Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОТВОРЧЕСТВА

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

    В общей теории права вопрос о структуре правотворчества достаточно детально разработан, широко освещен в учебной литературе [см., например, 1, стр. 416-417; 9, стр. 544-551; 12, стр. 169-183] и выступал предметом многих специально-правовых исследований [см., например, 2, стр. 109-114; 8, стр. 384-386; 11, стр. 106-119; 14, стр. 18-23]. При этом практически все авторы сходятся во мнении о том, что правотворческая деятельность – это длящийся, структурированный процесс, состоящий из последовательных этапов (стадий) и имеющий своей целью совершенствование существующей нормативной базы для приведения ее в соответствие с меняющимися реалиями общественной жизни.

    Поскольку правотворчество есть процесс познания (в идеальном представлении – научного познания [6, стр. 86]) и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур [6, стр. 13], постольку структура правотворчества чаще всего рассматривается в научной литературе в форме двух этапов (двух категорий действий [3, стр. 331]) – предварительного (иногда именуемого так же начальным [6, стр. 23] или предпроектным [см., например, 4, стр.13; 15, стр. 21]) и основного (проектного [5, стр. 137]), которые в свою очередь подразделяются на стадии. При этом стадии могут быть простыми и сложными (состоящими из двух или более подстадий), обязательными и факультативными.

   Известно, что рождение нового закона обычно связано с назревшими потребностями развития общества, вызывается требованиями жизни, необходимостью законодательного урегулирования тех или иных возникших в обществе вопросов [10, стр. 21]. По этой причине, в рамках предварительного этапа правотворчества устанавливается объективная потребность в создании нормативного акта или изменении действующего законодательства путем глубокого изучения объективных факторов, которые определяют необходимость нового правового регулирования [15, стр. 15], после чего принимается решение о подготовке проекта, составляется его первоначальный текст, который подвергается доработке, предварительному обсуждению и оформляется в качестве предмета законодательной инициативы.

   В рамках основного этапа осуществляется деятельность, которую принято именовать «непосредственным правотворчеством», - это официальная фаза прохождения проекта через компетентный правотворческий орган. В зависимости от вида нормативного акта, планируемого к принятию и, соответственно, от конкретных аспектов законодательно закрепленной правотворческой процедуры, количество, последовательность и содержание стадий, составляющих второй этап правотворчества, могут разниться. Вместе с тем, в большинстве случаев речь идет о таких стадиях, как официальное внесение проекта в компетентный орган уполномоченным на то субъектом правотворческой инициативы, включение вопроса о его рассмотрении в повестку дня заседания, обсуждение проекта, последующее его принятие, опубликование и введение в действие.

   Анализ процесса конституционного правотворчества в России на современном этапе его развития позволяет сделать вывод о том, что структура этого правового явления во многом повторяет приведенную выше конструкцию и также может быть условно разделена на два этапа (предварительный и основной), каждый из которых состоит из нескольких обязательных и факультативных элементов (стадий), которые последовательно сменяют друг друга.

   Вместе с тем, особенности конституционно-правового уровня нормативного регулирования общественных отношений предопределяют существенную специфику процесса конституционного правотворчества и оказывают заметное влияние на его структуру. Такая специфика видится, в частности, в следующем.

   Учитывая, что результат – это то, что получено в завершение какой-либо деятельности, работы [7, стр. 674] (то есть процесса), необходимо признать, что заранее заданный результат неизбежно определяет суть деятельности по его достижению и непосредственно влияет на структуру соответствующего процесса. Таким образом, особенности структуры конституционного правотворчества во многом обусловлены тем, что результатом этого процесса является принятие (изменение, отмена) норм Основного закона страны.

   Во-первых, данное обстоятельство уже само по себе обеспечивает уникальность конституционно- правотворческого процесса, поскольку только посредством этой деятельности (с легальной точки зрения) может быть создана конституционная правовая норма.

