28 мая 2016г.
Структура ассортимента товаров – это состав товарных групп, которые входят в ассортимент и количественное соотношение между ними, выраженное в процентах, долях. Доли (удельный вес) каждой группы рассчитываются по товарообороту.
В магазине «OLD PRESIDENT CLUB» структура ассортимента должна быть наиболее рациональной, чтобы в полной мере удовлетворять потребности населения.
С этой целью будет интересным рассмотреть структуру ассортимента одежды в торговом предприятии «OLD PRESIDENT CLUB» по ряду классификационных признаков.
Таблица 1
Структура ассортимента одежды по назначению
Назначение одежды
|
Количество, шт.
|
Удельный вес, %
|
Торжественная одежда
|
1020
|
32
|
Повседневная одежда
|
1550
|
49
|
Универсальная
|
600
|
19
|
Итого:
|
3170
|
100
|
Целевое назначение является основным классификационным признаком одежды, для этого будет проведен анализ структуры ассортимента одежды по целевому назначению. Данные для анализа представлены в Табл.1.
Как видно из Табл.1 в магазине наибольшую долю в реализации составила торжественная одежда, удельный вес которой 32 % и повседневная одежда с удельным весом 49 %. Это объясняется тем, что представленная в магазине торжественная и повседневная одежда в наибольшей степени соответствует покупательскому спросу. Доля производственной одежды (джинсы) – 19 %. По условиям эксплуатации структура ассортимента мужской одежды, реализуемая в магазине, выглядит следующим образом (Табл.2):
Таблица 2
Структура ассортимента одежды по условиям эксплуатации
Условия эксплуатации
|
Количество, шт.
|
Удельный вес, %
|
Верхняя одежда
|
1400
|
44
|
Легкая одежда
|
1470
|
46
|
Бельевые изделия
|
250
|
8
|
Головные уборы
|
50
|
2
|
Итого:
|
3170
|
100
|
Таким образом, согласно Табл.2 и Рисунка 1, в магазине реализуется 46 % легкой одежды, 44 % верхней одежды, 8 % бельевых изделий и 2 % головных уборов.
Ассортимент верхней одежды представлен в магазине, такими видами изделий как: пальто, плащи,
куртки, костюмы, пиджаки, джинсы, и др.
Ассортимент легкой одежды представлен мужскими сорочками в большом ассортименте, брюками, бриджами. Ассортимент бельевых изделий представлен трусами, нижними сорочками.
Данные анализа ассортимента одежды по характеру опорной поверхности приведены в Табл.3 и на Рисунке 2.
Таблица 3
Структура ассортимента одежды по характеру опорной поверхности
Характер опорной поверхности
|
Количество, шт.
|
Удельный вес, %
|
Плечевая
одежда
|
2009
|
63
|
Поясная одежда
|
861
|
27
|
Итого:
|
2870
|
100
|
Анализ ассортимента одежды по характеру опорной поверхности, показал, что 63 % реализуемой одежды, плечевая (рубашки, сорочки, куртки, плащи, костюмы), и 27 % поясная одежда – (брюки, бриджи, джинсы).
Анализ ассортимента реализуемой одежды по материалу верха изделий дан в Табл.4.
Таблица 4
Структура ассортимента одежды по материалу верха одежды
Материал верха
|
Количество, шт.
|
Удельный вес, %
|
Ткань
|
2000
|
63
|
Трикотажное полотно
|
550
|
17
|
Кожа (натуральная, искусственная)
|
570
|
18
|
Нетканые дублированные материалы
|
50
|
2
|
Итого:
|
3170
|
100
|
Согласно Табл.4 и Рисунку 2, в магазине реализуется одежда в основном из тканей (63 %), кожи (18%) и трикотажа (17%).
Проведем анализ структуры
ассортимента по
видам
в
исследуемом магазине. Данные
для
анализа представлены в Табл.5.
Таблица 5
Структура ассортимента мужской одежды по видам
Вид одежды
|
Количество, шт.
|
Удельный вес, %
|
Пальто
|
150
|
5
|
Полупальто
|
150
|
5
|
Куртки
|
320
|
10 |
Плащи
|
200
|
6
|
Сорочки
|
1000
|
31
|
Брюки, вт.ч. джинсы
|
370
|
12
|
Костюмы
|
750
|
24
|
Джемперы
|
230
|
7
|
Итого
|
3170
|
100
|
Согласно данным Табл.5 и Рисунка 3, наибольший удельный вес в реализации мужской одежды в магазине имеют сорочки мужские – 31 % и костюмы – 24 %, наименьший удельный вес составляют пальто и полупальто по 5 %.
Была исследована структура ассортимента одежды по производителю, данные представлены в Табл.6.
Таблица 6
Структура ассортимента мужской одежды по производителю
Страна - производитель
|
Количество, шт.
|
Удельный вес, %
|
Россия
|
2220
|
70
|
Белоруссия
|
475
|
15
|
Турция
|
317
|
10
|
Китай
|
158
|
5
|
Итого
|
3170
|
100
|
Анализ производителей показал, что 70 % одежды, реализуемой в магазине, производится в России; 15%- в Белоруссии, 10 % в Турции и 5 % в Китае.
Была исследована структура ассортимента одежды по ценовому сегменту, данные представлены в Табл.7 и на Рисунке 4.
Таблица 7
Структура ассортимента одежды по ценовому сегменту
Цена, руб.
|
Количество, шт.
|
Удельный вес, %
|
До 1000
|
150
|
5
|
1001- 3000
|
900
|
28
|
3001 -6000
|
1000
|
32
|
6001 -10000
|
600
|
19
|
Свыше 10000
|
520
|
16
|
Итого
|
3170
|
100
|
По ценовому сегменту, исходя из Табл.7 и Рисунка 4, было выявлено, что в основном продукция в магазине находится в следующих ценовых пределах: от 3 до 6 тыс. руб. 32% товаров – это наиболее часто покупаемые мужские костюмы, куртки. Удельный вес более дешевых товаров, до 1 тыс. рублей, составил 5 %, (галстуки, носки, трусы). Самый дорогой сегмент, от 10 тыс. рублей, составляют 16 % (куртки, плащи и пальто).
Таким образом, полученные исследования структура ассортимента мужской одежды на региональном рынке позволят в дальнейшем производителям и предпринимателям предложить покупателю мужскую одежду с учетом спроса, а также насытить рынок перспективными разработками.
Список литературы
1.
Диев О.Г. Интегральный подход к оценке конкурентоспособности товара//Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. № 1. С. 100-104.
2.
Экономика регионов: тенденции развития: монография / [С.В. Бегунов, О.Г. Диев и др.]; под общей ред. Т.П. Сацук. – Книга 20. – Москва: Наука: информ; Воронеж : ВГПУ, 2013. - 167 с.
3.
Применение планограмм для совершенствования реализации потребительских товаров. Диев О.Г., Власова А.С. «Экономика и менеджмент: от теории к практике»: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. г. Ростов-на-Дону, 2015. С. 96-99.