Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
28 апреля 2018г.

Понятие "общественный контроль" явилось предметом разнообразных научных исследований, анализ которых показывает, что в целом на сегодняшний день сформировалось несколько научных позиций, каждая из которых, безусловно, заслуживает внимания.

Так, Т.В. Троицкая, под термином "общественный контроль" понимает "деятельность, осуществляемую некоммерческими организациями и отдельными гражданами, направленную на выявление и пресечение нарушений прав и свобод человека со стороны органов государственной власти и местного самоуправления" [9]. Зубарев С.М. под общественным контролем понимает "системную деятельность, осуществляемую уполномоченными институтами гражданского общества и отдельными гражданами по установлению соответствия нормативно-правовым стандартам функционирования государственных органов и корректирование выявленных отклонений посредством обращения в уполномоченные государственные органы либо к общественному мнению" [4].

Н.Н. Кулешова определяет общественный контроль как негосударственный контроль со стороны субъектов, не наделенных государственно-властными полномочиями: общественных объединений и отдельных граждан, за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц [5].

Достаточно интересной представляется позиция ряда ученых, высказывающих принципиальные сомнения в возможности отнесения соответствующей деятельности общества к контрольной в строгом смысле слова. Так, В.Н. Гаращук, говоря об общественном контроле как о деятельности различных общественных формирований, считает, что "эту деятельность можно признать с определенной долей условности, поскольку в деятельности общественных формирований отсутствуют такие важные признаки контроля, как право вмешиваться в деятельность контролируемого и право самостоятельно привлекать его к правовой ответственности" [2]. Т.В. Троицкая указывает на то, что контроль — это все же государственная функция, обеспечивающаяся прямым механизмом реализации актов контроля. Поэтому она предлагает в большей степени говорить об осуществлении надзора за деятельностью соответствующих органов государственной власти [9].

Следует отметить, что правовая категория "общественный контроль" не нашла своего закрепления в тексте Конституции РФ, хотя в предыдущих "советских" Конституциях такое понятие использовалось. Так, например, статьей 92 Конституции СССР 1977 года [1] закреплялось создание органов народного контроля, сочетающих в своей деятельности государственный и общественный контроль трудящихся на предприятиях, в колхозах и организациях. Основным направлением их работы являлись: контроль выполнения требований законодательства, государственных программ и заданий; борьба с нарушениями государственной дисциплины, проявлениями местничества, ведомственного подхода к делу, с бесхозяйственностью и расточительством, волокитой и бюрократизмом; координация работы других контрольных органов; совершенствование структуры и работы государственного аппарата.

В свою очередь, понятие "общественный контроль" относительно недавно было нормативно закреплено с принятием Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" [7], согласно статье 4 которого под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

С одной стороны, представляется, что данное нормативное закрепление представляет собой большое достижение в развитии института общественного контроля, поскольку отражает желание законодателя придать  исследуемому институту полноценную правовую форму, с другой стороны, приведенное нормативное определение все же не охватывает всей специфики исследуемого понятия и, как следствие, нуждается в существенной доработке.

Во-первых, из законодательного определения следует, что общественный контроль может осуществляться исключительно субъектами общественного контроля, поименованными в Федеральном законе № 212-ФЗ.

Во-вторых, приведенное нормативное определение представляется не совсем корректным и юридически точным с точки зрения закрепления в нем объекта общественного контроля. Из буквального толкования определения следует, что объектами общественного контроля являются деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также издаваемые ими акты и принимаемые решения. В свою очередь, достаточно расплывчатым представляется используемый законодателем термин "деятельность". Наиболее рациональным в данном случае явилось бы применение терминологических конструкций, использованных законодателем при закреплении правового механизма обжалования нормативных правовых актов органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, а также обжалования решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Такой подход позволил бы достаточно точно и полно определить объект общественного контроля.

Вместе с тем законодатель, нормативно закрепляя понятие "общественный контроль", достаточно подробно и точно приводит перечень органов, чья деятельность может подпадать под осуществление общественного контроля. В этой связи следует отметить, что законодатель не ограничивается только органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, распространяя действие общественного контроля на иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия. В данном случае речь идет о таких органах и организациях, которые наделены правом на осуществление отдельных государственных полномочий. Так, институт делегирования, или наделения отдельными государственными полномочиями, существует не только во взаимоотношениях органов государственной власти и местного самоуправления, но и во взаимоотношениях государства и институтов гражданского общества, а также некоммерческих организаций в сфере бизнеса.

