Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЗ «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

Авторы:
Город:
Биробиджан
ВУЗ:
Дата:
27 апреля 2018г.

Весной 2017 года Федеральным законом № 49-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установлено предпочтение восстановительного ремонта по полису ОСАГО перед денежной компенсацией. В законе определены случаи, когда возмещение может выплачиваться потерпевшему в денежной форме, в том числе содержатся требования к станциям технического обслуживания (далее - СТО).

Совсем недавно владельцы транспортных средств получали денежные компенсации от страховых компаний в случае возникновения страховых случаев. Это обстоятельство вызывало негативную реакцию страховых компаний, которых беспокоил чрезмерно большой размер компенсаций.

Согласно принятым изменениям страховые компании будут направлять автомобили, у которых возникли страховые случаи на станции технического обслуживания для проведения ремонтно- восстановительных мероприятий. Право  выбора СТО из представленного страховой компанией списка останется за автовладельцем. Но согласно законодательству, не обязательно наличие договора между станцией технического обслуживания и страховщиком. По желанию автовладельца для проведения ремонтных работ автомобиль может быть направлен на станцию технического обслуживания, с которой у страховой компании нет договора. Но в таком случае выбор станции необходимо согласовать со страховой компанией в письменной форме. Предусматривается, что для соблюдения интересов автовладельцев должен соблюдаться критерий доступности местонахождения станции технического обслуживания, она не должна быть расположена далее 50 км от места жительства владельца транспортного средства.

После  осмотра  поврежденного  автомобиля  страховщик  чаще  всего  выдает  страхователю направление на ремонт на станцию технического обслуживания. Требованиями к станции восстановительного ремонта являются: тридцатидневный срок для проведения восстановительных работ со дня предоставления поврежденного транспортного средства на СТО или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта. Во-вторых, возмещение страховой компанией ущерба от некачественного ремонта или от задержки ремонтных мероприятий не по вине собственника транспортного средства. В-третьих, в ходе ремонтных работ не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих деталей. Иные условия могут быть определены соглашением страховщика и застрахованного.

Также необходимо отметить, что до 21.07.2014 года в ст. 13 ФЗ «Об Обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусматривалась возможность урегулирования страховых случаев путем выдачи направления на ремонт в сервисный центр. Такая возможность не стала популярной по ряду причин, в первую очередь это «износ». Еще на стадии зарождения ОСАГО страховщики обращались в Российский союз автостраховщиков с просьбой разработать методические рекомендации по урегулированию страховых случаев путем направления на ремонт. Но никаких разъяснений так никто и не дал. И в результате неразрешенным остался вопрос, кто же должен оплачивать этот износ. Страховщик не может в силу закона - ведь иначе контролирующий орган может признать такие выплаты нецелевым расходованием страховых резервов, что повлечет серьезные финансовые последствия. А потерпевший далеко не всегда согласен взять на себя обязательство по оплате разницы в виде износа на замененные детали, размер которой он узнает уже после того, как направление будет выдано и сервис возьмет автомобиль в ремонт.

Внесенные изменения уже вызвали достаточно многочисленные скептические возражения, связанные с убежденностью в том, что ситуация останется без значительных изменений.

Серьезные проблемы в связи с реализацией на практике требований нового закона могут последовать и для российских автовладельцев, и для страховых компаний. Так, страховые компании будут предлагать собственникам транспортных средств ремонтно-восстановительные мероприятия на станциях технического обслуживания, с которыми у них существуют соответствующие договорные отношения. Страховая компания должна обеспечить направление автотранспортного средства на ремонтные работы в сервис, расположенный не далее 50 км от места жительства собственника транспортного средства. Но уже на этом этапе может возникнуть ряд проблем. В связи с протяженностью некоторых регионов нашей страны, особенно Дальнего востока, Урала, Сибири не всегда в радиусе 50 км имеется автосервис, особенно тот, с которым у страховой компании заключен договор. Расстояние до ближайшего сервиса может превышать несколько сотен километров и в этом случае возникает вполне логичный вопрос, как действовать в такой ситуации?! Не каждый автовладелец согласится за свой счет осуществлять транспортировку своего автомобиля, особенно если повреждения транспортного средства не сильно значительные. Страховая компания в свою очередь также не сможет осуществить доставку поврежденного автомобиля, поскольку для нее это обернется незапланированными расходами, которые могут значительно превышать стоимость восстановительного ремонта. Следовательно, ремонт на СТО не выгоден для обеих сторон.

