Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ И ЕГО КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ В РОССИИ И КАЗАХСТАНЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
22 апреля 2018г.

Современная система органов государственной власти в Российской Федерации и Республике Казахстан представляет собой сложный механизм, все элементы которого взаимодействуют между собой и оказывают значительное взаимовлияние при осуществлении своих функций. Фундаментальную основу этого процесса закрепляет Конституция Российской Федерации (статья 10) и Конституция Республики Казахстан (статья 3). Статья 10 Конституции Российской Федерации установила принцип разделения властей как одно из основ конституционного строя, закрепляя то, что вся государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, при этом особо подчеркивается самостоятельность данных органов. В Конституции Республики Казахстана данный принцип закрепляется в конституционной норме, что вся государственная власть в Республике является единой, ее осуществление происходит на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Особо подчеркивается статье 3 Конституции Казахстана, что взаимодействия между вышеназванными тремя ветвями власти основывается с использованием системы сдержек и противовесов.

По Конституции Казахстана правом выступать от имени народа и всего государства принадлежит главе государства, а также Парламенту Республики состоящего из двух палат – Сената и Мажилиса, а так же Правительству Республики и иные государственные органы выступают от имени государства в пределах делегированных им полномочий (статья 3 Конституции Казахстана).

В Российской Федерации, в отличие от Республики Казахстан часть 1 статьи 11 Конституции России устанавливает перечень субъектов, которые осуществляют государственную власть в Российской Федерации - Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. На этой основе организуется работа всего государственного аппарата. Данный принцип является базисной основой всего российского конституционализма. При этом для России как федеративного государства конституционным началом единства государственной власти является норма, что власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Данный принцип не свойственен для Казахстана, так как Республика Казахстан является унитарным государством (статья 2).

Неотъемлемой частью принципа разделения властей закрепленных в России и Казахстане, является функционирование системы сдержек и противовесов. Эта система предусматривает наличие взаимного контроля ветвей власти, а также обеспечивает им возможность взаимодействия и сотрудничества при решении общих задач. При этом не допускается вмешательство одной ветви власти в компетенцию другой, подчинение органа одной ветви власти органу другой также незаконно. Равенство органов государственной власти должно закрепляться в нормативных актах высшей юридической силы.

Верно отмечено в научной литературе, что указанный баланс властей обеспечивает так называемая система сдержек и противовесов между законодательной и исполнительной властями на федеральном уровне, а контроль над ее эффективностью и законностью осуществляют органы судебной власти [7, 87]. По мнению Г.М. Казиевой, «принцип разделения властей является отправной точкой в понимании сущности государственной власти. Законодательное регулирование, исполнение и контроль – в этом заключается функциональных подход к реализации государственной власти. В практическом плане это означает самостоятельность каждого из высших органов власти, степень которой зависит от формально- юридического и фактического размежевания функциональной и предметной компетенции» [4, c. 16].

По мнению казахского конституционалиста А.К. Котова принцип разделения властей в Республике Казахстан - не есть в то же время простое разграничение компетенции государственных органов. Ветви власти государства верховны, каждая самостоятельна в своей сфере функций государства, возглавляемого Президентом и согласующего их деятельность, но каждая из ветвей этого государства не полновластна, взаимодействуя, они не должны вмөшиваться в дела и подменять друг друга [8, c. 60]. Данный тезис профессора А.К. Котова можно применить и к Российской системе организации государственной власти, при том, что по мнению российского конституционалиста М.В. Баглая «глава государства занимает особое положение в системе государственной власти. Он наделяется широкими полномочиями во всех сферах власти и выступает в качестве своеобразного символа государства и официального представителя народа. Именно глава государства обеспечивает конституционным путём разрешение всех конфликтов и кризисов между органами государственной власти» [2, c. 452].

По нашему мнению слишком буквальное понимание принципа разделения властей не всегда целесообразно, тем более нельзя использовать строго механистический подход в построении системы органов государственной власти. Другими словами, мнение о том, что все без исключения органы должны иметь жесткую привязку к одной из трех ветвей власти, может существовать, но на практике зачастую бывает по-другому. Само существование органов законодательной, исполнительной и судебной власти не детерминирует запрет на присутствие в системе государственной власти иных органов или должностных лиц, не относящихся ни к одной из ветвей власти напрямую.

Конституция Республики Казахстан, признавая разделение единой государственной власти на ветви, в отношении только исполнительной и судебной ветви государственной власти указывает высшие их органы: Правительство и Верховный Суд Республики соответственно. Правительство осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью (п.1 ст.64), а Верховный Суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст.81). Что же касается законодательной ветви государственной власти, то в Конституции Республики отсутствует указание на конкретный орган, который возглавляет или «венчает» всю систему законодательной ветви государственной власти.

