Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ВЫПЛАТЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТ МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
13 мая 2016г.

На сегодняшний день главной государственной поддержкой российских семей, воспитывающих детей является федеральный материнский (семейный) капитал является главной Основной причиной введения программы материнского капитала стало послание президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию 10 мая 2006 г., в котором он определил демографическую проблему (сокращение численности населения) как наиболее острую. Ее решение Путин связал, прежде всего, со стимулированием рождаемости, а именно, с введением мер государственной поддержки молодых семей (в первую очередь, женщин), которые принимают решение родить ребенка.

Средства материнского капитала выделяются женщинам, родившим второго и последующего ребенка после 1 января 2007 года. Однако в Законе четко не прописано, имеет ли право женщина на материнский капитал, если ее рожденный второй или третий ребенок умерли на  первой неделе  жизни, или ребенок был рожден мертвым. В силу определенных обстоятельств второй или третий ребенок в конечном итоге может быть единственным в семье. В этом случае органы Пенсионного фонда отказывают в выдаче соответствующего сертификата, мотивируя отказ следующими доводами: в соответствии с законодательством РФ документом, подтверждающим факт рождения ребенка, является свидетельство о рождении; в федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, вносятся сведения о детях с указанием реквизитов свидетельства о рождении; Федеральный закон № 256-ФЗ “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей” предусматривает материальную государственную поддержку семьям, имеющим детей, а не женщинам, родившим второго и более ребенка [2].

Представляется, что отказ в выдаче сертификата в подобных ситуациях является неправомерным.

В соответствии со ст.47 ГК РФ, а также ст. 3, 6, 8 гл.2 Федерального Закона “Об актах гражданского состояния”, подтверждением государственной регистрации рождения ребенка, родившегося умершим (или умершим на первой неделе жизни) является не свидетельство о рождении, а справка о рождении по форме № 26. [3]

Ограничение права на получение государственного сертификата в зависимости от продолжительности жизни ребенка и наличия свидетельства о рождении Законом № 256-ФЗ не предусмотрено. Кроме того, п. 6 ст.5 Закона № 256-ФЗ и п. 7 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (се- мейный) капитал содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче сертификата, на материн- ский капитал среди которых “не предоставление свидетельства о рождении ребенка” не названо.

Конституция РФ, а именно ст. 55, говорит о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограниченны только Федеральным законом и только в общественно значимых целях [1].

Таким образом, можно сделать вывод, что доводы пенсионных органов о том, что право на получение государственного сертификата выступает дополнительной гарантией семьям, имеющим двоих детей (в том числе и на момент обращения с заявлением в Пенсионный фонд) не должно приниматься во внимание, т.к. отказ от выдачи сертификата произведен по формальным основаниям. Соответственно, пока не будет изменен Закон или инструкции Пенсионного фонда, в данной ситуации для защиты своих прав матерям необходимо обращаться в суд. Для недопущения возникновения подобной проблемы, необходимо внести соответствующие изменения в законодательство в данной сфере по аналогии со ст. 32 ФЗ " О страховых пенсиях". Возможна следующая формулировка данной нормы: "семьи, в которых были рождены (усыновлены) двое и более детей имеют право на получение дополнительных материнского капитала, независимо от продолжительности жизни ребенка".

Другой проблемой является то, что при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки не учитываются усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падче- рицами лиц, претендующих на получение средств материнского (семейного) капитала.

Так в Определении Конституционного Суда РФ от 17 ноября 2011 г., № 1539 О-О было указано, что исключение из числа усыновленных детей, с учетом которых дополнительные меры государственной поддержки могут быть предоставлены, тех детей, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами, законодателем было сделано исходя из того, что усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а именно, лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах и иными экстраординарными обстоятельствами. Что касается пасынков (падчериц), то они воспитываются в семье (хотя и не полной), а потому не нуждаются в семейном устройстве. Их усыновление не изменяет их социальный статус, в качестве детей, имеющих родительское попечение (от единственного родителя) [4].

Отталкиваться только от определения ребенка, оставшегося без попечения родителей, не совсем верно, так как, во-первых, Закон о материнском (семейном) капитале, направлен на государственную поддержку семьи, а не только детей; во-вторых, в законодательстве нет четкого определения пасынка (падчерицы), мачех (отчимов), говорить о пасынках или падчерицах можно исходя только из общих представлений, определяя их как детей суп- руга.

Необходимо сказать, что, несмотря на попытки государства материально поддержать семьи, имеющие детей, в ФЗ № 256 еще имеется достаточно много спорных моментов, которые нуждаются в доработке. Например, нужно определить конкретного субъекта, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки. Таким субъектом должна быть названа женщина, родившая или усыновившая детей. Направления, на которые могут быть потрачены данные средства, нужно, на наш взгляд, расширить. На сегодняшний день направлениями использование средств материнского капитала остаются прежними: улучшение жилищных условий семьи, обучение и содержание детей в образовательных учреждениях, увеличение пенсии матери. Однако, в настоящее время возникла необходимость в их расширении, а именно: предоставление возможности использовать средства маткапитала на оплату услуг частных детсадов и индивидуальных предпринимателей по уходу и присмотру за детьми, на социальную адаптацию детей- инвалидов и интеграции их в общество.

Подводя итоги, хочется отметить, что, невзирая на изначальные недоработки и на явное несоответствие ряда элементов программы действительности, проект сохранён и продолжает развиваться.

 

Список литературы

1.     Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2.     Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"// "Собрание законодательства РФ", 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 1456.

3.     Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об актах гражданского состояния"// "Собрание законодательства РФ", 24.11.1997, N 47, ст. 5340.

4.     Определение Конституционного Суда РФ от 17.11.2011 N 1539-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Лимонниковой Екатерины Викторовны на нарушение ее конституционных прав частью 2 статьи 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"