Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
25 мая 2018г.

Государственная собственность является основным элементом как на территории всей РФ, так и на территории отдельного субъекта. От качества управления государственной собственностью зависит экономическая ситуация на территории субъекта, возможность заниматься бизнесом и комфорт проживания граждан. Право государственной собственности в субъектах РФ регулируется Федеральными законами и законами субъектов. Главной целью управления государственной собственностью в субъектах РФ является обеспечение сохранности, развития, эффективного функционирования и использования всех объектов государственной собственности субъекта в общих интересах населения [3, c.43].

Полномочия в сфере управления и распоряжения государственной собственностью осуществляет Министерство имущественных отношений Иркутской области. Государственная собственность Иркутской области в соответствии с нормативно-правовыми актами может быть передана в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление или приватизировано, предоставлено на основании концессионных соглашений, передано в федеральную или муниципальную собственность. Данные обо всех объектах государственной собственности являются основой ведения Реестра государственной собственности Иркутской области. На 01.01.2017 г. в Реестре числилось 30 158 объектов учета, из них 12 283 объектов недвижимости, 17 875 объектов движимого имущества, 6 областных государственных унитарных предприятий, 591 областное государственное учреждение, 92 органа государственной власти Иркутской области и 17 хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в областной государственной собственности. Проанализировав данные из Реестра об объектах государственной собственности, и рассмотрев особенности их управления, мы сделали вывод, что в Иркутской области существуют нормативно-правовые и социально-экономические проблемы, которые препятствуют эффективному управлению государственной собственностью. Проблемы заключаются в недостоверной информации в Реестре, неэффективном и нецелевом использовании объектов государственной собственности, материально-техническом состоянии объектов, а также проблемы в сфере приватизации и аренды [1, c.112].

Для создания эффективной системы управления государственной собственностью необходимо усовершенствовать пути и механизмы управления государственным имуществом [3, с. 81]. Существующие проблемы в сфере управления государственной собственностью требуют принятия единого комплексного Федерального закона, в котором будут закреплены публично-правовые аспекты собственности, порядок ее разграничения, учета, использования и контроля, процедура приватизации объектов собственности, сдача их в аренду, деятельность государственных предприятий и учреждений, нормы ответственности, способы обеспечения сохранности и эффективного использования объектов собственности и пр.

Изучив основные проблемы, возникающие в системе управления государственной собственностью Иркутской области, мы разработали меры по совершенствованию системы управления государственной собственностью Иркутской области. Основные направления развития системы управления государственной собственностью Иркутской области представлены в таблице 1.

Таблица 1. Основные меры по совершенствованию системы управления государственной собственностью Иркутской области

Направления развития системы управления

государственной собственностью

Характеристика

Страхование           жилых            помещений

специализированного жилищного фонда Иркутской области

В связи с выявленными многократными нарушениями в

сфере использования жилых помещений детьми-сиротами необходимо проводить их страхование. Данный вопрос часто рассматривался Правительством Иркутской области, но ограниченность финансовых ресурсов не позволяет осуществлять мероприятия по страхованию. В настоящее время в Министерстве имущественных отношений рассматривают вопрос о проведении мероприятий по страхованию деревянных жилых помещений для детей- сирот. Финансирование этих мероприятий планируется обеспечить за счет перераспределения средств областного бюджета в рамках доведенных до Министерства бюджетных ассигнований на 2016 г. Следует отметить, что важным моментом в обеспечении сохранности жилых помещений, которые предоставляются детям-сиротам, является разработка в Иркутской области программ постинтернатного сопровождения и социальной адаптации детей-сирот. Ответственными исполнителями программ будут выступать Министерство образования Иркутской области и Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Осуществление обязательного страхования

областного имущества, переданного в аренду, от поджога, затопления, причинения ущерба третьими лицами и т.д.

Страхование обеспечит защиту объектов недвижимости

государственной собственности и внебюджетную компенсацию ущерба, который может быть нанесен объектам недвижимости. Страховщика следует выбирать на конкурсной основе, контроль над процессом страхования должно осуществлять Министерство имущественных отношений.

Перевод федеральных структур, прежде

занимавших объекты областной собственности на безвозмездной основе, на договоры аренды

Данная мера повысит доходы областного бюджета.

Регулярная передача в муниципальную

собственность объектов недвижимости, которые не относятся к полномочиям Иркутской области

Данная мера будет способствовать сокращению расходов

областного бюджета.