Не стоит упускать из виду и то обстоятельство, что не всегда клиент согласен на ремонт в тех сервисных компаниях, которые ему предлагает страховщик. Было бы целесообразно сделать список автосервисов ограниченным, поскольку это исключит ремонт «по знакомству» и получение необоснованной выгоды самими застрахованными. Поскольку на рынке автосервисов существует большая конкуренция, на сотрудничество со страховыми компаниями согласятся не все станции технического обслуживания, и нет гарантии в том, что они все будут благополучные и надежные. Неофициальные станции технического обслуживания не могут гарантировать качество произведенных ремонтных работ, особенно касающихся использования электроники. Хотя одним из требований к СТО является обязательное сертифицирование, которое имеют далеко не все автосервисы. Тем самым, круг автосервисов еще больше сократится.

Еще одной проблемой является существующий риск замены (подмены) бывших в пользовании запасных частей, что приведет в случае эксплуатации к поломке, за которую страховая компания будет нести ответственность. Также не исключена установка дешевых деталей, заливка не подходящих масел и прочее. Очередным камнем преткновения можно назвать задержки с поставкой запасных частей. Доставка запчастей может занимать достаточной большой период времени, а сроки восстановительного ремонта ограничены тридцатью днями. В случае пропуска срока, страховая компания будет вынуждена оплатить пеню, и в случае задержки в ремонте на существенное время страховщик понесет значительные убытки. К тому же автовладельцу ждать не всегда удобно, потому что автомобиль может быть единственным источником дохода застрахованного лица. Относительно замены запасных частей на старых моделях автомобилей, то не всегда на рынке автозапчастей возможно найти необходимее комплектующие. Еще одним нюансом является ремонт автомобилей, которые находятся на гарантийном обслуживании. Ремонт в дилерских салонах в данном случае исключит установку дешевых и ранее использованных деталей. Но это будет стоить достаточно дорого, поскольку там используются только оригинальные запасные части, и страховка не всегда сможет покрыть ремонт в полном объеме. Соответственно разницу в оплате владельцу придется взять на себя. Если страховую компанию обязали устанавливать на автомобили исключительно новые запасные части, то для покрытия свои убытков в их приобретении страховщики будут вынуждены поднять тарифы, а это не очень одобрят автовладельцы.

Другой парадокс, более всего вредящий страховым компаниям, заключается в том, что законом предусматривается гарантийное обслуживание всех попавших в дорожно-транспортное происшествие транспортных средств, в том числе и очень старых, находящихся в плохом состоянии автомобилей. Получается, что у страховой компании возникают гарантийные обязательства перед владельцем автомобиля, который может сломаться после выхода со станции технического обслуживания совершенно по другим причинам, например из-за своей изношенности. Возникает вопрос, кто будет контролировать установку новых запчастей и контроль качества ремонта?! Какую ответственность будут нести СТО в случае некачественного ремонта?!

Подводя итоги, на практике применение введенных новшеств может повлечь за собой многочисленные проблемы и противоречия, что в свою очередь окажет влияние на комфорт собственников транспортных средств и на положение страховых компаний. Выявленные недостатки требуют дальнейшего совершенствования путем взаимодействия между страховыми компаниями и станциями технического обслуживания. Результаты такого сотрудничества обязательно должны найти отражение на нормативно- правовом уровне.

 

Список источников и литературы

 

1.     Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств: офиц. текст ФЗ № 40-ФЗ от 25.04.2002 г. – СПС Консультант Плюс.

2.     Логвинова, И. Л. Взаимное страхование в России: особенности эволюции / И.Л. Логвинова. - М.: Финансы и статистика, 2017.

3.     https://www.eg-online.ru/article/341797/

4.     http://www.top-personal.ru/adminlawissue.html?242

5.     http://www.podatinet.net/index2.php?option=com_content&task=view&id=46053&pop=1&Itemid=68

6.     https://journal.tinkoff.ru/news/osago-remont/

7.     https://rg.ru/2016/08/16/mneniia-ekspertov-o-zamene-vyplat-po-osago-dlia-iurlic-razdelilis.html

https://advokatdona.ru/staty/izmeneniya-osago-2017.html