25 мая 2018г.
Прежде чем переходить к раскрытию и оценке результатов реализации майских указов Президента в Волгоградской области рациональным представляется раскрыть саму сущность данных приказов.
Так, начало «майским указам» Президента Российской Федерации положил Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [5].
В данных указах, действующий тогда Президент России поставил перед исполнительной властью России – Правительством России целый комплекс задач, которые они должны выполнить к 2018 году.
Так, к 2018 году Правительство Российской Федерации должно было увеличить размер реальной заработной платы в 1,4 – 1,5 раза. При этом данная цель предусматривала определенную динамику – так, например, до 2013 года необходимо было довести заработную плату педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе – это одна из задач, с которой не справилось Волгоградское правительство – оно достигло данных показателей, но позже 2013 года.
Также вышеназванным указом Президента была поставлена задача повышения к 2018 году средней заработной платы врачей и преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Но не все задачи носили исключительно «региональный» характер, так, были и задачи Федерального уровня, например – ежегодного создания до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов. К подобным задачам, которые нельзя отнести к прерогативе региональных органов власти относятся и подготовка проектов Федеральных законов о внесении в законодательство России изменений, которые касаются разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов.
Однако значительная часть задач ложилась и на плечи Волгоградского правительства – в основном доведение размеров заработных плат до целевых показателей. В качестве еще одного примера можно привести задачу повышения к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций и младшего медицинского персонала до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Раскрывая инструментарий реализации «майских» указов органами власти Волгоградской области, необходимо отметить, что в качестве основного инструмента реализации используются государственные программы Волгоградской области.
Так, в своем отчете Губернатор Волгоградской области подвел результаты деятельности Администрации Волгоградской области в 2016 году [3]. Губернатор отчитался о положительной динамике достижения показателей «майских» указов, а также о том, что в 2014-2017 годах были достигнуты плановые значения большинства показателей.
Так, для повышения заработной платы установленных указом категорий работников бюджетной сферы Волгоградской области были разработаны «дорожные карты», в соответствии с которыми заработные платы повышались и выплачивались в полном объеме.
Также были достигнуты и сохраняются в настоящем времени плановые значения показателя «отношение инвестиций в основной капитал в валовый региональный продукт», а также 100 процентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
В настоящее время, в целях исполнения майских указов в Волгоградской области проводятся стимулирующие застройщиков мероприятия в целях снижения средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья экономического класса, по результатам которых еще в 2016 году было перевыполнено плановое значение.
Есть и такие показатели, которые хотя и не достигли плановых значений, но все же показывают положительную динамику. К таким стоит отнести прежде всего устойчивое снижение показателей младенческой смертности, а также смертности от болезней системы кровообращения и туберкулеза. Уровень смертности от новообразований, в том числе злокачественных также снизился, но не достиг целевого значения.
Так, проанализировав данные о смертности населения в Волгоградской области по основным причинам смерти можно составить следующую таблицу случаев смертности на сто тысяч населения.
Основные причины
смерти
|
2015
|
2016
|
2017
|
Болезни системы
кровообращения
|
745,6
|
734,5
|
703,2
|
Злокачественные
новообразования
|
218,2
|
237,1
|
232,7
|
Травмы, несчастные
случаи
|
118
|
113,3
|
103,3
|
Болезни органов
пищеварения
|
84,9
|
83,6
|
79,4
|
Болезни органов
дыхания
|
66,5
|
44,1
|
40,6
|
Инфекционные и
паразитарные болезни
|
20,8
|
22,9
|
23,4
|
Таким образом, следует отметить, что ни по одному из вышеприведенных показателей Волгоградская область не достигла целевых значений, а потому именно смертность населения от различных заболеваний является главной проблемой успешной реализации майских указов на территории региона. Лидером выступает смертность от злокачественных новообразований, в котором Волгоградская область недобрала 24,8 процента до целевых значений.
Успешно достигает необходимых минимальных показателей Волгоградская область в повышении качества государственного управления, о чем свидетельствует показатель удовлетворенности граждан и бизнес-сообществом качеством предоставления государственных и муниципальных услуг. Такой положительной динамике, согласно отчетам губернатора Волгоградской области способствует деятельность офисов МФЦ и постоянный контроль за качеством их работы.
Неоднозначная ситуация состоит и с показателем «доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП» - правительство Волгоградской области не достигает постановленных показателей, однако, как и другие регионы не считает это показателем своей некомпетентности, а ссылается на объективно негативные явления в экономике.
Также, во исполнение майских указов Президента Российской Федерации проводятся мероприятия по увеличению доли граждан, которые пользуются услугами в электронной форме. Повышение готовности общества к электронному правительству – также одна из задач, стоящая и перед государством, и перед региональными и местными органами власти [2]. Так, в 2016 году доля таких граждан составила 45 %, в 2015 году – 33 %, что позволило Волгоградским властям отчитаться о положительной динамике в данном показателе, однако, план 2016 года в 50 % не был достигнут.
Также, во исполнение майских указов Волгоградская область проводит на своей территории мероприятия по инфраструктурному обеспечению достижения целевых показателей, в результате которых Волгоградская область в рейтинге доступности центров активации учетных записей единой системы идентификации и аутентификации поднялась с 63 на 12 место среди регионов России [4].
Согласно отчету губернатора за 2017 год задачи на 2018 год и среднесрочную перспективу состоят в продолжении системной работы по достижению показателей «майских» указов Президента Российской Федерации.
Список литературы
1 Аналитическая оценка потенциала малого бизнеса Ставропольского края и перспективы его развития / А. А. Рядчин // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2017. - № 5. - С. 136-143.
2 Овчаренко О.И., Горбунева А.В. Уровень развития информационного общества в России по показателям международных рейтингов / Овчаренко О.И., Горбунева А.В. // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2017. № 1 (25). С. 79-85.
3 Отчет Губернатора Волгоградской области о результатах деятельности Администрации Волгоградской области в 2016 году // СПС КонсультантПлюс
4 Турахонов М.И. Сертификат и его структура в электронном правительстве / Турахонов М.И. // Вестник Технологического университета Таджикистана. 2017. № 4 (31). С. 71-81.
5 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // СПС КонсультантПлюс
6 Анализ и оценка эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в г. Ставрополь // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2018. - № 2.