В научной литературе приводятся различные основания классификации видов контроля. По отношению к контролируемому объекту контроль подразделяется на внешний и внутренний. Применительно к органам публичной власти общественный контроль в большинстве своем является внешним, хотя вполне возможным представляется осуществление внутреннего общественного контроля в лице профсоюзных организаций, а также различных профессиональных ассоциаций и сообществ.

По объему содержания общественный контроль может быть общим (линейным) и отраслевым (функциональным). Общий контроль, как правило, осуществляется общественными советами при федеральных органах исполнительной власти за различными направлениями деятельности государственных органов, отраслевой, например, за деятельностью государственных органов по соблюдению прав и свобод осужденных, — общественными наблюдательными комиссиями.

В зависимости от времени осуществления различают предварительный, текущий, последующий контроль. По периодичности проведения контрольных мероприятий контроль подразделяют на: систематический, периодический и эпизодический.

В зависимости от возможных сфер осуществления общественного контроля выделяют:

-   общественный контроль в сфере здравоохранения;

-   общественный контроль в сфере образования;

-   общественный контроль в сфере ЖКХ;

-   общественный контроль в избирательной сфере;

-   общественный контроль в сфере судопроизводства;

-   общественный контроль в правоохранительной сфере;

-   общественный контроль в экологической сфере;

-   общественный контроль в сфере земельных правоотношений;

-   общественный контроль в бюджетной сфере;

-   общественный контроль в потребительской сфере;

-   общественный контроль в сфере трудовых правоотношений;

-     общественный контроль по вопросам формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;

-   общественный финансовый контроль;

-   общественный контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [3].

Заслуживающие внимания классификации предлагает В.В. Старчикова. Так, исходя из критериев функциональности государства, по сферам его деятельности общественный контроль ею подразделяется на социально-правовой, политический, экономический, экологический, духовно-нравственный и др. С учетом направленности общественного контроля она выделят социально-управленческий, социальный надзор, консолидированный или институциональный контроль. По степени участия субъектов общественного контроля выделяет массовый, групповой, индивидуальный. Исходя из того, на каком уровне реализуется общественный контроль, В.В. Старчикова выделяет контроль общенациональный, институционально- нормативный, неформальный. По сферам реализации государственной власти она выделяет общественный контроль за правосудием, за деятельностью госаппарата, за избирательным процессом, за обеспечением прав человека, за соблюдением прав потребителей, за экологической безопасностью и т.п. [8].

В целом, подводя итоги, считаем, что такой институт, как общественный контроль, безусловно, заслуживает пристального внимания со стороны государства и должен активно внедряться во все сферы его жизнедеятельности, в него должны быть вовлечены не только и не столько опосредованные государством субъекты, сколько граждане и их объединения, ведь нельзя не согласиться с мнением А.С. Панарина, который полагает, что нет ничего опаснее бесконтрольной власти, опирающейся не на закон, а на угрозу применения насилия, и поэтому необходим надежный демократический контроль [6].

 

Список литературы

 

1.     Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617.

2.     Гаращук В.Н. Контроль общественных формирований и граждан как способ защиты прав личности в сфере государственного управления // Проблемы законности. Республиканский межвузовский научный сборник. Харьков, 1998. Вып. 36.

3.     Гриб В.В. Актуальные проблемы правового развития института общественного контроля в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 11.

4.     Зубарев С.М. Понятие и сущность общественного контроля за деятельностью государственных органов // Административное право и процесс. 2014.                                        № 10.

5.     Кулешова Н.Н. О современном состоянии общественного контроля в России // Юридическая наука. 2011. № 2.

6.     Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. М., 2002.

7.     Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (Часть I). Ст. 4213.

8.     Старчикова В.В. Общественный контроль в правовом государстве (теоретико-правовой исследование: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2014.

9.     Троицкая Т.В. Общественный контроль: понятие, механизм осуществления в России // Современная юридическая наука и правоприменение (IV Саратовские правовые чтения): Сборник тезисов докладов (по материалам международной научно-практической конференции, г. Саратов, 3—4 июня 2011 г.). Саратов: Саратов. гос. академия права, 2011.