Правовой статус Парламента Республики Казахстан Конституцией определяется как высший представительный орган Республики, осуществляющий законодательные функции (п.1 ст.49). Здесь отсутствует указание о том, что Парламент Республики является высшим и единственным законодательным органом страны. Поэтому по Конституции Республики Казахстан 1995 года Парламент не является единственным законодательным органом. Это означает, что кроме Парламента Республики законодательные функции в предусмотренных Конституцией случаях, осуществляет Президент Республики, а также народ в форме республиканского референдума.

Поэтому законодательная власть Республики Казахстан, хотя и представлена в большем объеме в лице Парламента Республики, однако не обладает самостоятельной системой государственных органов, в отличие от исполнительной и судебной ветвей власти. Маслихат как местный представительный орган не наделен правом издавать законы, и соответственно, не осуществляет законодательные функции. Поэтому говорить о самостоятельной системе законодательной ветви власти Республики Казахстан не приходится.

Немного иной статус Парламента в России. Так согласно статьи 94 Конституции РФ Федеральное Собрание РФ является представительным и законодательным органом государственной власти. Получается, что палаты Федерального Собрания Российской Федерации исполняют законодательную и представительскую функции [3]. При том Государственная Дума выражает представительство населения, откуда ее неофициальная характеристика народной палаты. Совет Федерации обеспечивает представительство субъектов Федерации (за ним прочно прижилась характеристика - палата регионов) [11]. Помимо определения его законодательным органом власти, Федеральное Собрание так же характеризуется Конституцией как представительный орган власти.

Федеральное собрание занимает прочное положение в системе федеральных органов государственной власти, что подтверждается Конституцией. В ч. 1 ст. 11 закрепляется наличие особых государственно-властных полномочий у парламента. Указанные положения содержатся в первой главе Конституции, которая называется Основы конституционного строя, внесение поправок в которую возможно путём совершения особо сложных процедур. Таким образом, положение Федерального Собрания, обеспечено наивысшей конституционно-правовой гарантией - настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение (это вытекает из ч. 1 ст. 135 Конституции РФ). Другая важная гарантия, закрепленная в главе 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя», состоит в том, что орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношению к другим [5, c. 491].

На наш взгляд, роль Федерального Собрания Российской Федерации и Парламента Казахстана, в поддержании и реализации принципа сдержек и противовеса и разделения властей обусловлена, главным образом, тем обстоятельством, что именно законодательная власть определяет функционирование как исполнительной, так и судебной власти, формируя для них существующую законодательную нормативно- правовую базу. Исходя из принципа разделения властей, законы могут приниматься высшим законодательным (представительным) органом государственной власти. Безусловно, не последнюю роль в данном процессе должны играть государственные органы исполнительной и судебной ветвей власти, в связи с чем, им предоставляется возможность принимать участие при рассмотрении законов. Понимание основ законодательного процесса, его признаков и стадий, по которым он осуществляется, имеет важную теоретическую и практическую значимость [9, c. 8].

В отношении же исполнительной власти рассматриваемых стран, в литературе справедливо отмечается, что исполнительная власть, ... в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений [6, c. 27]. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила, ведь существование государственной власти находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Среди этой силы особая роль принадлежит вооруженным формированиям - армии, органам безопасности, милиции (полиции).

Правовой основой работы Правительства в Казахстане является, Конституция 1995 года, раздел 5. Согласно статье 64. Исполнительная власть в Республики осуществляется исключительно Правительством, которое, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Система органов исполнительной власти состоит из министерств, комитетов, служб и агентств, акиматов различного уровня. При этом Правительство Республики является коллегиальным органом и во всей своей деятельности ответственно перед главой государства. В ряде же случаев Конституция Казахстана устанавливает ответственность Правительства и перед Парламентом страны – Мажилисом.

В целом, Правительство Казахстана в соответствии с указанной нормой Конституции Республики «венчает» всю систему исполнительных органов, и, соответственно, исполнительная ветвь государственной власти «замыкается» на Правительстве.

Аналогичная ситуация в отношении статуса Правительства как ветви исполнительной власти состоит и в России. Согласно статьи 110 Конституции РФ, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Из соответствующих норм Конституции РФ и законодательства однозначно следует, что российское Правительство не является единоличным органом исполнительной власти, а выступает как коллегиальный и коллективный орган. И только с данных позиций Правительство РФ следует в дальнейшем рассматривать. Подтверждением тому является и то, что все заместители председателя Правительства РФ, федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства РФ (часть 2 статьи 112 Конституции РФ).

