Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ МЕГАПОЛИСА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
24 мая 2018г.

 Традиционными новаторами и первопроходцами в большинстве пилотных проектов в стране являются две наши столицы: Москва и северная столица – Санкт-Петербург. Но в данном случае поводом для развития промышленных территорий в этих мегаполисах явилась необходимость, которая была вызвана экономическими, социальными и экологическими проблемами внутри этих городов, а не потребность во внедрении модных тенденций современных зарубежных городов и желанием идти в ногу с Европой. Среди основных проблем всех крупных городов можно отметить: отсутствие новых территорий для развития города, социальная деградация промышленных территорий, низкая эффективность использования городских земель, экологическое загрязнение территорий и т. д. Поэтому практически все крупные города раньше или позже сталкиваются с аналогичными проблемами.

В Москве и Санкт-Петербурге сложились два принципиально разных подхода к развитию промышленных территорий, но эти подходы объединяет их общее видение конечного результата, заключающегося в соблюдении баланса развития производственных сил и создания комфортной городской среды, т. е. комплексной градостроительной реорганизации городской территории. Различные подходы в Москве и Санкт-Петербурге обусловлены тем, что в Санкт-Петербурге промышленные зоны гораздо больше, чем в Москве. Так, если площадь промышленных зон в Москве составляет 16,9% (18,8 тыс. га) площади города в старых границах и это 83 промзоны в количественном выражении, то в Санкт-Петербурге площадь промышленных зон составляет около 17,4% (25 тыс. га) от общей площади города, а это всего 50 производственных зон.

Наиболее масштабными проектами развития промышленных территорий по объемам вложения инвестиций в развитие промышленного потенциала, в стимулирование инновационных производств и научно-технических исследований являются проекты, осуществляемые в Москве.

Еще в 90-х гг. прошлого века и ранее в советское время городские власти Москвы столкнулись с проблемами промышленных территорий, охарактеризовав данные территории как самые неэффективные, беспорядочно застроенные и экологически опасные. Изменение структуры занятости населения, заключающееся в сокращении численности работающих на производстве, а также уменьшение объемов промышленного производства не привели к высвобождению производственных территорий и их выводу на вторичный рынок землепользования, а также к их использованию для нужд города. Особую озабоченность вызывали территории, расположенные в срединной и центральных частях города, социально-экономические возможности которых были очень велики. Проработкой вопроса развития и реорганизации производственных территорий занимался научно-исследовательский и проектный институт генерального плана Москвы и Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы. Уже в те годы планировалось проведение инвентаризации всех промышленных зон мегаполиса с последующим выводом части действующих предприятий промзон за пределы или на окраины города. Вторую часть промзон городские власти намеревались развивать. Развитие промзон предполагало: полное сохранение промышленных зон; частичное сокращение промзон и их застройку под жилье, культурно-бытовое строительство и озеленение; интенсификацию промышленно-производственного использования промзон с частичным освобождением участков под другие виды строительства; внедрение общественно-деловых и наукоемких производств. На момент выхода вышеуказанного Постановления Правительства в Москве было выявлено около 70 производственных зон. Однако первоочередные меры, необходимые для начала реализации программы развития и реорганизации производственных зон, намеченные Постановлением Правительства Москвы № 276-ПП от 4 апреля 1995 года, выполнены не были. Это было связано с широкомасштабными процессами приватизации и так называемого «передела собственности» в Москве. Кроме того, принятые решения в постановлении были невыполнимы по ряду следующих причин: не обеспечивалось финансирование утвержденных мероприятий, отсутствовала соответствующая нормативно-правовая база, работа с собственниками промышленных территорий была не регламентирована. Руководством города для противодействия данным негативным процессам были приняты не экономические, а административные меры в виде увеличения арендной платы для неисполнительных промышленных предприятий. Модернизация производства на большинстве предприятий происходила редко, и многие собственники использовали промышленные предприятия не по функциональному назначению. Территории заводов Москвы стали использоваться под рынки, административные здания предприятий и переоборудованные производственные цеха использовались как низкокачественные офисные помещения, основная масса производственных площадей сдавалась в аренду под склады. Менее интересные промышленные территории с точки зрения расположения, транспортной доступности и технического состояния приходили в запустение.

В 1997 году руководство мегаполиса предприняло очередную попытку по освобождению неэффективно используемых промышленных территорий Москвы. На этот раз мероприятия должны были коснуться только промышленных территорий Центрального административного округа. Была проведена инвентаризация производственных территорий ЦАО, составлен перечень перебазируемых, реформируемых и ликвидируемых предприятий, разработана нормативно-методическая и организационная база. В стратегическом плане задачи данного процесса заключались: в наиболее эффективном экономическом использовании городских территорий путем обеспечения благоприятных условий для развития промышленности и науки города путем модернизации промышленного производства; в повышении конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятиями города, на внутреннем и внешнем рынках; в стимулировании увеличения налогооблагаемой базы промышленных предприятий, а также в решении социальных проблем, заключающихся прежде всего в сокращении безработицы и увеличении доходов населения. В дальнейшем вопросы перебазирования предприятий и организаций или их модернизация и развитие прорабатывались в прогнозно-аналитических документах и включались в Генеральный план Москвы и городские целевые программы.

