Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ И ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ «ОНЛАЙН-ПИРАТСТВУ»

Авторы:
Город:
Биробиджан
ВУЗ:
Дата:
13 мая 2016г.

Аннотация: данная статья посвящена правовой характеристике принципов международной охраны авторских прав, их толкованию, в том числе анализу основных международных правовых актов в данной области, а также проблеме нарушения авторских прав в сети «Интернет» и методах ее решения.

Ключевые слова: Авторское право, международное частное право, охрана авторских прав, «онлайн- пиратство», санкции.




THE LEGAL PROTECTION OF COPYRIGHT AND PROBLEMS OF COUNTERACTION "ONLINE PIRACY"

Abramova K.S.

Student at Рriamursky State Sholom-Aleichem University, Department of Law

 

Summary: This article deals with the legal characterization of the principles of international copyright protection, their interpretation, including the analysis of the main international instruments in this field , as well as the issue of copyright infringement in the "Internet" and methods of its solution .

Keywords: Copyright, private international law, copyright protection, copyright infringement in the "Internet", sanctions.

Ускорение развития социально - экономических отношений между государствами выражается, в том числе, и во взаимном культурном, технологическом, интеллектуальном обмене. В дни, когда электронно- коммуникационные сети становятся основным средством  взаимодействия, заработка,  осуществления всевозможных операций, возрастает роль охраны авторских прав, к объектам которых, как известно, относятся литературные и другие произведения искусства, компьютерные программы и достижения кинематографа, живопись, фотографии, графика, скульптура, произведения архитектуры, а также производные произведения (обработки, переводы, инсценировки), сборники произведений и материалов (энциклопедии и базы данных).

Данные объекты авторского права охраняются также и на международном уровне. В качестве законодательных источников международной охраны авторских прав используются международные договоры, такие, как Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений, Всемирная конвенция об авторском праве, Договор ВОИС по авторскому праву, Соглашение ТРИПС, а также применяется коллизионное регулирование авторских прав.

Нельзя недооценивать роль охраны авторских прав. С российской стороны данный  процесс является основополагающим в реализации наших конституционных прав на свободу творчества - в ч.1 ст.44 Конституции РФ указано, что «интеллектуальная собственность охраняется законом». Перемещение произведений (объектов авторского права) не только в своей стране, но и в других странах, знакомство с ними, обсуждение и изучение является не только частью процесса культурных взаимоотношений, но и объектом жесткого регулирования нормативных актов, таких как международные конвенции, дву- и многосторонние международные договоры.

Для того чтобы обеспечить справедливое правовое регулирование авторских прав на международной арене в условиях «цифрового» мира необходимо установить общие для всех государств принципы охраны авторских прав.

Многие авторы, занимающиеся изучением данной проблемы, уже определили несколько основополагающих принципов в осуществлении международной охраны авторских прав. Так, к примеру, П.Д. Барановский в своей статье «О принципах международной охраны авторских прав»208 выделяет шесть основных принципов международной охраны авторских прав.

Первый принцип - принцип гражданства автора. Данный принцип вытекает из положений Бернской Конвенции.209 В соответствии с ним, с присоединением государства  к данной Конвенции территориальные ограничения отсутствуют, и охрана произведений распространяется на опубликованные произведения, а также на произведения, не выпущенные в свет, при чем авторское право на произведения находятся под защитой вне зависимости от того, является ли автор гражданином  данной территории, где распространяется действие Конвенции, либо это лицо, постоянно проживающие на данной территории. Наряду с П.Д. Барановским, аналогичный вывод делает и Ю.Г. Матвеев, который в своем труде определяет данный принцип «национальным принципом», это означает, что произведение автора охраняется во всех странах Бернской Конвенции, вне зависимости от первого места публикации.210

Далее, рассмотрим принцип предоставления охраны авторского права на определенной территории. Данный принцип находит свое применение только для произведений авторов, которые не являются гражданами стран, участвующих в Конвенции. Соответственно, территориальный принцип и принцип гражданства автора являются взаимоисключающими. Охрана авторского права будет осуществляться в рамках применения территориального принципа тогда, когда произведение впервые было опубликовано в любой стране - участнице такого соглашения, либо в это же время  в государстве - участнике и ином государстве, что находит свое отражение в ст.3 Бернской конвенции.

  

207 П.Д. Барановский О принципах международной охраны авторских прав, "Журнал российского права",2001, N 8

208 Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г..

209 Ю.Г. Матвеев Международная охрана авторских прав. М., 1987. С. 9


Третий принцип охраны авторского права - это принцип ассимиляции, который отображен в ст.2 Всемирной Конвенции211. Смысл данного принципа заключается в том, что произведения граждан любой страны, участвующей в Конвенции, а также произведения, которые впервые выпущены на территории такой страны, пользуются на территории другого государства – участника такой охраной, которую государства предоставляют произведениям своих авторов, впервые выпущенным в свет на их же собственной территории. Более того, авторам - иностранцам Всемирная Конвенция предоставляет особые права - «права, специально предусмотренные настоящей Конвенцией», что позволяет нам сделать вывод о высоком уровне защиты прав иностранцев, если не наиболее высоком, в сравнении с автором гражданином страны - участницы настоящей Конвенции.

