Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ В ПАО "ЛУКОЙЛ"

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
24 мая 2018г.

Сложность и длительность инновационного процесса на фоне воздействия дестабилизирующих факторов обусловливают значительные трудности относительно выбора и внедрения инноваций. Это предопределяет необходимость взвешенной, гибкой и комплексной оценки эффективности инновационной деятельности как основы принятия объективных управленческих решений [10].

В условиях глубокого экономического кризиса проблема обеспечения эффективного функционирования предприятий приобретает особое значение и для России. Именно с развитием инновационной деятельности связано преодоление кризисного состояния отечественной экономики, рост объемов производства, выход на новые рынки, адаптация предприятия к рыночной среде. Инновация ведeт не только к снижению себестоимости, цены и росту прибыли, но и к созданию новых потребностей, повышению имиджа, к открытию и захвату новых рынков сбыта.

Как подтверждает опыт экономического развития стран-лидеров, эволюционный процесс в экономике осуществляется именно через инновации. Именно они стимулируют модернизацию и структурную перестройку всей экономической системы, выступают как основное мерило способов развития общества. Поэтому страна, стоящая в стороне от «инновационных соревнований», остается последней в иерархии развития мирового сообщества.

Особенность инновационной деятельности как одной из разновидностей предпринимательской деятельности заключается в том, что она является деятельностью повышенного риска по сравнению с привычным предпринимательством. Такой риск обусловлен новизной, творческим характером научно- технической работы, возможностью получения как положительного, так и отрицательного результата [12].

Субъектами инновационной деятельности являются физические и (или) юридические лица, физические и (или) юридические лица иностранных государств, лица без гражданства, а также объединения этих лиц, осуществляйте инновационную деятельность и (или) которые привлекают имущественные и интеллектуальные ценности, вкладывают собственные или заимствованные средства в реализацию инновационных проектов. Объектами анализа в инновационной деятельности является инновационный проект, инновационный продукт и инновационная продукция, а в инновационных предприятиях - его хозяйственная деятельность.

Инновационный процесс – целостный комплекс взаимосвязанных последовательных действий, в результате осуществления которых появляется и получает распространение инновация (нововведение). В общем виде структура инновационного процесса на предприятии включает в себя 9 этапов: 1) исследование существующих проблем (технологических, товарных, сбытовых и др.); 2) сбор идей по решению выявленных проблем; 3) отбор идей; 4) разработка инновационного проекта; 5) анализ возможностей реализации данного проекта; 6) разработка механизма реализации инновационного проекта; 7) техническое внедрение проекта (создание промышленного образца, полезной модели и тому подобное); 8) запуск в производственный процесс (запуск в производство нового товара, внедрение новой технологической линии и тому подобное); 9) получение рыночного результата (увеличение доли рынка, прибыли и тому подобное).

ПАО «ЛУКОЙЛ» – одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний, обеспечивающая 2,1 процента мировой добычи нефти. ПАО «ЛУКОЙЛ» восприимчиво ко всему новому и в своей деятельности основывается на двух главных принципах развития: это адаптация передовых мировых технологий к российским условиям добычи и переработки и разработка и внедрение собственных технологий.

Общее руководство инновационной политикой организации осуществляет департамент промышленной безопасности, экологии и научно-технических работ ПАО «ЛУКОЙЛ». При президенте ПАО «ЛУКОЙЛ» действует специальный совещательный орган – научно-технический совет. В его состав входят высококвалифицированные специалисты в области научно-технического обеспечения, производственной, экономической и управленческой деятельности. Совет определяет перспективные задачи развития организаций компании в научно-технической сфере, готовит предложения и рекомендации по стратегическим вопросам    и научно-техническому развитию, совершенствованию производственной деятельности, повышению эффективности деятельности и снижению операционных затрат, в том числе, за счет внедрения в производство ресурсо- и энергосберегающих технологий.

На 2017 год была утверждена годовая координационная программа научно-технических работ группы «ЛУКОЙЛ», включающая более 750 тем с объемом финансирования около 6 млрд рублей.

В результате выполнения программы ожидаются следующие результаты:

-   достижение 95%-го уровня использования попутного нефтяного газа;

-   снижение (предотвращение) объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на 130 тыс. т;

-   обеспечение дополнительной очистки 6,8 млн. куб. м сточных вод;

-   уменьшение объемов водопотребления на 7,6 млн. куб. м;

-   утилизация нефтесодержащих отходов – 300 тыс. т;

-   утилизация отходов, накопленных в доприватизационный период, – 550 тыс. т;

-   восстановление нарушенных и загрязненных земель – 5,1 тыс. га;

-   ликвидация шламовых амбаров – 1 008 шт.;

-   капитальный ремонт и замена трубопроводов – 4 тыс. км;

-   диагностика трубопроводов – 31,6 тыс. км;

-   ингибиторная защита трубопроводов – 18,8 тыс. км.