Параллельно проводимым в начале 1990-х гг. мероприятиям по перебазированию, реформированию, ликвидации и развитию промышленных территорий шел процесс создания и организации технопарков. Однако в большинстве случаев такие технопарки существовали при высших учебных заведениях, и их возможности в части создания и поддержки малых инновационных предприятий ввиду финансовых трудностей были ограниченными. Одним из старейших технопарков такого рода в России является Научный парк Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, который был образован в октябре 1990 года. Учредителями технопарка выступили Университет и Министерство образования и науки РФ в лице Инновационного фонда при Государственном комитете по науке и технике СССР. Впоследствии, в период с 1992 по 1998 год, в рамках  технопарка было возведено 8 зданий  с офисными, лабораторными и производственными помещениями, где разместились первые 20 компаний, отобранных по конкурсу. Сегодня общая площадь технопарка составляет более 11 тыс. кв. м, резидентами технопарка являются около 40 малых научно-технических предприятий.

К середине 1990-х гг. в Москве появляются первые технопарки, которые создаются не при вузах, а на базе крупных государственных научных центров: Научный парк «Технопарк-Центр» и «Аэрокон». Эти технопарки уже имели собственные помещения, поддерживались в организационном, а также в финансовом плане федеральными и региональными властями. Первый пилотный проект по созданию технопарка в результате развития промышленной территории появился в Зеленограде в 1997 году. На тот момент в Зеленограде с 1991 года уже действовал один технопарк при Московском институте электронной техники (МИЭТ), который был ориентирован на развитие идей творческих коллективов институтских кафедр и лабораторий.

К 1990 году в Зеленограде сконцентрировался высокий научного-технический потенциал в области наукоемкого производства, где на 10 промышленных предприятиях и в 13 научно-исследовательских институтах работало 104 тыс. человек, из которых 67% имели высшее техническое образование, после резкого сокращения финансирования и объемов государственных заказов на продукцию зеленоградских предприятий, многие предприятия начали банкротиться и закрываться. Правительство Москвы с 1992 года принимало различные меры по поддержке предприятий Зеленограда начиная с предоставления кредитов для пополнения оборотных средств предприятий города и заканчивая выделением финансовых средств для возмещения задолженностей по зарплатам и платежам за энергоносители. В целях развития электронной промышленности, обеспечения трудозанятости населения Зеленоградского административного округа, а также для отработки организационно-экономического механизма обеспечения благоприятного инвестиционного климата и активизации инновационных процессов постановлением Правительства Москвы № 583 от 5 августа 1997 года «О  создании в Москве  территориально-промышленной зоны с  особым статусом на базе предприятий электронной промышленности г. Зеленограда (Особая зона)» в городе создается Территориально-промышленная зона с особым статусом, предусматривающая предоставление налоговых и таможенных льгот для участников такой зоны.

Благодаря принятым Правительством Москвы мерам было улучшено положение предприятий- флагманов российской микроэлектроники Зеленограда – «Ангстрем» и «Микрон», которым удалось произвести частичную модернизацию оборудования и перейти на производство продукции с более высокими нормами проектирования, однако отставание этих двух предприятий от достигнутых результатов США и Европы было достаточно велико, их продукция не могла конкурировать с аналогичной продукцией западных компаний. Основные проблемы в достижении мировых стандартов в развитии и освоении новых технологий крупные предприятия связывали с отсутствием возможностей при проведении комплексных научных исследований и опытно-конструкторских работ.

Список литературы

 

1       Бирюков А.П., Гусева М.Н., Брикошина И.С., Шаракин В."Цифровая экономика" в сфере развития промышленных территорий крупных городов с сохранением производственной функции. //Экономика и предпринимательство. 2017. № 11 (88). С. 238-245

2    Гусева М.Н., Шаракин В.С. Управление проектами комплексного развития промышленных территорий крупных городов с сохранением производственной функции: монография Государственный университет управления; - М.: Издательский дом ГУУ, 2017 -227 с.

3 Гусева М.Н., Юницкий А.А. Исследование результатов управления инновационным развитием российской экономики //Экономика и предпринимательство. 2012. № 6 (29). С. 54-56.

4    Коготкова И.З. Инновационные технологии в учебном процессе и производстве// Материалы межвузовской научно-практической конференции. М.: Издательский дом ГУУ 2017