Четвертый принцип - это предоставление охраны вне зависимости от соблюдения формальностей, что буквально означает, что авторское право на произведение науки, литературы, искусства возникает по факту его создания, регистрация произведения не требуется как и иное специальное оформление произведения с соблюдением любых формальностей. Данный принцип отражен как в Бернской, так и во Всемирной Конвенциях.

Следующий принцип - принцип срочного характера охраны. В соответствии со ст. 4 Всемирной конвенции, срок охраны произведений устанавливает страна - участница в своем законодательстве, по длительности который не может быть менее 25 лет с того момента смерти автора. В некоторых конкретных ситуациях в отношении определенных категорий произведений допускается исчисление срока с момента первого выпуска в свет или с момента регистрации произведения, однако установлен и сокращенный срок для фотографических произведений и произведений прикладного искусства, данный срок составляет 10 лет, причем с сохранением неизменным порядком исчисления таких сроков.

Последним автор выделяет принцип осуществления охраны авторского права в пользу автора и его правопреемников. Данный принцип является наиболее важным в вопросе толкования правил Конвенций, ведь в некоторых случаях в отношении положений Конвенций возможны разные интерпретации. В таких ситуациях выбирается тот вариант, который является наиболее благоприятным для автора.

Данные принципы затрагивают теоретические и незыблемые основы международной охраны авторских прав. Обращаясь к практике, мы не можем обойти стороной и тему так называемого «онлайн - пиратства», которая непосредственно касается охраны авторских прав.

В мире происходит большое число скандалов, связанных с нарушением авторских прав. Так, к примеру, в декабре 2010 в Германии за нарушение авторских прав удалось подвергнуть штрафу на сумму 150 тыс. евро файлообменник Rapidshare, который незаконно разместил на своих страницах около 150 ранее изданных учебников; в феврале 2011 года крупнейшие американские киностудии Disney Enterprises, Twentieth Century Fox Film, Universal City Studios Productions, Columbia Pictures Industries и Warner Bros. Entertainment направили иск против компании Hotfile в Окружной суд США в Майами, сумма  иска  составила  около 25 млн долларов; владельцы приложения Periscope получили почти 1500 запросов на удаление контента из-за нарушения авторских прав в течение первых трех месяцев с момента запуска в продажу приложения, а Twitter даже удовлетворил 994 запроса по данному вопросу212,213. Можно привести еще много примеров нарушения авторских прав в мире сегодня.

Ввиду актуальности проблемы охраны и защиты авторских прав в сети «Интернет» в мировом пространстве приведем основные выводы, которые можно сделать в отношении законодательных, правоприменительных и образовательных инициатив и тенденций международно-правовой и зарубежной практики. Данные выводы могут послужить принципами регулирования отношений в сфере защиты авторских прав на международном уровне по выбранному направлению в современных условиях.

1.     Борьба с «пиратством» должна стать одним из приоритетных направлений на уровне высших органов государственной власти.

2.     Необходимо ввести санкции, касающиеся не только удаления незаконного контента, но и вынесения судом решения о дальнейшем его мониторинге.

3.     Рекомендуется ведение активного исследования и мониторинга контента на популярных  медиа-ресурсах в целях выявления фактов нарушения авторских прав, а также ужесточение ответственности за нарушение авторских прав в сети «Интернет».

   

210 Всемирная конвенция об авторском праве (ВКАП). Женева, 6 сентября 1952 года.

211 http://www.copyright.ru/news/main/2012/2/20/zashita_prav/

212 http://www.searchengines.ru/seoblog/periscope_poluchil_1391_zh.html


4. Ввести санкции для пользователей, использующих и распространяющих нелегальный контент, вплоть до отказа в доступе в сеть на уровне провайдера.

Проанализировав имеющиеся источники по международной охране авторских прав, и выделив основные принципы охраны, мы пришли к выводу, что данные принципы затрагивают неотъемлемые, но лишь теоретические основы международной охраны авторских прав, в то время, как в современном мире достигает почти глобального уровня проблема нарушения авторских прав в сети «Интернет», в частности «онлайн - пиратство». В соответствии с этим, были предложены способы и методы регулирования и решения данной проблемы.

 

Список литературы

1.     Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.// Российская газета, № 7, 21.01.2009.

2.     Всемирная конвенция об авторском праве от 06.09.1952 г.

3.     Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений" от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979)

4.     Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994N 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015)

5.     Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 13.07.2015)

6.     Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2015)

7.     Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

8.     Барановский П.Д.// О принципах международной охраны авторских прав // Журнал российского права, 2001 - №8.

9. ВОИС №400 (R). ISBN 92-805-0238-7. ВОИС, 1997.

10. Липцик Д.// Авторское право и смежные права. // Научно-издательский центр «Ладомир». Издательство ЮНЕСКО. 1997

11. Матвеев Ю.Г. // Международная охрана авторских прав. М., 1987.

12. Правовая система ГАРАНТ

13. Правовая система КОНСУЛЬТАНТ+

14. http://www.copyright.ru/news/main/2012/2/20/zashita_prav/

15. http://www.searchengines.ru/seoblog/periscope_poluchil_1391_zh.html