Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ СПОРТА

Авторы:
Город:
Ульяновск
ВУЗ:
Дата:
26 апреля 2020г.

Представляется, что в любом случае, как область человеческой деятельности спорт неизбежно соприкасается с законодательством государства, в котором он развивается. И это не зависит от того, рассматривается ли спорт государством в качестве деятельности подобной экономической или социальной и, таким образом, подчиняется правилам общего закона, или рассматривается, как специфический род деятельности, подчиняющийся специальным законам.

В мире функционируют две модели законодательства в области спорта: государственная и негосударственная.

Первая модель называется либеральной, когда задачей государства является только обеспечение материальных условий, другая модель называется управляемая, когда государство более непосредственно способствует стимулированию спорта. Хотя в Британии имеет место первая модель, но, тем не менее, сейчас намечается характерная для правительства Британии тенденция играть все большую роль в спорте. Последние месяцы дали много очень интересных примеров активной поддержки спорта со стороны правительства. Типично британский подход невмешательства претерпевает изменения» [1].

В ряде европейских стран ответственность за развитие физического воспитания и спорта несут государственные органы, это например: Австрия, Испания, Италия, Кипр, Финляндия, Франция.

В странах, где нет государственного регулирования спортивной сферы, применяется законодательство смежных областей социально–экономической деятельности, в частности, картельное право в отношениях между спортивными клубами и спортсменами в области гражданского права (например, антимонопольный закон Шермана в США) [2].

По мнению многих отечественных и зарубежных исследователей процесс усиления роли государства в развитии спорта, и особенно спорта высших достижений активизировал именно СССР, сегодня по этому пути идут Китай и Куба. До того времени, как советские спортсмены стали занимать лидирующие позиции в международном и олимпийском спорте, спортивная общественность Запада, поддерживаемая тогдашним президентом МОК Э. Брэндеджом, считала спорт автономным и независимым от государства и даже провозглашала лозунги «о независимости спорта» или «о спорте вне политики». Сама ситуация в спорте 70–80–х гг. привела к тому, что потребовалась законодательная поддержка спорта со стороны государства. По словам С.И. Гуськова, «вовлечение государства в спорт в 70–80–е гг. стало реальностью, а в 90–е гг. – необходимостью» [3].

Сегодня спорт - это общественно–значимое социальное явление, поэтому крайне важен государственный подход к его развитию.

Принятый Государственной Думой 13 января 1999 г. и подписанный Президентом Российской Федерации 29 апреля 1999 г. ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» регулирует все стороны деятельности в области спорта[4].

Тем самым на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской федерации сделан устойчивый шаг в сторону укрепления соответствующей законодательной и нормативной базы.

Вместе с тем, реальное состояние дел требует создания новых норм правовых актов, в том числе регулирующих деятельность физкультурно-спортивных объединений с участием государства. Действующее законодательство об общественных объединениях позволяет сегодня образовать несколько общероссийских федераций по одному и тому же виду спорта. С одной стороны, выполняется конституционное право каждого гражданина на объединение, но с другой стороны, возникает проблема в части представления российских спортсменов на международных соревнованиях. Такое положение создалось, например, между Национальным аэроклубом и Федерацией авиационного спорта России. В их отношениях образовался серьезный конфликт по поводу представления спортсменов–летчиков России в международную федерацию (FAI). Поэтому, особенности деятельности общественных объединений физкультурно-оздоровительной направленности требуют регулирования отдельным законом.

Количество ассигнований из федерального и других бюджетов на развитие физической культуры и спорта в настоящее время сократилось. Существует мнение, что ряд спортивных организаций не нуждается в финансовой помощи государства.

Возможно, это справедливо в отношении футбольных, хоккейных, баскетбольных и других клубов по игровым видам спорта, которые получают немалые спонсорские суммы, доходы от продажи игроков и доходов от другой деятельности. Что же касается общественных объединений, развивающих малопопулярные виды спорта, в том числе, спорт инвалидов, то без финансовой поддержки со стороны государства они не способны нормально функционировать.

