Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА КОЛЛИЗИОННОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И ЛОКАЛЬНЫЙ УРОВНИ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
12 мая 2016г.

В современный период развития общества в связи с процессами глобализации, информатизации, технологизации изменения в основных сферах жизнедеятельности человека идут быстрыми темпами. Все эти изменения, безусловно, должны находить отражение в законодательной базе. Однако законодательная база пока еще отстает от правоприменения. И здесь перед нами возникает проблема коллизионности в правовой сфере. Интересным представляется рассмотреть данную проблему на примере сферы образования, в которой в настоящий момент также отмечается много нововведений.

В научной литературе существуют различные определения понятия «юридическая коллизия». Вслед за Н.И. Матузовом под юридическими коллизиями мы понимаем «расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий» (Матузов 2000: 226).

Юридические коллизии рассматриваются в различных сферах правоприменения, однако, на наш взгляд, в области образования они не получили еще должного освещения, тем более с учетом принятого в 2012 г. нового Федерального закона «Об образовании».

Юридические коллизии в сфере образования можно определить как «обусловленные объективными и субъективными факторами общественного развития формальные противоречия (различия) между двумя и более правовыми явлениями в рамках объективного права, в частности, между структурными элементами правовых норм, между нормативно-правовыми актами и иными источниками права, существующими в данном государстве, актами толкования, а также возникающие в процессе реализации права, в том числе правоприменения» (Шилюк, Миттельман 2013: 76).

Любая юридическая коллизия, в какой бы форме она ни была (противоречие или различие), создает определенные трудности в процессе реализации субъектами своих прав и обязанностей.

Рассмотрим юридические коллизии в следующих областях применительно к образовательным отношениям, участником которых является студент (обучающийся): 1) права, обязанности, ответственность студента (обучающегося); 2) отдельные характеристики правового статуса студента (обучающегося) на условиях полной компенсации затрат, связанных с обучением.

Права, обязанности, ответственность обучающегося представлены в Федеральном законе «Об образовании» (Гл. 4). Однако данный перечень во многом носит общий характер, в результате чего могут возникать различного рода коллизии, тем более что локальные нормативные акты – Уставы вузов, Правила внутреннего распорядка – зачастую лишь повторяют статьи закона об образовании.

В качестве эмпирического материала нами были проанализированы локальные нормативные акты, которые регламентируют внутренний распорядок (Правила), размещенные на официальных сайтах вузов г. Волгограда: Волгоградского государственного университета (ВолГУ, http://local.volsu.ru/), Волгоградского государственного технического университета  (ВолГТУ, http://www.vstu.ru/),  Волгоградского государственного аграрного университета (ВолГАУ, http://www.volgau.com/), Волгоградского государственного медицинского университета (ВолГМУ, http://www.volgmed.ru/ru/).

В Правилах внутреннего распорядка, принятых в названных вузах, правам обучающихся (в нашем случае – студентов) посвящены отдельные разделы, при этом набор прав идентичен во всех вузах и достаточно полон. В ВолГАУ данный перечень полностью копирует соответствующие статьи ФЗ «Об образовании».

Обязанности студента как официального участника образовательных отношений предполагают исполнение им определенных правил, установок. Поскольку перед нами официальные отношения, регламентируемые законами и нормативными актами, они имеют правовой характер, и, следовательно, за неисполнение обязанностей должны быть установлены соответствующие меры ответственности. Однако в области ответственности отсутствует четкая регламентация.

Основную группу обязанностей в Правилах внутреннего распорядка всех названных вузов составляют те, которые относятся непосредственно к учебному процессу: обязаны систематически и глубоко осваивать теоретические знания и практические навыки по избранному направлению / специальности; посещать учебные занятия; выполнять в установленные сроки все виды учебных заданий и контроля; соблюдать учебную дисциплину. Возникает закономерно вопрос: что же будет в противном случае? К чему должен быть готов студент, если он выполняет перечисленное не систематически (большое количество пропусков без уважительной причины), не глубоко (ни одного развернутого ответа в рамках занятий), не в установленные сроки (в рамках отчетности в течение семестра)? И здесь возникает коллизия, поскольку данный круг обязанностей не имеет установленного нормативным актом юридического разрешения.

