Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
04 июня 2017г.

Темпы инновационного развития Российской Федерации должны быть намного выше тех, которые имеются в настоящее время. Стратегия инновационного развития страны должна опираться на реализацию человеческого потенциала, который является одним из главных конкурентных преимуществ нашей страны. Внедрение инноваций в социальную сферу является крайне важным процессом, так как именно это влияет на будущее социальное развитие регионов страны, так же это внедрение позволяет прогнозировать и предупреждать появление негативных явлений, которые могут возникать в обществе.

Инноватизацию социальной защиты населения необходимо рассматривать как специфический вид научной и профессиональной деятельности, неотъемлемой частью которой является поиск, разработка и внедрение социальных инноваций, способствующих, переходу уровня жизни населения на качественно новый уровень, в том числе и повышение качества предоставления социальных услуг. Социальная инновация создается в ответ на возникшее на определенном этапе негативное социальное явление. Главной задачей такой инновации является ликвидация, либо смягчение негативного эффекта данного социального явления, и создание позитивного фона в социальной сфере. Для этого необходимо взаимодействие всех участников инновационной деятельности, систематизации теоретических знаний и практического опыта по применению инноваций.

Социальная защита населения является неотъемлемой частью социальной политики государства и отдельно взятого региона. В Санкт-Петербурге социальную политику осуществляет правительство города, через созданный для этой цели комитет по социальной политике (КСП). Деятельность КСП основывается на Конституции РФ, а также на федеральных законах, иных нормативных правовых актах РФ, в том числе данная деятельность регулируется Уставом Санкт-Петербурга, законами Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Губернатора Санкт-Петербурга, и другими законодательными актами. Главными задачами КСП является осуществление социальной политики и обеспечение социальной защиты населения, а также контроль за деятельностью исполнительных органов города в области социальной поддержки населения. Непосредственно политика в области социального обеспечения и защиты обеспечивается в рамках государственной программы Санкт-Петербурга.

Государственная программа Санкт-Петербурга «Социальная поддержка граждан в Санкт- Петербурге на 2015-2020 годы» - это комплекс мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих реализацию желаемых функций и достижение поставленных целей и задач, в сфере социального обеспечения и социальной зашиты. Необходимость создания государственной программы заключается в устранении, в том числе и проблем социальной сферы, таких как низкий уровень жизни, безработица, инфляция, распределение доходов, дефицит государственного бюджета и прочее. Социальные инновации – путь к решению этих проблем. Создание, поиск, внедрение социальных инноваций позволят населению удовлетворить свои потребности, повысить общий уровень качества жизни населения, а также отдельных социально уязвимых категорий людей (пожилые люди, инвалиды, бездомные,  многодетные семьи). Также инновации в социальной сфере позволяют повысить экономический, социальный и культурный уровни региона и страны в целом.

Таким образом, актуальность активного внедрения и использования инноваций в социальной сфере обусловлена  необходимостью  разрешения  текущих  остросоциальных  проблем  путем  разработок инновационных методов управления социальной поддержкой населения. Также при этом стоит учитывать прошлый российский опыт,  а также  опыт управления социальной защитой зарубежных стран, с возможностью заимствования данного опыта в чистом или адаптированном виде. Не стоит забывать о необходимости прогнозирования будущих явлений и проблем, связанных с социально-экономической сферой, а также понимания потребностей и интересов отдельных категорий населения. Создание и использование научно-обоснованных технологий и механизмов социального воздействия позволят расширить функции управления социальной защитой населения, повысить устойчивость к изменяющимся внешним факторам, а также принимать управленческие решения, которые наиболее точно соответствуют сложившейся ситуации.

Как уже упоминалось выше, за социальную защиту населения города Санкт-Петербург отвечает комитет по социальной политике (КСП). Объектами работы КСП являются не только все население региона, но и отдельные категории, которые требуют особого внимания.

Лица без определенного места жительства – это одна из серьезных проблем, возникающих из-за нестабильности и постоянно меняющихся социальных, экономических и политических условий. На сегодняшний момент в городе Санкт-Петербург правительством учреждены городские и районные организации, оказывающие социальную помощь лицам без определенного места жительства. Данные организации включают в том  числе, дома ночного  пребывания. Также для поддержки бездомных при финансовой поддержке бюджета Санкт-Петербурга некоммерческими организациями реализуются такие программы: «Пункт обогрева; «Ночной автобус»; «Транзит».

Следующая категория – это люди с ограниченными возможностями. Социальная защита инвалидов осуществляется как за счет федерального бюджета, так и за счет бюджета города. Главный закон, контролирующий социальную защиту людей с ограниченными возможностями это федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Социальная поддержка инвалидов заключается в выплате трудовой или социальной пенсии, предоставлении наборов социальных услуг, медицинской помощи, путевок на санаторно-курортное лечение, бесплатного проезда на городском транспорте. Также инвалиды могут рассчитывать на услугу «тревожная кнопка»; организацию оздоровительного отдыха; трудоустройство и обучение; юридическую помощь; социально- реабилитационные услуги; взаимодействие с общественными организациями инвалидов.

