Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
04 июня 2017г.

Появление новых идей, и тем самым, возможно, новых предложений  в виде услуг и товаров повышает конкурентоспособность экономики, открывая новые возможности и перспективы страны завоевать часть рынка и тем самым стабилизировать экономику страны. Но влияние инновационного прогресса не ограничивается внешнеэкономическими отношениями. Немаловажным является и ситуация внутри страны. Однако, очевидно, что внутренняя среда страны тесно связана с внешней, и любое более- менее крупное открытие имеет все шансы выйти за пределы страны. Будь то научное открытие, создание новых технологий, открытие новых методов организации и управления. Это не в последнюю очередь касается социальной сферы внутри страны. Инновации могут качественно улучшить жизнь людей и общества. Здесь инновационный процесс может проходить в двух направлениях:

¾                  как процесс качественного изменения сферы (например, переход на качественно новый вид управления или организации в социальной сфере);

¾                  как новое изобретение, улучшающее качество жизни отдельно взятых категорий людей.

Успешное внедрение инноваций может значительно улучшить уровень качества в абсолютно разных областях. В социальной сфере, в таких областях как медицина, образование, культура, социальное обеспечение, пассажирский транспорт, связь. А также в других, таких как наука и техника, строительство, экономика и финансы, космос, экология, то есть практически везде. Успешная реализация инновации может дать прирост эффективности проводимых процессов внутри определенной области, дать улучшенный либо абсолютно новый продукт, требуемый обществом, удовлетворить потребность в благах, а также возможно повысить уровень жизни людей и общества в целом.

Для успешного управления инновациями правительство Российской Федерации утвердило государственную инновационную политику. Государственная инновационная политика – это определение органами государственной власти и субъектов РФ целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. Также хочется отметить, что это составная часть социально-экономической политики страны. В Российской Федерации имеется широкая законодательная база, затрагивающая инновации и инновационную деятельность. Основным законом является Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике". Этот закон служит для регулирования правовых и экономических отношений между субъектами научной инновационной деятельности, обеспечения условий формирования и реализации государственной инновационной политики. Закон обеспечивает защиту прав, интересов и имущества всех субъектов инновационной деятельности. [2]

Формирование инновационной политики состоит из инновационных прогнозов, инновационной стратегии, инновационных проектов и программ. Инновационные прогнозы – предвидения ключевых направлений производственного освоения научно-технических достижений в РФ на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды. Инновационная стратегия – выявление ключевых направлений создания и распространения базисных и улучшающих инноваций в Российской Федерации на среднесрочный и долгосрочный периоды. Инновационный проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание и распространение нового вида продукции или технологии с целью получения прибыли или иного полезного эффекта. Инновационная программа – комплекс инновационных проектов и мероприятий, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции или технологий. [4]

Для того чтобы развивать инновации в России и стимулировать уровень инновационного роста, Правительством было дано распоряжение от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.» [3], в данном распоряжении указаны основные цели государственной инновационной политики, главные направления и средства, с помощью которых оно должна быть реализована. Так же в нем рассмотрено развитие взаимоотношений внутри инновационной деятельности, непосредственно между ее участниками, а также внимание уделяется развитию науки внутри страны и ее активное финансирование со стороны государства. Если говорить о цели стратегии, то она состоит в том, чтобы к окончанию запланированного срока, а именно к 2020 году перевести российскую экономику на инновационный путь развития. А именно, стабилизировать экономику, улучшить социальные условия внутри общества, повысить качество жизни людей, а также поднять международный авторитет, заняв устойчивое место на международном рынке. Этот переход обусловлен повышением таких показателей как: увеличение количества промышленных предприятий, деятельность которых связана с новыми технологиями; повышение доли экспорта высокотехнологичной продукции и, впоследствии, рост доли на мировом рынке в области инноваций; увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции; повышение уровня финансирования на НИОКР; повышение уровня образования до критериев, отвечающих современной науке.

Для осуществления стратегии можно выделить три основных направления. Первое направление — это повышение квалификационного уровня непосредственных участников инновационной деятельности и подготовка к адаптации перед инновационными изменениями. Необходимо создать благоприятные условия для развития кадрового потенциала. Это можно сделать двумя способами. Первый способ — это стимулировать приток специалистов из-за рубежа, путем упрощения миграционного режима на законодательном уровне. Второй способ, производить улучшение внутри государства, который заключается в стимулировании интеллектуальной деятельности. Это должно начинаться с развития сферы образования в стране в целом, и заканчивая созданием государственных мероприятий, направленных на предоставление льгот для научно-исследовательских предприятий, изобретателей и ученых. Первый и второй способы повышения уровня кадрового потенциала могут быть успешно использованы как вместе, так и по отдельности.