Проведенный анализ показывает высокую экономическую, научно-техническую, социальную и экологическую эффективность инновационной деятельности ПАО «ЛУКОЙЛ». Сущность системы управления инновационной деятельности предприятия отображается в ее функциях: планирование, мотивация, координация, организация, контроль.

Эффективное функционирование инновационной системы является определяющим условием повышения конкурентоспособности предприятия и России в целом на внешних рынках. При этом государству отводится ведущая роль в процессе активизации инновационной деятельности за счет регламентации отдельных направлений инновационной деятельности. Для создания благоприятной инновационной среды и развития высокотехнологичных секторов экономики в России разработан ряд государственных программ: «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2030 года», «Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.», «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие науки и технологии и другие» [9].

Также активно создаются и функционируют в России институты развития, стимулирующие появление и внедрение инноваций: научно-технологические парки, государственные корпорации инновационной направленности, бизнес-инкубаторы, структуры предпосевных и посевных инвестиций, федеральные и региональные венчурные фонды, исследовательские университеты и научно исследовательские центры, и другие. К наиболее известным институтам развития инноваций можно отнести: фонды «ВЭБ-Инновации», «Сколково», ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» и др.

В России основным механизмом, стимулирующим инновационную деятельность, остается прямое финансирование НИОКР [2]. На сегодняшний день, по данным Росстата в РФ государственные расходы на НИОКР составляют 1,1 процента от ВВП.

В последние годы в РФ разработана также система мер для активизации экономической деятельности посредством более активного использования инноваций. Созданы и успешно работают институты стимулирования инновационной деятельности. Но, несмотря на это, как следует и из анализа эффективности инновационной деятельности ПАО «Лукойл», существует ряд проблем, которые особенно актуализируются в условиях кризиса. В этих условиях усиливается роль государства, которое не только определяет правила функционирования и взаимодействия участников инновационной системы, но и вырабатывает стимулы для активизации инновационных процессов.

 

Список литературы

 

1.          Бажал Ю. М. Экономическая теория технологических изменений: учебное пособие для вузов / Ю. Н. Бажал. - М.: Завет, 2012. - 240 с.

2.          Горский М. Господдержка спроса на инновации: госзакупки и техплатформы /Электронный ресурс / http://polit.ru/article/2013/12/23/ps_innov_4/ (дата обращения 03.03.2018).

3.          Инвестиционный менеджмент : учеб. пособие / под. ред. Л. П. Гончаренко [и др.]. – М. : КНОРУС, 2015. – 296 с.

4.          Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями: сокр. пер. с англ. / Б. Твисс - М.: Экономика, 2013. - 271 с.

5.          Харив П.С., Собко А. Н. Активизация инновационной деятельности промышленных предприятий региона: монография / П. С. Харив, А. Н. Собко - Тернополь: Экономическая мысль, 2013. - 184 с.

6.          Демидов, Е. Е. Оценка экономической эффективности инноваций в строительстве нефтяных и газовых скважин. Постановка задачи / Е. Е. Демидов, В. П. Кемкин, Д. А. Лубяный, Л. Т. Терехов // Бурение и нефть. – 2014. – № 1. – С. 53-55.

7.          Ефимова, О. Ю. Оценка экономической эффективности инноваций в нефтегазодобыче / О. Ю. Ефимова // Электронный научный журнал «Нефтегазовое дело». – 2014. – №3. – С. 336-346.

8.          Пранович, А. А. Стратегия управления инновационно-инвестиционной деятельностью в современных условиях / А. А. Пранович. – М. : Изд-во Рос. экон. акад., 2015.

9.          Шевцов В.В., Белкина Е.Н. Иностранные инвестиции в сельское хозяйство России: динамика и перспективы. Проблемы современной экономики: сборник материалов XXXVII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. Ж.А. Мингалевой, С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2017. -176 с.

10.         Шевцов В.В., Белкина Е.Н. Инновационный потенциал национальной экономики: приоритетные направления реализации: Коллективная монография. Книга 2 / Н.В. Абдуллаев, Е.Н. Белкина, Я.Ю. Бондарева и др. / Под общ. ред. С.С. Чернова – Новосибирск : Издательство ЦРНС, 2017. -178 с. ISBN 978-5-00068-818-2.

11.         Шевцов В.В., Демченко М.М. Практика оценки инвестиционной привлекательности предприятия // Научный альманах. 2017. N 1-1(27). С. 222-225.

12.         Годовой отчет ОАО «Лукойл». /Электронный ресурс / http://www.lukoil.ru/InvestorAndShareholderCenter/ReportsAndPresentations/SustainabilityReport   (дата обращения 03.03 2018).

13.         Официальный сайт компании ПАО «Лукойл»: / http://lukoil.ru / (дата обращения 01. 03. 2018).