Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
13 мая 2016г.

Весь процесс обучения можно представить в виде следующей цепочки: восприятие – осмысление – запоминание – применение – проверка. Чтобы результат обучения был качественным и соответствовал потребностям общества, необходимо последовательно пройти через все эти ступени педагогической деятельности. Если раньше основными задачами образовательного процесса выступали первые три (восприятие, осмысление, запоминание), то изменения, происходящие в образовании в последние годы, призваны повысить роль последних двух этапов (применение и проверка), как имеющих наибольшее значение для будущей профессиональной деятельности выпускника.

Базовыми методами проведения лекционных и практических занятий считаются такие как: деловые игры, диспуты, проблемная лекция, тестирование, исследовательская работа, доклады и пр.

При устном изложении учебного материала по гражданскому праву используются, как правило, вербальные методы обучения. Среди них важное место занимает лекция. Традиционно лекционным занятиям уделялось повышенное внимание при обучении студентов в системе высшей школы. Это выражалось и в привлечении педагогических кадров более высокой квалификации, нежели для  семинарских (практических) занятий, и в большем удельном количестве часов по учебному плану. Действующие Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают увеличение объема часов, отводимых на практические (лабораторные) занятия, за счет уменьшения времени, отводимого на лекции. Данное ограничение, на наш взгляд, следует признать позитивным изменением, направленным на получение навыков практической работы, знаний не теоретического, а скорее прикладного характера. Однако, оно и повышает уровень требований, предъявляемых к подготовке и проведению лекций.

Как отмечает Бадмаев Б.Ц., «…в условиях большего, чем в школе, демократизма вузовского обучения, когда студент приобретает знания главным образом в творческом поиске, выбирая стиль и форму самостоятельной работы с научной  литературой, лекция помогает  ему выбрать правильный, наиболее рациональный путь к своей самостоятельной учебе»133. В этой ситуации задача преподавателя, ведущего лекцию по юридической дисциплине у, например, студентов неюридической специальности, усложняется вдвойне: при небольшом количестве аудиторных часов необходимо сформировать определенные знания у обучающихся.

Однако, любая традиционная лекция имеет ряд недостатков:

1.     приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит творческий процесс;

2.     не учитывает особенности индивидуального восприятия (одни успевают осмыслить материал, а другие – только его записать);

3.     зачастую дублирует материал учебников.

Справиться с этими проблемами помогает проведение проблемных лекций, на которых ставится определенная проблема, имеющая практическое значение, и лектор подводит присутствующих студентов к ее решению. Это приобретает особенное значение в преподавании гражданского права, т.к. осмысление большого массива нормативного материала требуется именно для решения того или иного юридического казуса. Вместо «трансляции» фактов можно предложить студентам проанализировать ситуацию и найти пути ее решения. Способность решать поставленные практикой проблемы является важнейшей ключевой компетенцией, необходимой человеку в любой сфере его профессиональной деятельности и повседневной жизни. Если студенты овладеют умением решать проблемы, их ценность для будущего работодателя возрастет.

  

107   Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. пособие для преподават. и аспирантов вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999, с.94


Как отмечал Бадмаев Б.Ц., одна из функций, присущих лекции - убеждающая. Она осуществляется прежде всего через доказательность утверждений лектора. Провозглашение даже самых очевидных истин с подчеркиванием их «нужности», «важности», даже «чрезвычайной важности» в лучшем случае запоминается или берется студентами на веру из уст авторитетного для них человека - лектора, специалиста в данной науке. Студенты верят сказанному, но это не значит, что они убеждаются. Чтобы убедить, надо доказать, что дело обстоит именно так и быть иначе не может потому-то и потому-то. И иллюстрация теоретических выкладок практическими примерами, на наш взгляд, как нельзя лучше способствует реализации указанной функции.

В традиционной лекции используются преимущественно описание, приведение примеров, разъяснение, а в проблемной – всесторонний анализ явлений, научный поиск истины. Проблемная лекция опирается на логику последовательно моделируемых ситуаций путем постановки проблемных вопросов или проблемных задач, требующая активной познавательной деятельности обучающихся. задача преподавателя в этом случае -  показать логику, методику умственной деятельности, весь процесс решения проблемы. Это требует проведения значительной подготовительной работы по подбору учебного материала и подготовке тезисов лекции.

Особое значение в проблемной лекции приобретает язык лекции. Использование приемов, характерных для языка, используемого при написании научной и учебной литературы, не приведет к желаемому результату. Такой способ подачи информации чересчур громоздок для устного общения, поэтому для устной речи должны быть более характерны «…предложения, которые легко воспринимаются на слух и отвечают требованиям литературного языка»134.

Для лучшего усвоения материала при обучении необходимо использовать наглядные материалы (схемы, таблицы) внедрять в учебный процесс иные инновационные технологии. Так, повышению эффективности обучения, формированию навыков самостоятельного поиска и анализа учебного материала способствуют такие новые технологии как дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

Использование наглядных средств традиционно считалось из важнейших положений дидактики. Это помогает не только созданию у обучающегося образных представлений, но и способствует формированию системного подхода, пониманию отвлеченных связей и зависимостей. Конечно, преподаватель может использовать начерченные на доске схемы и таблицы, однако это малоэффективно – кроме того, что придется проделывать это неоднократно, на их составление будет отниматься время от учебного процесса. На наш взгляд, более продуктивным является привлечение компьютерных и других технических средств обучения: подготовка мультимедийных материалов учебного назначения, электронного конспекта - презентации лекции, электронных изданий и Web-курсов. Однако, не следует забывать о том, что это является только дополнением к традиционным формам обучения; вместе они должны образовывать целостную эффективную дидактическую систему. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы работа преподавателя, его активное общение с аудиторией подменялись показом слайдов, таблиц и пр.

Новые потребности рынка труда, меняющиеся условия, в которых будет осуществляться профессиональная деятельность выпускника, требуют и изменения образовательных технологий. При этом увеличение информационной составляющей современного общества диктует необходимость увеличения доли электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, как альтернативного способа поиска информации.

108 С.М.Корнеев // Сборник учебно-методических материалов по гражданскому праву / отв. ред. Е.А.Суханов. М.: Статут, 2011, с.113