации основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности на 6 лет (2015-2020 гг.)[9].
Для построения механизма «единого окна» необходимы:
1. Национальная программа (концепция) реализации механизма «единого окна», определяющая план-график, источники финансирования, ответственных исполнителей (единый уполномоченный орган);
2. Единый орган, уполномоченный осуществлять прием данных от участников ВЭД через механизм «единого окна» и передачу другим государственным контрольным органам;
3. Единый перечень стандартизованных документов, передаваемый участниками ВЭД в государственные контрольные органы через единый пропускной канал механизма «единого окна»;
4. Единый пропускной канал (система передачи данных) «единого окна».
Ни одно из перечисленных условий в Российской Федерации в настоящее время не выполнено, не смотря на существование нескольких календарных планов по созданию и развитию национального сегмента механизма «единого окна»[10].
Вместе с тем, начиная с 2008 года, в Российской Федерации ежегодно выделялось и выделяется значительное количество бюджетных средств для разработки государственных информационных систем, включая реализацию механизма «единого окна», к которым относятся:
- межведомственная интегрированная автоматизированная информационная система (МИАИС) (2008-2010 гг.), назначение которой состояло в обмене данными между государственными контрольными органами, являющимися поставщиками и пользователями информации;
- система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) (2011 г. и по настоящее время), назначение которой состоит в обмене данными между органами государственной власти с использованием электронной подписи для оказания государственных услуг;
- национальный сегмент интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза (ИИСВВТ ТС) (2010-2014 гг.), назначение которой состоит в осуществлении обмена разрешительными документами между государственными органами, контролирующими внешнюю и взаимную торговлю между государствами-членами таможенного союза.
Системы СМЭВ и ИИСВВТ ТС в настоящее время рассматриваются в качестве элементов будущего национального механизма «единого окна».
Обобщив вышеизложенное, можно сказать, что для расширения интеграции и повышения ее эффективности в условиях ЕАЭС, а также заинтересованности в ней как внутренних субъектов, так и акторов извне необходима консолидация усилий государств-членов ЕАЭС, направленных на создание и реализацию единого высокоэффективного информационного обеспечения целого ряда процессов, протекающих в условиях ЕАЭС. В настоящий период проведение такого серьезного массива работ осуществляется в рамках создания, обеспечения функционирования и развития интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза (ИИС ЕАЭС) на базе Концепции интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного Союза. Планируется, что к 2021 году ИИС ЕАЭС обеспечит информационную поддержку по таким вопросам как таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, таможенное регулирование, зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин, валютная политика, статистика, интеллектуальная собственность и т. Д[11]. Ожидаемый результат внедрения ИИС ЕАЭС - повышение информированности, снижение издержек при прохождении административных процедур, доступ участников ВЭД к межгосударственным услугам, что является факторами, влияющими на развитие транснационального бизнеса, а также возможность оперативного взаимодействия государственных органов ЕАЭС, в том числе таможенных, что ведет к сокращению времени проведения административных процедур при одновременном повышении эффективности государственного (таможенного) контроля.
1 Алексеева М.В. Правовое регулирование информационной деятельности таможенных органов Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Издательство «Перо». 2016. С. 7.
2 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2575-р «О стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» (в ред. от 15.04.2014) // СЗ РФ. 2013. № 2. Ст. 109;СЗ РФ. 2014. № 18 (часть IV). Ст. 2220.
3 Структурные подразделения таможенных органов, ведомственные учреждения и предприятия, чья деятельность способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.
4 Алексеева М.В. Правовое регулирование информационной деятельности таможенных органов Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Издательство «Перо». 2016. С. 8.
5 Алексеева М.В. Правовое регулирование информационной деятельности таможенных органов Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Издательство «Перо». 2016.. С. 9.
6 Потапенко М.В. Правовое регулирование применения информационных таможенных технологий на международном уровне // Academy. 2015. № 2 (2). С. 39.
7 Решение Высшего Евразийского экономического совета от 29.05.2014 № 68 «Об Основных направлениях развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org (дат. обр. 31.01.2017).
8 Решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 19.10.2010 № 60 «О Концепции создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза и первоочередных мерах по ее реализации» // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru (дат. обр. 04.02.2017).
9 Решение Высшего Евразийского экономического совета от 08.05.2015 № 19 «О плане мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» // Документ опубликован не был. Цит. по СПС «Консультант-Плюс» (дат. обр. 05.02.2017).
10 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 № 1125-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования» (в ред. от 12.12.2015) // СЗ РФ. 2012. № 28. Ст. 3926; СЗ РФ. 2015. № 52 (часть I). Ст. 7633.
11 Пункт 5 Протокола об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза (Приложение № 3 к Договору о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (в ред. от 08.05.2015)) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru/ (дат. обр. 01.02.2017); СЗ РФ. 2015. № 38. Ст. 5214.
Список литературы
1. Решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 19.10.2010 №
60 «О Концепции создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза и первоочередных мерах по ее реализации» // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/ (дат. обр. 04.02.2017).
2. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 29.05.2014 № 68 «Об Основных направлениях развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/ (дат. обр. 31.01.2017).
3. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (в ред. от 08.05.2015)) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru/ (дат. обр. 01.02.2017); СЗ РФ. 2015. № 38. Ст. 5214.
4. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 08.05.2015 № 19 «О плане мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» // Документ опубликован не был. Цит. по СПС «Консультант-Плюс» (дат. обр. 05.02.2017).
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 № 1125-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования» (в ред. от 12.12.2015) // СЗ РФ. 2012. № 28. Ст. 3926; СЗ РФ. 2015. № 52 (часть I). Ст. 7633.
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2575-р «О стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» (в ред. от 15.04.2014) // СЗ РФ. 2013. № 2. Ст. 109; СЗ РФ. 2014. № 18 (часть IV). Ст. 2220.
7. Алексеева М.В. Правовое регулирование информационной деятельности таможенных органов Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Издательство «Перо». 2016. 128 с.
8. Потапенко М.В. Правовое регулирование применения информационных таможенных технологий на международном уровне // Academy. 2015. № 2 (2). С. 35-39.