По словам исполнительного директора Московского специального олимпийского комитета Д. Рюмнина, спорт инвалидов должны поддерживать государственные учреждения и частные лица. Московский специальный олимпийский комитет, призванный помогать умственно отсталым людям и проводить между ними соревнования, получает одну десятую часть денег от Спорткомитета Москвы, а остальные 90% дают спонсоры. В их число входят несколько банков и общественных организаций, прежде всего – Межрегиональный фонд «Физкультура и здоровье» [5].

По поводу необходимости оказания финансово–материальной поддержки со стороны государства общественным физкультурным организациям следует сказать следующее. Сейчас только в профсоюзных детских спортивных школах занимаются несколько сотен тысяч детей и подростков, работают тысячи специалистов, тренеров, методистов и так далее. При отсутствии государственной поддержки эти ребята останутся на лице, что создаст серьезную социальную напряженность. Кроме того, расходы на одного человека в детско–юношеской спортивной школе не сравнимы с содержанием одного человека в исправительно–трудовой колонии.

Закон «Об общественных объединениях» (ст.17) предполагает государственную поддержку в виде целевого финансирования общественно–полезных программ общественных объединений. В полной мере это относится к такой общественной организации как Олимпийский комитет России.

Олимпийский комитет России фактически осуществляет государственные функции в области спорта высших достижений, повышения авторитета российского спорта на международной арене. Источниками внебюджетного финансирования является нарду с другими является и предпринимательская деятельность [6].

Другим источником внебюджетного финансирования являются добровольные пожертвования граждан. В ст. 2 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» говорится о том, что благотворительная деятельность осуществляется в целях содействия деятельности в сфере сохранения здоровья граждан [7].

В Налогом кодексе Российской федерации (ч.II.), принятом в 2000 г., предусмотрены льготы в области учреждений физической культуры, туризма, спортивно–оздоровительной направленности и физкультурно-спортивные сооружения, где независимо от источника финансирования полностью освобождается от уплаты земельного налога.

В заключении следует отметить, то, что проблема коррупции, являющаяся одной из глобальных вопросов XXI века, актуальных не только для России, но и для большинства стран, широко внедрилась и в спорт.

Согласно требованиям Олимпийской хартии, одной из основных функций международного олимпийского движения и Международного олимпийского комитета является противостояние политическим или коммерческим злоупотреблениям, связанным со спортом и спортсменами [8].

Проблема профилактики коррупции занимает особое место в юридической науке. Важнейшим документом, устанавливающим правовые основы противодействия коррупции, является Конвенция ООН против коррупции, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи от 31октября 2003 г. Далее, следует выделить «Глобальную программу против коррупции», подготовленную Комитетом ООН по контролю над наркотиками и предупреждению преступности в июне 2001 г.[9]

Думается, что в сфере физкультуры и спорта целесообразно создание системы антикоррупционного контроля, которая включала бы в себя парламентский, судебный, финансовый, ведомственный, общественный контроль, прокурорский надзор.

 

Список литературы

 

1.        Воронин С. Правовой статус Олимпийского комитета в России // Теория и практика физической культуры и спорта. 2001. №1.

2.        Толоконников А. / Национальный и наднациональный уровень европейского антимонопольного регулирования - Обозреватель - observer, 2006 г - № 7.

3.        Государство, физическая культура и спорт: депутаты и специалисты размышляют. Материалы «круглого стола», 23 мая 1996 г. и парламентский слушаний, 9 июля 1996 г. М., 1996.

4.        Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999 г.// Российская газета. 1999. 6 мая.

5.        Талалаев А. В дефиците не финансы, а доброта // Курьер «СДВ». 1999. №16. С.4.

6.        Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. // Российская газета. 1996. 24 января. С.3-4.

7.        Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. // Российская газета. 1995. 17 августа. С.4.

8.        Олимпийская Хартия, 2015 г. Международный Олимпийский комитет, 2015. — 51 с. https://b- ok.org/book/3101444/8e2e59

9.        Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции " (принята в г. Нью – Йорке 31. 10. 2003 Резолюцией 58/4 на 51- ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН). https://egov66.ru/docs/norma/Convention.pdf