Как было указано выше, все ветви единой государственной власти взаимодействуют между собой с использованием системы сдержек и противовесов. Систөма сдержек и противовесов - это совокупность установленных в Конституции организационных и правовых мер, обеспөчивающих деятельность ветвей государственной власти в рамках их полномочий, предусматривающих ответственность за их превышение. Сдержки - это конституционные способы удерживания деятельности ветвей власти в рамках закона.

Судебная власть, как в России, так и Казахстане, является неотъемлемой частью государства. Отделенная от других ветвей власти функционально, она существует во взаимодействии с ними, составляя в совокупности единую систему государственной власти. Таким образом, провозглашенный ст. 10 Конституции РФ принцип самостоятельности судебной власти означает, что только судебные органы, свободные от непосредственного воздействия других органов государственной власти, уполномочены выполнять установленную Конституцией РФ государственную функцию по осуществлению правосудия. Данный аспект самостоятельности судебной власти В.И. Анишина называет «функциональной обособленностью» судебной власти [1, c. 57].

В развитие приведенных конституционных положений ст. 118 Конституции РФ закрепляет, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. По утверждению М.Н. Марченко, независимость судебной власти связана со сферой взаимоотношений органов судебной власти и органов других ветвей власти, а самостоятельность имеет дело преимущественно с «собственной материей» судебной власти [10, c. 85].

В свою очередь, запрет на создание чрезвычайных судов который закрепляется в нормах Конституций России и Казахстана, делает невозможными передачу функций по осуществлению правосудия каким-либо органам, формируемым способом, не предусмотренным Конституциями рассматриваемых стран, а также привлечение к осуществлению правосудия иных лиц помимо судей или в установленных законом случаях представителей народа. Таким образом, упомянутые конституционные нормы, обеспечивая стабильность судебной системы России и Казахстана, являются гарантией ее самостоятельности.

Отличительной особенностью судебной власти в Казахстане в отличии от России является несвойственная функция разрешение споров, конфликтов между вөтвями государственной власти. Данная функция принадлежит Президенту Республики Казахстан, который обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом (п.3 ст.40 Конституции), и в этой связи Президент выступает как арбитр мөжду ветвями власти.

Таким образом, реализация принципа разделения властей предполагает обеспечение сбалансированности полномочий между всеми ветвями и уровнями государственной власти, которая достигает своего единства на основе согласованных действий и консолидированного подхода. Поэтому принцип разделения властей служит осуществлению власти через систему ее органов. Принцип разделения властей, закрепленный в Конституциях рассматриваемых государств, является основой функционирования государственного аппарата, обеспечивает гармоничное взаимодействие высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти между собой. Это во многом способствует стабилизации конституционных отношений и сглаживанию потенциальных конфликтов, которые могут возникнуть между различными государственными органами при осуществлении публичной власти.



Список литературы

 

1.        Анишина В.И. Функции судов как самостоятельной ветви государственной власти в Российской Федерации // Российский судья.

2.        Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – 11-е изд. - М.: Норма, 2015.

3.        Вихарев А.А. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (вопросы конституционной теории и практики) // Аналитический вестник. 2002. № 23.

4.        Казиева Г.М. Конституционно-правовые основы государственного управления на федеральном (центральном) и региональном (местном) уровнях в Российской Федерации       и республике Казахстан. Дис. … канд.юрид.наук.

5.        Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2007.

6.        Конституция Республики Казахстан. Научно-правовой комментарий / Под ред. Г.С.Сапаргалиева. - Алматы: Нр-пресс, 2004. - 560 с.

7.        Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) (2-е издание, измененное и дополненное) / под ред. ред. Ю.И. Скуратова. М.: Статут, 2013. СПС «Консультант Плюс».

8.        Котов А.К. Конституционализм в Казахстане: опыт становления и эффективность механизма власти. - Алматы: Издательство КазГЮА. 2000. - 288 с.

9.        Мальцев И.А. К вопросу об эволюции понимания разделения властей в рамках системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации // История государства и права. 2012.– № 13.

10. Марченко М.Н. Судебное правотворчество и судейское право. М.: Проспект, 2011. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2012.

11. Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 1995 г. «По делу о толковании ст. 103 (ч. 3), 105 (ч. 2 и 5), 107 (ч. 3), 108 (ч. 2), 117 (ч. 3) и 135 (ч. 2) Конституции Российской Федерации».