Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
25 мая 2018г.

В статье рассматриваются вопросы сущности и развития цифровой экономики в России, особенности налогообложения российских и зарубежных интернет – магазинов.

Ключевые слова: цифровая экономика, налогообложение, интернет - магазины, НДС, специальные налоговые режимы

Развитие цифровой экономики оказывает значительное влияние на развитие бизнеса: происходят кардинальные изменения в сфере информационно-коммуникационных технологий, которые отражаются на различных видах деятельности компаний. Информационные технологии помогают снижать издержки, значительно повышать эффективность и производительность труда, расширять электронизацию документооборота, доступность информации, упрощать осуществление расчетов, способствовать становлению свободного рынка. Положение компаний на рынке в условиях цифровой экономики становится все более сложным, т.к. возрастают риски и уровень неопределенности при принятии стратегических решений.

Единого понимания, что такое цифровая экономика, в современном мире не существует. Однако есть множество определений, в том числе в Указе Президента РФ от 9 мая 2017 года №203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 -2030 годы»: «Цифровая экономика –   хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг».

Отличительной особенностью современного мира является то, что информация становится товаром, появление новых технологий преобразует сферу услуг и рынок информационных изобретений. Поэтому возникают проблемы, среди которых: угроза «цифровому суверенитету» страны, снижение уровня безопасности данных, уменьшение числа рабочих мест низкой и средней квалификации, повышение уровня сложности бизнес – моделей и схем взаимодействия, резкое усиление конкуренции во всех сферах экономики, изменение в моделях поведения производителей и потребителей, необходимость пересмотра положений НК РФ.

Из определения сущности цифровой экономики самым распространенным ее видом является интернет – торговля. Согласно статистическим данным, темпы роста онлайн – заказов из года в год имеют тенденцию роста на уровне более, чем 20%.

Интернет- торговля имеет свои особенности в налогообложении: на общей системе налогообложения в основном работают оптовые интернет- магазины, а розничные интернет – магазины, как правило, применяют специальные налоговые режимы, самым распространенным из которых является УСН с объектом налогообложения «доходы» и «доходы – расходы».

Интернет – магазины, применяющие общую систему налогообложения, имеют обязательства в части НДС, налога на имущество, налога на прибыль организаций, страховых взносов. Эти налоги и взносы занимают наибольший удельный вес в налоговых платежах.

Интернет – магазины, использующие упрощенную систему налогообложения (УСН), уплачивают либо единый налог по ставке 6% (в случае, если объектом налогообложения являются доходы), либо по ставке 15% (в случае, если объектом налогообложения являются «доходы- расходы»)

Эта система значительно упрощает налоговый учет и направлена на уменьшение налоговой нагрузки организаций, относящихся к малому и среднему бизнесу. Однако следует заметить, что первый вариант подходит интернет – магазинам, имеющим незначительные расходы, в отличие от второго варианта.

К специальным налоговым режимам относится и единый налог на вмененный доход (ЕНВД), но продажу товаров через интернет – магазин нельзя отнести к деятельности, подпадающей под данную систему налогообложения, несмотря на то, что в экономической и юридической литературе существует множество противоположных точек зрения по данному вопросу.

Однако следует различать продажу товаров через интернет – магазин и оформление заказов в Интернете с выдачей товара в розничной точке продаж.

Во втором случае организация или индивидуальный предприниматель на законных основаниях может применять ЕНВД. Доставка товара является обязательной услугой при продаже его через Интернет. Продавец может оказывать эту услугу собственными силами или по договоренности с транспортными компаниями и индивидуальными предпринимателями, занимающимися перевозкой грузов.

В случае доставки товара личным транспортом, оказание услуг по доставке заказов можно отнести к деятельности, облагаемой ЕНВД. При этом важным условием применения специального налогового режима является количество транспортных средств – не более 20 единиц.

На практике возникают ситуации, когда стоимость доставки не прописана в товарных накладных отдельной строкой, т.е. включена в цену товара, и на данную услугу не оформляется отдельный договор. В этом случае доставка тесно связана с процессом продажи товара, и ее нельзя квалифицировать как отдельный вид деятельности, поэтому рассчитать ЕНВД только по услугам доставки не представляется возможным. Если же оказание услуг по доставке оформляется отдельным договором, и ее стоимость прописана отдельной строкой, то в такой ситуации доставку товара можно отнести к деятельности, подпадающей под ЕНВД.

Патентная система налогообложения (ПСН) в целом удобна для предпринимателей тем, что оплата налога осуществляется при оформлении патента. Но интернет-предприниматели не могут выбрать данную систему для налогообложения торговли через интернет-магазин, т.к. перечень видов деятельности, которые могут относиться к ПСН, законодательно ограничен. В список видов деятельности, в отношении которых можно применять ПСН, включаются бытовые услуги, оказываемые населению, розничная торговля на стационарных и нестационарных объектах (если имеется торговый зал, площадь не должна превышать 50 кв. м.), услуги общественного питания, риэлтерские услуги.

Кроме налоговых платежей интернет-предприниматель обязан уплачивать страховые взносы за наемных работников, а также удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ с дохода сотрудников. Если организация приобретает в собственность земельный участок или транспортное средство, то она обязана уплачивать земельный и транспортный налог. При ввозе импортных товаров возникает обязанность по уплате НДС, независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация или индивидуальный предприниматель - общую или УСН.

Очень часто российский потребитель заказывает товары за рубежом через интернет – магазин, при этом поставка товара зарубежной компанией приравнивается в своей стране к экспорту, который в большинстве стран не облагается иностранным аналогом российского НДС. Поэтому либо налог возвращается покупателю, либо его нет в цене, т.е. каких- либо наценок к цене товара в виде VAT, зарубежный интернет – ритейлер не делает. Учитывая то, что российский бизнес не имеет никаких льгот в части НДС, Минфин РФ предложил уравнять конкурентные условия, обложив и зарубежных продавцов российским НДС.

Очевидно, что в этих условиях иностранцы должны будут встать на учет в российском налоговом органе как налогоплательщик и при получении оплаты от покупателей НДС перечисляется интернет – площадкой в российский бюджет. Однако есть опасение, что не все зарубежные интернет – площадки будут вставать на учет в России. В этой связи целесообразно ввести альтернативный вариант, когда покупатель, получая посылку, доплачивает НДС при ее получении, а почта, как налоговый агент, перечисляет налог в бюджет.

По мнению многих экспертов, иностранным продавцам выгодно регистрироваться в налоговых органах, т.к. посылки не будут досматривать на таможне, и покупатель будет получать их значительно быстрее, т.к. будут проходить таможню по «зеленому коридору». С другой стороны, с введением НДС значительно повысятся цены на ввозимые из-за рубежа товары, что является большим минусом для российского покупателя. Оборотной стороной введения НДС является то, что уплата налога с каждой посылки позволит сделать цены по ряду позиций в России выгоднее, чем в иностранных интернет – магазинах.

Таким образом, цифровая экономика – это виртуальная среда, которая ускоряет и улучшает взаимодействие между людьми, максимально удовлетворяет спрос потребителей, и налоговое законодательство должно не препятствовать этим процессам.

 

Список литературы

 

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2

2.Мандрощенко О.В. Проблемы возмещения НДС налогоплательщиками //Современные концепции научных исследований: сборник статей X Международной научно-практической конференции. – Москва: Евразийский союз ученых, 2015. - С. 65-66

3.Мандрощенко, О.В., Мандрощенко В.М. Лизинговые операции в предпринимательстве: особенности бухгалтерского учета и налогообложения // Экономика и предпринимательство - 2017.- №7(84) – С. 427-433