Другой уязвимой категорией являются люди пожилого возраста и ветераны. Для социальной поддержки людей пожилого возраста в рамках общей государственной программы Санкт-Петербурга «Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге», были разработаны различные социальные подпрограммы. В рамках этих подпрограмм обеспечивается социальная защищенность граждан пожилого возраста, оказание содействия пожилым гражданам в трудоустройстве, организация свободного времени и совершенствование коммуникационных связей. Социальная поддержка также заключается в оказании квалифицированной медицинской помощи. Немалое внимание уделяется и культурному времяпровождению пожилых людей. В городе организованы кружки и клубы по интересам, организованы экскурсионные и туристические программы.

Для поддержки многодетных семей в Санкт-Петербурге действует двухуровневая система организаций социальной защиты, городские и районные учреждения, которые осуществляют социальное обеспечение многодетных семей. Главным законодательным актом о социальной поддержке многодетных семей является: «Социальный кодекс Санкт-Петербурга». В Социальном кодексе отражены все виды социальной защиты многодетных семей, в том числе: ежемесячные пособия на детей, пособия на детей- инвалидов, на детей из семьи, где оба родителя либо единственный родитель являются инвалидами, компенсационные выплаты многодетным семьям, студенческим семьям, семьям военнослужащих. Согласно социальному кодексу, многодетные семьи могут рассчитывать на прием детей в государственные общеобразовательные учреждения; бесплатное посещение членами многодетной семьи культурных мероприятий; бесплатное предоставление семьям, имеющим семь и более несовершеннолетних детей, транспортного средства; бесплатный проезд на общественном транспорте; льготное питание в школах и профессиональных училищах и прочее. Также дополнительно для многодетных семей может предоставляться ежемесячная оплата коммунальных услуг; земельные участки; материнский (семейный) капитал.

Конечно, нельзя не отметить, что в Санкт-Петербурге существуют благотворительные фонды, а также проводятся различные социальные акции. Они создаются как при финансовой поддержке Правительства Санкт-Петербурга, так и с помощью привлечения спонсоров по  инициативе создателей фондов и акций. Из этих проектов можно выделить проекты телеканала «Пятый канал», «День добрых дел» и «День ангела».

Социальный проект «День добрых дел» создан пятым каналом при сотрудничестве с ведущими благотворительными фондами Российской Федерации, которые специализируются на оказании помощи в лечении различных заболеваний детей. Программа выходит по четвергам, в каждом выпуске команда канала рассказывает о нуждающемся в помощи ребенке. Каждый желающий может отправить СМС-сообщение с той суммой, которую он хочет пожертвовать. За последние восемьдесят семь выпусков проекта, было пожертвовано более 1,61 млн. рублей. Другой проект канала под названием «День ангела» занимается проблемой сиротства. Проект создан при поддержке Правительства Санкт-Петербурга и информационной поддержке Пятого канала. В данном проекте дети-сироты могут обрести семью. Потенциальные родители через СПб ГБУ «Центр помощи семье и детям» могут получить всю необходимую информацию и подать документы на усыновление. За время существования акции были усыновлены сто двадцать детей.

Как говорилось выше, социальные акции и проекты могут быть реализованы как при поддержке Правительства, так и с помощью привлечения спонсоров. И то и другое можно считать стейкхолдерским подходом. В зарубежных источниках стейкхолдеры – это заинтересованные стороны. Но в данном случае следует рассматривать стейкхолдеров как лиц или группу, способную оказать влияние на достижение поставленной цели. В случае социальных акций и проектов, Правительство, муниципальные власти, спонсоры и другие участники – являются внешними стейкхолдерами данных проектов. Однако стоит отметить, что данный подход используется не так активно, как, например, в странах Запада, особенно это касается социальной сферы.

Социальная деятельность, как правило, является некоммерческой, и в России не всегда полноценно оценивается степень зависимости социальной организации, акции или проекта от внешних стейкхолдеров. Если взять как пример благотворительные фонды и фонды социальной поддержки, то они имеют сильную зависимость от финансирования спонсоров и различных грантов. А также от контроля местных и федеральных властей.

В целом хочется отметить, что в России и в частности, в Санкт-Петербурге стейкхолдерский подход используется минимально. Внедрение, адаптация и модернизация успешных за рубежом подходов, а именно стейкхолдерский подход, может полноправно считаться инновацией на той территории или сфере, где он может быть успешно применен. Стейкхолдерский подход мог бы упростить многие бюрократические процедуры и взаимодействие между организаторами и исполнителями социальной деятельности.

Таким образом, применение инновационных подходов поддержки социально уязвимых слоев населения Санкт-Петербурга и внедрение социальных инноваций позволит создать более совершенную оптимизированную комплексную модель поддержки социально уязвимых слоев населения региона. Это позволит повысить качество социального обслуживания жителей города; внедрить и развить использование инноваций в управлении социальной защитой; оптимизировать расходы на социальную сферу города.

 

Список литературы

 

1.        Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О государственной программе Санкт- Петербурга «Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы (с изменениями на 25 августа 2016 года)»

2.        Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга - http://gov.spb.ru/ (Дата обращения 01.10.2017 г.)

3.        Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995№181

4.        Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» »

5.        Социальный кодекс Санкт-Петербурга (с изменениями на 10 мая 2016 года) (редакция, действующая с 1 июля 2016 года)

6.        Официальный сайт СПб ГБУ «Центр помощи семье и детям» - http://sirota-spb.ru/ (Дата обращения 05.02.2017 г.)

7.        «Пятый канал – официальный сайт телерадиокомпании» - http://www.5-tv.ru/ (Дата обращения 07.02.2017 г.)