Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА И АУДИТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
04 июня 2017г.

На сегодняшний день малые и средние предприятия — это 5,6 млн. хозяйствующих субъектов, рабочие места для 18 млн. граждан. Около одной пятой валового внутреннего продукта РФ, а во многих субъектах  РФ треть и более валового  регионального  продукта  создаются  такими  организациями (см.    распоряжениеПравительстваРФот02.06.2016№1083-р).

Законом № 209-ФЗ предусмотрены специальные меры для поддержки бизнеса малых предприятий. Так, согласно ст. 7 Закона № 209-ФЗ такие предприятия могут применять:

—    специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам;

—      упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную  бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

—    упрощенный порядок ведения кассовых операций. Малые предприятия могут не устанавливать лимит кассы. И даже если у компании был утвержден кассовый лимит, а в определенный период времени она стала соответствовать малому предприятию, компания вправе отказаться от установления такого лимита. В этом случае необходимо издать приказ руководителя об отмене ранее установленного лимита хранения денежной наличности в кассе со ссылкой на п. 2 Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-       У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», иначе компанию могут оштрафовать за нарушение кассовой дисциплины по п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ;

—   упрощенный порядок составления статистической отчетности;

—        льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество.

Для субъектов малого предпринимательства предусмотрены особенности участия в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд — государственные заказчики обязаны осуществлять не менее 15% совокупного годового объема закупок у них [4].

Приказом Минфина  России от 16 мая  2016 г.  N 64н (вступил в силу с 20 июня 2016г.) внесены изменения в ПБУ 5/01 для организаций, имеющих право на упрощенные способы бухучета и составления отчетности.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально- производственных запасов», (ПБУ 5/01) устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о материально- производственных запасах юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений) [3].

В ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» внесены дополнительные пункты 13.1, 13.2, 13.3, а также дополнен пункт 25:

-          указанные организации вправе оценивать приобретенные материально-производственные запасы по цене поставщика. А иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, включать в состав расходов в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены. До внесения поправок организации, имеющие право на упрощенный учет, МПЗ отражали по фактической себестоимости, сформированной с учетом всех затрат, связанных с их приобретением, включая общехозяйственные, за исключением НДС (п. 8 ПБУ 5/01). Только торговые организации были вправе транспортные расходы до собственного склада включать в расходы на продажу (п. 13 ПБУ 5/01);

-          микропредприятия (СМП с численностью до 15 человек и доходом до 120 млн. руб.) вправе признавать стоимость сырья, материалов, товаров, других затрат на производство и продажу в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления). Иная организация вправе признавать  указанные затраты в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме при условии, что характер ее деятельности не предполагает наличие существенных остатков производственных запасов;

-          организации могу признавать расходы на приобретение материально-производственных запасов для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления). Это новая норма, которая облегчит бухгалтерский учет и документооборот по учету МПЗ;

-          организации вправе не создавать резерв под снижение стоимости материальных ценностей; До внесения  поправок  материально-производственные  запасы,  которые  морально  устарели,

полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо снизилась их текущая рыночная стоимость, отражались в балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Указанный резерв формируется за счет финансовых результатов в размере разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью МПЗ, если последняя выше текущей рыночной стоимости.  Исключений  из данной  нормы  для  организаций,  имеющих  право на упрощенный бухучет, не было [1].

Для выражения мнения о достоверности и полноте отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации информации о материально-производственных запасах следует проводить аудит.

К основным задачам аудита относятся:

•                   проверка состояния учета, хранения и эффективности   использования материальных ресурсов;

•                   проверка соответствия фактического наличия ресурсов данным учета и потребностям организации;

•                   выявление     непригодных     для     использования     ценностей     с     определением     суммы причиненного ущерба и виновных лиц;

•                   проверка полноты и своевременности оприходования материальных ресурсов, законности и целесообразности расходования и их списания; проверка качества инвентаризаций.

Основным нормативным документом по бухгалтерскому учету является Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01.

К источникам получения аудиторскихдоказательств относятся [5]:

▪    бухгалтерскийбаланс, главная книга, регистры бухгалтерского учета по счетам 10 «Материалы», 40 «Выпуск продукции», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» и др. счета;

▪    приказ об учетной политике организации;

▪    инвентаризационные документы;

▪    накладные и счета - фактуры;

▪    договоры на поставку сырья, материалов, товаров: договоры о материальной ответственности и т.д.

С 2017  года в России законодательно решено  сделать бухгалтерскую отчетность публичной и прозрачной, введя в действие МСА — международные стандарты аудита. С 2017 года на территории России введены в действие 30 международных стандартов аудита (МСА), согласно приказу Минфина РФ от 24.10.2016 №192н. Кроме того, Приказом Минфина от 09.11.2016 № 207н утверждены к применению еще 18 новых стандартов аудита.

Согласно требованиям новых международных стандартов аудита вырастет количество аудиторских процедур, надо будет заполнять новые рабочих документов, формы и таблицы.

Все это увеличит трудоемкость проведения аудита на 40-50%, и соответственно увеличатся стоимость договоров на аудит с 2017 года.

Вместо обычной формы аудиторского заключения со стандартным текстом, по всем новым договорам на проведение обязательного аудита, заключенным с 1 января 2017 года, будет составляться более громоздкое, аудиторское заключение в соответствии с МСА.

При этом новая форма аудиторского заключения будет содержать оценку финансовой отчетности компании, будет давать расширенную информацию для  бухгалтерии, для  внешних и внутренних заинтересованных пользователей: совета директоров, акционеров, и других, то есть для более широкого круга лиц, принимающих решение о развития бизнеса.

С 2017 года новые требования МСА серьезно отразятся и на проверяемых компаниях. Резко увеличится объем данных, необходимых для анализа деятельности аудируемых компаний, а также возрастет степень публичности результатов аудита.

В целом, организациям необходим аудит. Так как в теме данной статьи рассматриваются субъекты малого предпринимательства, то целесообразней использовать услуги аудиторских компаний.

Правильная организация учета и аудита запасов на предприятии позволит каждому предприятию увеличить эффективность хозяйственной деятельности на основе выявления внутрипроизводственных резервов и разработки рекомендаций по их реализации. Основным резервом повышения эффективности хозяйственной деятельности является сокращение объемов неликвидных запасов.

Результаты исследования получены в ходе проведения инициативной научно-исследовательской работы кафедры бухгалтерского учета, финансов и аудита Московского технологического университета и написана под         руководством к.э.н.,         доцента         Черных         Инны    Николаевны.

 

Список литературы

 

1.       Организация учета затрат по центрам ответственности Учебное пособие / И.Н. Черных, З.Ч.

2.       \Хамидуллина. – М. : КНО-РУС, 2013.– 160 с.

3.       Экономика и предпринимательство №2 (55) Научная работа / И.Н. Черных – Москва, 2015.– С. 464-466.

4.       Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов». ПБУ 5/01 утверждено приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 года № 44н, с изменениями и дополнениями от 27 ноября 2006 г., 26 марта 2007 г., 25 октября 2010 г.;

5.         Кондраков, И.Н. Бухгалтерский учет на малых предприятиях. [Электронный ресурс] / И.Н. Кондраков, Н.П. Кондраков. – Электрон.дан. – М.: Проспект, 2015. – 640 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/54834 – Загл. с экрана.

6.       Шеремет, А.Д. Аудит : учебник / А.Д. Шеремет, В.П. Суйц. — 7-е изд., перераб. и доп. [Электронный ресурс]; — Электрон.дан. —М. : ИНФРА-М, 2017. — 375 с. — Режим доступа: http://www.znanium.com