Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИЗМЕНЕНИЕ ПРАВИЛ СУДОПРОИЗВОДСТВА ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
28 апреля 2018г.

В последние годы законодатель идет по пути сближения судов общей юрисдикции и арбитражных судов, посредством унификации и оптимизации процедур и правил, применяемых при решении споров по гражданским делам.

Так, федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы», реализуемая в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1406, направлена на реформирование действующей системы правосудия, а именно унификации правил судопроизводства.[1]

Основные направления реформы развития судебной системы России определены Концепцией развития судебной системы России на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2012 № 1735-р. К данным направлениям относятся: повышение качества правосудия, совершенствование судопроизводства, его постоянная адаптация к потребностям государства и общества, обеспечение доступа граждан к правосудию при его максимальной открытости и прозрачности, реализация принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений.[2]

Концепция находит свою реализацию в виде внесения изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ГПК РФ), Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (АПК РФ) и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), направленных на обеспечение единства подходов при осуществлении правосудия в отношении граждан и юридических лиц, исключение возможности отказа в судебной защите в случае спора о подведомственности дела определенному суду, установление общих правил организации судопроизводства, достижение единообразия в судебной практике.

С законодательной инициативой в данной сфере выступает и Верховный Суд Российской Федерации, в частности, в своем Постановлении Пленума от 13.07.2017 №28, в котором предлагается создание в подсистеме судов общей юрисдикции пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции, действующих в пределах территории соответствующих судебных апелляционных и кассационных округов.[3]

В действующем ГПК в соответствии с п.2 ст.377 кассационной инстанцией по рассмотрению жалом, представлений и протестов, вступивших в законную силу решений районных судов и мировых судей, апелляционных определений верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономного округа является президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.[4]

Чтобы обеспечить самостоятельность и независимость судебных инстанций в частности, при рассмотрении ими апелляционных и кассационных жалоб и представлений на судебные постановления нижестоящих судов рационально было бы выделить кассационные и апелляционные суды в рамках подсистемы судов общей юрисдикции.

На данный момент, в соответствии со ст.1 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.[5]

В свою очередь к федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1)    верховные суды республик, краевые, областные суд, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

2) районные суды, городские суды, межрайонные суды;

3)     военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

4)       специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельность которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи. 

Согласно законопроекту «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» к федеральным судам общей юрисдикции будут отнесены:

1)   кассационные суды общей юрисдикции;

2)   апелляционные суды общей юрисдикции;

3)   верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

4)   районные суды, городские суды, межрайонные суды;

5)     военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

6)       специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

Предполагаются изменения и в распределении компетенций между вновь сформированными судебными звеньями судов общей юрисдикции: областные и равные им суды в качестве судов второй инстанции становятся судами апелляционной инстанции.

Согласно статье 2 законопроекта «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» кассационный суд суда общей юрисдикции структурно будет действовать в составе президиума суда, судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по административным делам, судебной коллегии по уголовным делам и судебной коллегии по делам военнослужащих.

В соответствии с предлагаемыми в законопроекте компетенциями кассационный суд общей юрисдикции с учетом установленной подсудности будет рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Кроме того, в соответствии с предлагаемой законопроектом схемой инстанционности судебной системы оспаривание решений мировых судей в судебных коллегиях Верховного Суда Российской Федерации будет возможно только в том случае, если в результате обжалования кассационным судом общей юрисдикции будет вынесено постановление о наличии существенных нарушений норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов лиц, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Таким образом, приведенный анализ изменений в инстанционность судов общей юрисдикции и распределение компетенции между звеньями этой судебной подсистемы свидетельствует о стремлении Верховного Суда Российской Федерации сформировать единообразие в организации деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов в рамках единой судебной системы Российской Федерации, что, в свою очередь, позволит реализовать задачу создания единого Кодекса судопроизводства Российской Федерации.

 

1Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1406 «О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы"» / "Собрание законодательства РФ", 07.01.2013, N 1, ст. 13.

2Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2012 № 1735-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы"» / "Собрание законодательства РФ", 01.10.2012, N 40, ст. 5474

3Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.07.2017 № 28 «О внесении в Государственную    Думу     Федерального    Собрания    Российской     Федерации     проекта    федерального конституционного закона "О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции"» 

4Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ. / "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532

5Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1 – ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации». / "Российская газета", N 29, 11.02.2011



Список литературы

 

1.        Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ. / "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532

2.        Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1 – ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации». / "Российская газета", N 29, 11.02.2011

3.        Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1406 «О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы"». / "Собрание законодательства РФ", 07.01.2013, N 1, ст. 13.

4.        Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2012 № 1735-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы"». / "Собрание законодательства РФ", 01.10.2012, N 40, ст. 5474

5.        Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.07.2017 № 28 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального конституционного закона "О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции"»