Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ, ВЫЯВЛЕНИЮ, ПРЕСЕЧЕНИЮ И РАСКРЫТИЮ ПРЕСТУПНЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ НА ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Авторы:
Город:
Абакан
ВУЗ:
Дата:
13 мая 2016г.

В настоящее время охрана прав и свобод человека и гражданина от преступлений содержится в статье 52 Конституции России.

Наше государство, основывается на международных договорах и тем самым формирует свое внутреннее законодательство.

В пункте 35 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. предусмотрено, что «одной из стратегических целей обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности провозглашена защита основных прав и свобод человека и гражданина»173.

В последнее время вносятся существенные изменения в уголовно-исполнительное, уголовное и уголовно- процессуальное законодательство для эффективной защиты личности.

Бобраков И.А. в своем исследовании отмечает, что «если, несмотря на принимаемые государством меры, преступление совершено и человек становится потерпевшим, отношение к нему государства меняется. Из лица, для защиты которого государство так много делает, он превращается в пассивного созерцателя того, как с одной стороны государство, с другой - лицо, совершившее преступление, вступают между собой в уголовные правоотношения, места в которых потерпевшему нет»174.

Число лиц, привлеченных к ответственности и количество возбужденных уголовных дел, являются реализацией работы правоохранительных органов, выражающихся в публичном интересе.

    

172 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 // Российская газета. 2009. 19 мая.

173 Бобраков И.А. Воздействие преступников на свидетелей и потерпевших и криминалистические методы его преодоления: автореф. ... к.ю.н. М., 1997. С.17.


К частному интересу, следует отнести охрану потерпевшего, в результате этого проблема возмещение ему вреда, причиненного преступлением, сама собой отходит на второй план. Следовательно, пробелы в правоприменительной практике и законодательстве, вызывает несовершенство уголовной политики.

Следует обратиться к статистическим данным по обращению граждан в органы внутренних дел с заявлениями о совершении в отношении них правонарушений: 2011 г. - 24733853 (+ 3,5%); 2012 г. - 26392871 (+ 6,7%); 2013 г. - 28387122 (+ 7,6%)175.

Следует заметить, что из года в год количество заявлений и сообщений граждан о совершенных преступлениях растет, что не скажешь о возбужденных уголовных делах и потерпевших, их количество снижается, проиллюстрируем это статистическими данными. Количество зарегистрированных преступлений составило: в 2011 г. - 2404807; в 2012 г. - 2302168; в 2013 г. - 2206249. За тот же период количество преступлений, по которым зарегистрированы потерпевшие, соответственно составило 2062937; 1924192; 1895970.

На основе изложенного напрашивается вывод, что охрана потерпевших от преступлений вызвана их количеством.

На двуединой характеристике основана природа противоправных деяний, направленных против потерпевшего:

1)     права и интересы личности, общества и государства охраняются от преступных посягательств уголовным законом. Этот перечень содержится в статье 2 УК РФ.

2)   Лица, которые уже стали потерпевшими, должен охранять уголовный закон.

Коржанский Н.И. отмечал, что «несмотря на принятие Конституции РФ, закрепившей права потерпевших от преступлений и их охрану, федеральных законов и множества подзаконных актов, направленных на охрану потерпевших от преступлений, задача уголовно-правовой охраны потерпевших от преступления остается насущной, учитывая количество лиц, которые ежегодно становятся потерпевшими»176.

По нашему мнению, основным недостатком законодателя, является отсутствие понятия потерпевшего в УК РФ, несмотря на то, что термин «потерпевший» очень часто упоминается в уголовном законе и его статьях.

Это прежде всего сказывается на применении норм уголовного закона. Следует привести пример, рассмотренный Мартыненко Н.Э., который указывает, что «статья 61 УК РФ в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, предусматривает оказание медицинской помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления (п. "к"). О каком потерпевшем идет речь? Ведь сразу после совершения преступления у потерпевшего нет официально признанного правового статуса. Следовательно, уголовный закон говорит не о процессуальном, а об уголовно-правовом понимании потерпевшего»177.

Следует в нашем исследовании рассмотреть и международное законодательство для  примера возьмем Уголовный кодекс Франции, который в своих нормах содержит охрану не только прав представителей власти, но и потерпевших, это все предусмотрено в разделе 2 "О посягательствах на человеческую личность" и главе 1 "О посягательствах на жизнь человека". Следовательно, уголовное законодательство Франции охраняет в первую очередь их жизнь вышерассмотренных граждан.

На основе норм закона Франции, Российское законодательство отстает и создает пробелы, для этого следует в статью 2 Уголовного кодекса России включить в задачи охрану потерпевших, это повысит эффективность охраны прав и свобод человека и гражданина.

В уголовную политику в России включить одно из направлений, посвященных охране потерпевших от преступлений и посягательств на жизнь.

174 Состояние преступности в России за 2011, 2012, 2013 гг. М.: ГИАЦ МВД РФ.

175 Коржанский Н.И. Объект и предмет уголовно-правовой охраны / Н.И. Коржанский. М., 1980. С.98.

176 Мартыненко Н.Э. Социальная обусловленность уголовно-правовой охраны потерпевших // Российский следователь. 2014. № 21. С. 6 - 9.

 

Список литературы

1.     Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24.05.1996 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 05.06.1996 г.: в ред. Федер. закона от 30.12.2015 г. // Рос. газ. – 1996. – 18 июня.

2.     О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 // Российская газета. 19.05.2009.

3.     Бобраков И.А. Воздействие преступников на свидетелей и потерпевших и криминалистические методы его преодоления: автореф. ... к.ю.н. / И.А. Бобраков. М., 1997.

4.     Коржанский Н.И. Объект и предмет уголовно-правовой охраны / Н.И. Коржанский. М., 1980.

5.     Мартыненко Н.Э. Социальная обусловленность уголовно-правовой охраны потерпевших // Российский следователь. 2014. № 21. С. 6 - 9.