17 мая 2020г.
В современном мире торговли одной из основных и первичных задач организации (предприятия) является производство качественных товаров (работ, услуг), по сравнению, с конкурентами, и завоевание внимания со стороны покупателей. Для решения задач и достижения поставленных целей, в организации создается отдел маркетинга, основной задачей которого является разработка маркетинговой стратегии фирмы.
Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Маркетинговая стратегия – это рациональное, логическое построение, руководствуясь которым организационная единица рассчитывает решить свои маркетинговые задачи. Она включает в себя конкретные стратегии по целевым рынкам, комплексу маркетинга и уровню затрат на маркетинг.
Маркетинговая стратегия – это элемент маркетингового плана компании, определяющий долгосрочное направление ее развития для достижения максимального уровня доходности с использованием имеющихся ограниченных ресурсов [2].
При разработке маркетинговой стратегии, в первую очередь, проводится анализ внешней и внутренней среды предприятия, а также решаются задачи, которые стоят перед организацией (предприятием):
· планирование маркетинговых мероприятий, т.е. разработка продукта, создание альянсов, диверсификация производства;
· изучение маркетинговой политики организации;
· обеспечение адаптации предприятия к внешней среде. Эффективно разработанная маркетинговая стратегия фирмы позволяет [1]:
· усилить позиции на рынке;
· привлечь лояльных покупателей;
· увеличить долю рынка;
· расширить географию продаж;
· вывести на рынок новые успешные продукты и услуги.
Чтобы наиболее полно представить себе, как работает эффективная маркетинговая стратегия, и какие составляющие этой стратегий мы можем заимствовать для развития бизнеса, я приведу пример одной из самых популярных и крупнейших компаний – «Apple» - это американская корпорация, производитель персональных и планшетных компьютеров, аудиплееров, телефонов, программного обеспечения.
Важнейшими маркетинговыми целями Apple было распространение влияния своего бренда и повышение его значимости на рынке мобильных телефонов. Apple вложила значительные средства в бренд iPod и планировала воспользоваться силой этого бренда в маркетинге iPhone. Основная задача брендинга iPhone – вывести на новый рынок образ Apple как символ новаторства, качества и ценности. Основа маркетинговой стратегии iPhone – обозначить отличие iPhone от других карманных персональных компьютеров (КПК) и смартфонов на рынке. Apple позиционировала iPhone как многоцелевое, удобное устройство с дополнительными функциональными возможностями для личного и профессионального использования.
Среди потребителей были выбраны следующие целевые сегменты:
· главный целевой сегмент – люди со средним и высоким уровнем доходов, которым необходимо одно устройство для координации их напряженного графика, общения с коллегами, друзьями и семьей;
· второй по значимости сегмент – учащиеся средних школ, студенты и аспиранты, которые нуждаются в одном портативном многофункциональном устройстве. Для этого сегмента iPhone станет заменой iPod и мобильного телефона.
Поставки iPhone в Россию увеличились на 112% в количественном выражении, до 635 тыс. штук, и на 68% в деньгах. Такой рост связан с востребованностью бренда на российском рынке, что определяется сочетанием технических характеристик, дизайна и «уникальной экосистемы», а также сбалансированной ценовой политикой.
В 2016 году Apple занимает по объёмам продаж в России 1-е место. Миссия корпорации Apple сформирована следующим образом «Apple стремится предложить лучшие компьютерные технологии студентам, учителям, людям творческих профессий и потребителям всего мира посредством своих инновационных аппаратных решений, программного обеспечения и сетевых приложений». За 1 квартал 2020 года доход компании составил 91,8 млрд. долл., что на 9% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [3].
Данная компания имеет высокие значения по объемам продаж, за счет эффективно-разработанной маркетинговой стратегии, которая включает в себя 3 составляющих, таких как [1]:
1. Качество - важнейшая часть маркетинговой стратегии. Apple пришлось пойти на сложности, чтобы последовательно обойти конкурентов. Например, магазины AppleStore - довольно дорогие и очень долго разрабатывавшиеся. Но полезный эффект перекрыл все издержки. Впервые потребители получили возможность не только посмотреть на товар, но и пощупать его, испытать его в действии. Учитывая, насколько дружелюбными к пользователю были созданы эти продукты, покупатели сразу же получали позитивный опыт эксплуатации, хотя они еще не приобрели продукт.
Все это было бы невозможным без тщательного внимания Apple к качеству своих продуктов.
2. Последовательное продвижение бренда.
Вне зависимости от того, где именно вы покупаете продукцию Apple, она всегда имеет неизменно высокий уровень качества. Это прекрасная стратегия продвижения бренда и завоевания лояльности у клиентов.
3. Apple стремится удовлетворить существующих клиентов.
Основой для создания лояльности является удовлетворенность потребителей. Это обязательное условие для того, чтобы клиенты постоянно пользовались продуктами и услугами той или иной компании. Каждый подкованный маркетолог знает, что постоянные клиенты - основная мощь бренда и фундамент успешного бизнеса. Поэтому, прежде чем искать новых клиентов, необходимо убедиться в том, что уже существующие потребители удовлетворены. Apple подходит к созданию всех своих продуктов с особым вниманием, так как удобство эксплуатации устройств требует удобства работы с программами, и Apple, в отличие от всех других конкурентов, делает не только устройства, но и сопутствующие программы, которые как бы завершают круг удобства эксплуатации, что, несомненно, влияет на потребительское желание приобретения и пользования товаром. Цикл завершен, потребитель завоеван всеми возможными способами.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что приведенные выше составляющие маркетинговой стратегии компании можно использовать в целях привлечения покупателей (для этого необходимо провести работу с покупателями - социологические опросы в рамках маркетингового исследования, выработка рекомендаций и контроль за их исполнением), увеличения объемов продаж, разработки продуктов высокого качества, по сравнению с конкурентами, формирования и стимулирования спроса.
Список литературы
1. Куджева А.А. Проблемы формирования маркетинговой стратегии предприятия / В сборнике: Достижения и перспективы развития молодежной науки. Материалы международной научно- практической конференции. 2019. С. 61–64.
2. Кузнецова А.П. Современные маркетинговые стратегии компании (на примере компаний «Ашан» и Apple) / В сборнике: Развитие международного торгового потенциала России: проблемы и перспективы. 2016. С. 85–89.
3. Самусенко А.В., Заракуа А.М. Шуклина З.М. Оценка маркетинговой деятельности Apple на мировом и российском рынке // В сборнике: Управление социально-экономическими системами и правовые исследования: теория, методология и практика. Материалы международной научно- практической конференции. 2017. С. 402–406.