Второе направление стратегии состоит в инноватизации бизнеса. Это можно сделать, путем внесения инновационных изменений в сами технологические процессы, что позволит произвести новейшие продукты, обладающие высокой конкурентоспособностью. Важным условием стратегии также является активное содействие в помощи выхода российского бизнеса на внешние рынки. Для этого в стратегии предусмотрено значительное расширение функций внешнеэкономической поддержки.

Третье направление стратегии - это инноватизация государственного сектора. Суть заключается в том, чтобы государство могло создать благоприятные условия для ведения инновационной деятельности. Это делается путем упрощения и сглаживания законодательства, устранения существующих ограничений административного характера. [4]

По плану, стратегия разделена на два этапа. Первый этап длится три года (2011-2013). Он был направлен на подготовку к инновационным изменениям бизнеса и экономической сферы в целом. Второй этап по плану должен продлиться семь лет (2014-2020) и быть направлен непосредственно, на инновационные изменения экономики, образования, науки и инфраструктуры, а также на значительное финансирование инноваций в этих сферах.

Результаты первого этапа реализации стратегии инновационного развития были рассмотрены 19 декабря 2014 года на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России. На нем были озвучены результаты первого этапа. Существенное развитие получили информационные технологии, на федеральном уровне был внедрен ряд инновационных для страны систем таких как («ГЛОНАСС»). Однако сфера бизнеса показала низкие результаты и пока отстает в инновационном развитии. При этом усилились взаимоотношения с международными партнерами. Но в целом первый этап не был выполнен так, как планировался. Этому свидетельствует и отсутствие роста показателя изобретательской активности. На данный момент инновационный прогресс идет в основном за счет международного сотрудничества, а не за счет собственных возможностей и потенциала. Для того, чтобы устранить дисбаланс в инновационном развитии регионов и отраслей, необходимо «актуализировать» стратегию с учетом изменившийся экономической ситуации. Однако за время первого этапа удалось создать полноценную структуру поддержки инноваций. Поддержкой инновационных проектов наряду с инновационным центром «Сколково», занимается целый ряд организаций. Ежегодно в стране проходят такие выставки и форумы, посвященные инновациям, как, например, Петербургский Международный Инновационный Форум «Открытые инновации» и многие другие. [4]

По мнению экспертов, Россия только сделала первые шаги к инноватизации, однако при дальнейшем успешном выполнении инновационной стратегии, можно будет ожидать масштабные качественные изменения в различных сферах страны, в том числе и социальной. А именно, успешная инноватизация неизбежно приведет к стабильному экономическому росту, что в свою очередь повлечет за собой повышение уровня жизни и социального благополучия. Социальные инновации будут способствовать повышению комфортности отдельных нуждающихся категорий людей, снижению безработицы, повышению уровня образования, здравоохранения, что также существенно снизит социальную напряженность.

Таким образом, для реализации стратегии инновационного развития, правительство должно использовать все возможности. По максимуму развивать и использовать внутренние силы страны и не менее активно прибегать к внешним источникам. Сейчас очень важно достигнуть ожидаемых в стратегии результатов и наращивать их в дальнейшем. Необходимо ликвидировать все возможные барьеры и начать использовать абсолютно новые методы развития. Усиление роли бизнеса в инновационном процессе, развитая наука и инновационная инфраструктура, стабильное финансирование, модернизированное законодательство, повышение активности инноваций в регионах страны и активное участие России в мировом инновационном процессе – позволят повысить международный уровень страны, стабилизировать экономику, а также повысить уровень жизни граждан.

 

Список литературы

 

1.                   «Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2015 год», Иллюстрированное информационное издание, Официальный сайта Министерства Финансов РФ, [Электронный ресурс], http://minfin.ru (дата обращения 26.03.17)

2.                   Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»

3.                   Федеральный закон Российской Федерации от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

4.                   Официальный сайт Правительства РФ [Электронный ресурс] http://government.ru/ (дата обращения 02.04.17)