Разработка          политики           управления

унитарными предприятиями

Данная политика должна быть направлена на контроль,

сохранение и эффективное использование объектов государственной собственности. Руководителей унитарных предприятий следует назначать на конкурсной основе, за их

 

деятельностью необходимо повысить государственный

контроль. При повышении экономической эффективности функционирования предприятия необходимо снижать бюджетные расходы на их содержание.

Планирование арендных процессов

Данное планирование можно осуществлять в двух формах:

краткосрочное планирование (до года) и среднесрочное планирование (на 2-3 года). Данный план должен включать в себя количество объектов, подлежащих сдачи в аренду, показатели арендной платы, прибыль от аренды, различные льготы и т.п. Разработка нормативной и методологической базы повлияет на стимулирование повышения поступлений в бюджет от арендуемого имущества.

Составление реестра начальной стоимости

объектов,    которые    могут     сдаваться    в аренду

Данная мера необходима для того, чтобы определить

величину арендной платы и обосновать сумму за арендуемое имущество. Также необходимо проводить регулярную инвентаризацию всех договоров аренды. Процесс сдачи объектов собственности в аренду нужно сделать прозрачным и доступным для граждан [2].

Включить        неиспользуемые        объекты

государственной собственности (резервы) в прогнозный план приватизации

Данная    мера    будет    способствовать    эффективному

использованию этих объектов и увеличению доходов областного бюджета. Также мы считаем, что средства от приватизации следует направить на ремонт объектов государственной собственности, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии, и на строительство новых нужных объектов.

Активное      применение      концессионных

соглашений

Необходимо заключать концессионные соглашения с

областными государственными учреждениями на объекты государственной собственности, которые данные учреждения планируют использовать в своей деятельности [2].

Создание региональной      инвестиционной

корпорации

Данная корпорация будет способствовать повышению

эффективности                                                       управления

государственной собственностью, финансового потенциала и инвестиционной привлекательности Иркутской области. Деятельность данных корпораций должна быть направлена на объединение существующих активов и финансового капитала с целью их использования в развитии территории в рамках комплексных инвестиционных проектов.

Осуществление постоянного

мониторинга материально- технического состояния объектов государственной собственности

Необходимо постоянно проводить работу по списанию

объектов недвижимости государственной собственности, которые не подлежат капитальному ремонту и восстановлению.

Создание           Единого            электронного

информационного реестра

Данный реестр должен содержать в себе информацию об

объектах государственной федеральной собственности, государственной собственности субъектов и муниципальной собственности. Важно создать и реализовать систему их учета посредством своевременного обновления данных.

Применение    новых    информационных

технологий в процессе организации системы статистической отчетности, инвентаризации объектов собственности и формирования Реестра

Для этого необходимо провести обновление компьютерной

техники, средств передачи информации, создание единых информационных систем, позволяющих получать, накапливать, хранить, обновлять, перерабатывать и передавать информацию об объектах собственности. Важно отметить, что также необходимо подобрать специалистов,

 

имеющих профессиональные навыки в области применения

информационных технологий.

Разработка методических рекомендаций в

области      управления      и использования объектов государственной собственности

Данные рекомендации будут способствовать эффективному

и           целевому           использованию           государственной собственности, а также обеспечению ее сохранности.

Повышение      уровня     профессиональных

знаний       и       умений       государственных служащих,        работающих       в         сфере управления государственной собственностью

К управлению предприятиями и учреждениями привлекать

только профессиональных менеджеров. Также необходимо постоянно поддерживать уровень профессиональной подготовки специалистов, участвующих в сфере управления государственной собственностью [2]. Информация о результатах их деятельности должна быть открытой и доступной для граждан.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что для эффективного управления государственной собственностью Иркутской области необходимо усовершенствовать законодательство по управлению государственной собственностью, обеспечить контроль и установить конкретную ответственность за сохранность и использование объектов государственной собственности. Разработанные нами меры по совершенствованию системы управления государственной собственностью Иркутской области будут способствовать результативному управлению, повышению доходной части регионального бюджета, решению вопросов федерального и регионального значения, удовлетворению общественных потребностей.

 

Список литературы

 

1.      Батьянова Л. Н. Территориальные правовые и социально-экономические проблемы управления государственной собственностью (на материалах Иркутской области) / Л. Н. Батьянова, Ю. В. Борисова, Е. В. Чигрина, С. В. Корнакова // Baikal Research Journal. – 2017. – Т. 8, № 3.

2.      Гилева В.К., Чигрина Е.В. Институт экономической несостоятельности в условиях реформирования экономики. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. – 207 с.

3.      Социально-ресурсное управление конкурентоспособностью территории (на материалах Иркутской области): монография / Ю.В. Борисова. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2018. – 163 с.