   Во-вторых, нормы Конституции РФ направлены на упорядочивание основных, базовых общественных отношений, на установление исходной парадигмы их развития, то есть имеют учредительный характер. С учетом структуры России, как федеративного государства, это означает, что любая правка Конституции РФ должна происходить с участием обоих уровней государственной власти (как федерального, так и регионального), а полный пересмотр Основного закона или пересмотр его отдельных ключевых положений возможны лишь путем инициирования особых учредительных процедур.

   В-третьих, в силу своего предназначения Конституция РФ призвана служить нормативным фундаментом российского общества и государства, поэтому ей свойственна (целенаправленно придана) существенная степень конструктивной жесткости, устойчивости. Конституция должна быть в меру консервативна с тем, чтобы противостоять возможности произвольного вмешательства в ее содержание по причине сиюминутного изменения политической конъюнктуры.

   Такая задача решается путем установления особого (усложненного) механизма изменения конституционных положений, суть которого состоит в ограничении круга лиц, наделенных правом на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ, а также в закреплении таких процедур изменения (пересмотра) Основного закона страны, реализация которых становится возможной лишь при определенном (весьма высоком, переходящем в консенсус) уровне общественно-политического согласия.

   Кроме того, специфика процесса конституционного правотворчества состоит также и в том, что он урегулирован специальными нормами права, отличными от предписаний, которые определяют порядок принятия всех других видов нормативных правовых актов. В частности, его основу составляют нормы главы 9 Конституции РФ, Федеральный закон от 04 марта 1998 года № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», а также специальные положения регламентов обеих палат российского парламента (Государственной Думы РФ и Совета Федерации).

    Совокупность указанных  выше обстоятельств, напрямую сказывается  на структуре конституционного правотворчества, усложняет ее, определяет особый субъектный состав и порядок реализации, как на предварительном, так и на основном этапах, что свидетельствует о необходимости осуществления комплексных научных исследований этой категории конституционного права в целях обеспечения ее теоретической целостности и практической эффективности.

 

Список литературы

1.     Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник. – М.:Юриспруденция. – 2000;

2.     Деев С.В. Механизм правотворческого процесса: основные стадии и динамика развития // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 58;

3.     Дюрягин И.Я. Проблемы теории государства и права: учебник / под ред. С.С. Алексеева. – М.: Юрид.лит., 1987;

4.     Лебедев В.А., Ройзман Н.В. Законодательная инициатива   – стадия законодательного процесса в Российской Федерации: монография. – Челябинск: изд-во ИИУМЦ «Образование», 2010;

5.     Лебедев В.А. Теория государства и права: учебное пособие / В.А. Лебедев, Е.А. Киреева, В.М. Шадрин. - Челяб.гос.ун-т. Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007;

6.     Нашиц, А. Правотворчество. Теория и законодательная техника / А. Нашиц. - М.: Прогресс, 1974.

7.     Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник. – 1999.

8.     Сапун В.А. Механизм правообразования и правотворчества: проблемы соотношения и демократизации // Юридическая техника. – 2014. – № 8;

9.     Теория государства и права / учебник под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. – М.: Юрайт. – 2010;

10. Седугин, П.И. Рождение закона / П.И. Седугин. - М.: Профиздат, 1991;

11. Сырых  В.М.  Социальный  механизм  правового  регулирования:  понятие,  состав  и  структура  // Ленинградский юридический журнал. – 2005. – № 2;

12. Сырых В.М. Теория государства и права: учебник. – М.:ЗАО «Юридический дом «Юстицинформ». – 2002.;

13. Тихомиров, Ю.А. Общая теория государства и права. Академический курс / отв. ред. М.Н. Марченко. В 3-х т. Т. 2. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2002;

14. Трофимов В.В. Структура правообразовательного процесса (опыт теоретического анализа) // Юристъ- Правоведъ. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. юрид. ин-та МВД России. – 2010. – № 2;

15. Халфина, О.Р. Научные основы советского правотворчества. Монография / отв. ред. Р.О. Халфина. – М.: Наука, 1981.