04 июня 2017г.
Производственные процессы средств массовой информации (СМИ) связаны с созданием новостного контента. Новость – это оперативная информация, которая представляет политический, социальный или экономический интерес для аудитории в своей свежести, то есть сообщения о событиях, произошедших недавно или происходящих в данный момент [1].
Традиционно новостной контент можно разделить на четыре группы: текст, видео, аудио и графика.
Виды текстового контента СМИ [2,3]:
1. Текстовая статья – с данным видов контента знаком абсолютно каждый, ведь именно он наиболее востребован и актуален на сей день. По сути к данному виду относятся статьи в стиле СМИ.
2. Техническая статья – этот статьи, которые посвящены каким-то технических вопросам, например, как создать блог.
3. Интервью – используются намного реже, нежели два предыдущих вида, но на самом деле являются не менее эффективными в плане предоставления важной информации.
4. Обзоры – вид, используемый в довольно узких тематиках, например, обзор развития медиаиндустрии в России.
5. Опросы – этот вид, используемый как посты-опросы, так и текстовые или технические статьи с использованием опроса внутри поста.
6. Лонгриды – новый формат подачи текстовой информации в Интернете. Когда виртуального текста много, его разбивают всевозможными вставками: роликами, презентациями, интерактивными картинками, цитатами, сносками и т.д. Поэтому лонгриды порой напоминают интерактивную карту или инфографику, с помощью которой аудитория может полностью погрузиться в историю.
Виды видео контента СМИ [1,3]:
1. Видео-подкаст – автор новостного Интернет-проекта записывает видео ролик, где сам записывает для своих читателей, посетителей или клиентов определенную тему и даёт ответ на поставленный в начале вопрос. Данный вид отлично дополняет текстовую или техническую статью.
2. Скринкаст – чаще используемый вид, который заключается в том, что автор записывает видео с экрана своего компьютера или ноутбука, например, слайдовую презентацию, где опять же рассказывает о теме и дает ответ на поставленный вопрос.
Виды аудио контента СМИ [2,3]:
1. Аудио-подкаст – по сути, данный вид очень сход с двумя вышеописанными, но отличается тем, что записывается только на микрофон, без использования видео камеры или записи с экрана компьютера.
Виды графического контента СМИ [1,3]:
1. Изображения – к данному виду относятся обычные изображения в постах, к примеру: схемы, чертежи, фотографии и анимации.
2. Инфографика – это специально нарисованное изображение, которое позволяет вместить в себя статью любого размера в виде понятных и коротких диаграмм, заметок, картинок и т.д.
Мультимедийный контент СМИ – контент, или содержимое, в котором одновременно представлена информация в различных формах – звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд. Например, в одном объекте-контейнере может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видеоинформация, а также, способ интерактивного взаимодействия с ней.
Существует две основные модели новостного производства [3]:
• повествовательная концепция производства новостей (make story);
• смысловая концепция производства новостей (make sense).
Повествовательная концепция производства новостей – признает за аудиторией право выбора смысла некой информации или события. Внутри этой концепции ньюсмейкер – человек, порождающий новостное событие, попадающий в него в качестве главного действующего лица. Журналист лишь фиксирует произошедшее событие.
Смысловая концепция производства новостей – ориентирована на то, что смысл излагается ньюсмейкером внутри содержания новостей в качестве отдельного элемента. При этом недостающие куски информации могут заменяться смысловой интерпретацией. Целью такого рода операций является непосредственное внушение индивиду некого социального контекста для реализации каких-либо целей. Ньюсмейкер – журналист. Он не только фиксирует новость, но и интерпретирует ее на основе некоторой заданной установки.
В традиции смыслового новостного производства новости являются более осмысленными, нежели в повествовательном.
В make story варианте СМИ ставит следующие задачи перед собой [1,3]:
• информирование целевой аудитории о любых событиях с точки зрения реконструкции их развернутой картины;
• расширение жизненного опыта аудитории через эмпирический набор фактов;
• формирование экономико-политических ориентиров и ожиданий;
• интерактивное информирование;
• создание исторической хроники.
В make sense варианте СМИ ставит следующие задачи [2,3]:
• информирование аудитории об изменениях окружающей ее реальности с точки зрения сохранения или разрушения базовых ценностей;
• культурная (идеологическая, национальная, религиозная и прю) идентификация аудитории, конструирование единой для нее реальности (т.е. СМИ – объединяющий элемент);
• создание ориентиров для социальной стратификации аудитории;
• поддержание коммуникации в обществе;
• интерактивное воздействие на общество.
От типа новостного производства зависит и подход к отбору фактов для новостей [3]:
• для повествовательных новостей характерно поведение, когда журналист максимально идентифицирует себя с потенциальным слушателем, зрителем, и думает лишь о том, что может привлечь его внимание;
• для смыслового варианта производства новостей отбор фактов зависит от сложившейся политической ситуации и предполагает наличие у производителя новости некой позиции.
Смысловое позиционирование новости предполагает формирование вокруг некоего события новой значимости и нового смысла, который обычно используется в рекламных или PR-целях.
Смысловое позиционирование новости означает [1-3]:
• установление зависимости содержания новости от смыслового контекста;
• достраивание недостающего содержания;
• предположение причин и следствий;
• выдвижение аргументов, гипотез и прогнозов на основании смысла, а не содержания новости.
Смысловое позиционирование новости предполагает переосмысление самого контекста новости, и ориентацию аудитории на то, как следует воспринимать эту новость, и что эта новость значит в контексте безопасности и перспективы.
Среди форм подачи информации можно выделить следующие [3]:
• эксклюзив – обладание исключительным, отсутствующим у других сегментом информации;
• сенсация – это событие, качественно отличающееся от себе подобных, нарушающее традиционное представление и выпадающее из русла эволюционного развития;
• интрига – это издание информационной «загадки», разгадка которой до определенного времени неизвестна, неочевидна, находится в руках автора интриги;
• провокация – придание событию чрезмерно эмоционального, задевающего чьи-то мнения и интересы характера. Это создание вызова, рассчитанного на обязательную последующую реакцию;
• информационная война – демонстрационная, жесткая, безапелляционная регулярная критика чьих-либо действий или позиции.
Список литературы
1. Бирюков В.А. Контент-инжиниринг как инновационный инструмент получения дохода средствами массовой информации // Известия высших учебных заведений: Проблемы полиграфии и издательского дела. – М.: МГУП им. Ивана Федорова. – 2015. – № 2. – С. 111 – 119.
2. Бирюков В.А. Управление инновациями в процессе создания контента средств массовой информации // Сборник научных трудов по итогам III Международной научно-практической конференции «Современный взгляд на проблемы экономики и менеджмента», г. Уфа (сборник со статьями). – Нижний Новгород: Инновационный центр развития образования и науки. – 2016. – С. 36 – 39.
3. Производство новостей в СМИ. Режим доступа http://reftrend.ru/57300.html свободный. Дата обращения 09.04.2017