Аналогичная картина наблюдается и в близкой к обязанностям сфере – запреты. Так, рассматриваемые локальные нормативные акты отдельных вузов включают систему запретов, наиболее широко она представлена на сайте ВолГАУ: запрещается проносить на занятия и употреблять продукты питания, сидеть на подоконниках и перилах, рисовать и писать на стенах, столах, приносить оружие, участвовать в драках и др. (ВолГАУ); играть в азартные игры, использовать средства мобильной связи (ВолГАУ, ВолГМУ); использовать нецензурную лексику (ВолГМУ, ВолГТУ, ВолГАУ). В Правилах ВолГУ система запретов не нашла широкого отражения.

В разделах, посвященных ответственности обучающихся, отсутствует нормативная регламентация за нарушение конкретной обязанности или конкретного запрета, здесь говорится лишь о видах дисциплинарной ответственности по нарастанию: замечание, выговор, отчисление. ФЗ «Об образовании» (ст. 43, п. 7) гласит: При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей. Данным положением, а также Приказом Минобрнауки России от 15.03.2013 N 185 "Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания" и руководствуются локальные нормативные акты, однако не дают конкретизации. В них не прописано, за какие нарушения обязанностей, запретов устанавливается тот или иной вид взыскания. В результате студент не знает вид наказания за то, что он совершил, – в каких случаях выносится замечание, в каких объявляется выговор? И особо хотелось бы остановиться на отсутствии регламентации ответственности в сфере непосредственно учебного процесса. Должны быть четко прописаны меры, виды  ответственности за невыполнение в установленные сроки (например, за первый, второй, третий модуль) запланированных в учебной программе заданий, за систематические пропуски занятий. Иначе коллизия останется неразрешенной – есть обязанности, но нет никакого наказания за их невыполнение. Таким образом, необходима нормативная конкретизация составов возможных нарушений обязанностей студентами как участниками образовательных отношений.

Обратимся к следующей проблеме, касающейся некоторых вопросов правового характера применительно к студентам-договорникам.

Согласно ФЗ «Об образовании» основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию… (ст. 53, п. 1). В случае приема на обучение по образовательным программам … за счет средств физических и (или) юридических лиц изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора об образовании (ст. 53, п. 2). Таким образом, студент-бюджетник вступает в официальные образовательные отношения с вузом на основании приказа ректора, студент-договорник – на основании приказа ректора и договора, в котором четко определены права и обязанности участников образовательного процесса. Из этого следует, что с юридической точки зрения отношения между студентом-договорником и вузом носят действительно юридический характер (договор подписывается обеими сторонами). Студент-договорник оплачивает свое обучение (либо это делают его родители (законные представители), спонсоры и т.д.), можно сказать, что он вступает в определенные товарно-денежные отношения, вуз предлагает платную образовательную услугу – студент-договорник ее «покупает». Соответственно, в данном случае у него больше прав по сравнению со студентом-бюджетником. Руководствуясь данным договором, он может  предъявить претензию учебному заведению: например, в предоставлении меньшего количества часов, чем было заявлено в рабочей программе и т.п. С другой стороны, в данном случае студент расписывается (и его спонсор тоже) в том числе и за свои обязанности (прописаны в договоре), а, следовательно, несет юридическую ответственность.

В этой связи было бы целесообразно придать больший юридический статус и студентам, обучающимся на бюджетной основе. В частности, с такими студентами также следовало бы заключать определенный академический договор, в котором были бы прописаны права, обязанности и ответственность участников образовательных отношений. В таком случае студент был бы напрямую осведомлен, что он несет ответственность перед государством, выделившим ему бюджетное место.

Таким образом, преодоление коллизий – очень сложный процесс, требующий высокого профессионализма в сфере как толкования, так и правоприменения. Существуют, как известно, различные способы устранения коллизий. Нам представляется, что в обозначенной – локальной – области сферы образования эффективными способами преодоления коллизионности могут быть внесение изменений и уточнений в действующие нормативные акты и толкование принятого акта.

 

Список литературы

1.     Матузов Н.И. Коллизии в праве: причины, виды и способы их разрешения // Правоведение, 2000. – № 5. – С. 225–244.

2.     Шилюк Т.О., Миттельман К.Г. К вопросу о коллизионности актов субъектов Российской Федерации об образовании // Lex Russica (Русский закон), 2013. – № 1. – С. 75–82.

3.     Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации") [Электронный ресурс] // www.consultant.ru/

4.     Приказ Минобрнауки России от 15.03.2013 N 185 "Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.06.2013 N 28648) [Электронный ресурс] // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147442/