Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ МЕДИАЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА РОССИИ XXI ВЕКА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 апреля 2016г.

Анализ медиарынка печатных СМИ в 2014 г. показал , что он находится в крайне сложной ситуации [3], причинами возникновения которой является не только наличие валютно-финансового кризиса в стране, но и меры государственного регулирования данного рынка.

Серьезными факторами снижения деловой активности организаций печатных СМИ по мнению ведущих отраслевых экспертов явились направленные действия по сокращению числа газетных киосков и рекламного рынка во всех регионах страны.

За 12 предыдущих лет число киосков, например, в результате законодательных действий правительства и введения запретов, сократилось число газетных киосков на 31,5%, а общее сокращение рекламы составило 60%.

С другой стороны не только запреты на рекламу, но и меры поддержки рынка печатных СМИ в форме дотаций на доставку подписных изданий по данным ФГУП «Почта России» снизили подписные тиражи газет и журналов в начале 2014г. на 20,2% , а в первом полугодии 2015 г. – на 22% [5].

В отдельных регионах России падение тиражей газет и журналов достигло 100%.

Существенное снижение тиражей в 2014г.  по данным WAN-IFRA  и полиграфистов России также связано с тем, что изменилось соотношение аудитории традиционных газет и цифровых версий в сторону виртуальных СМИ, так как печатные технологии являются импортнозависимыми не только по сырью и материалам, но и по оборудованию.

Ситуация на рынке для производителей этой продукции складывается не однозначно. Она осложняется тем, что в настоящее время нет полной картины о состоянии и перспективам развития печатного медиарынка. Особенно не ясно состояние рынка подписных печатных изданий, который полностью зависит от платежеспособного спроса, который уменьшается с ростом курса иностранной валюты, ростом затрат на производство и сбыт медиапродуктов.

Издателям, ориентированных только на продажи изданий, для снижения затрат придется уменьшить формат, снизить периодичность выпуска, уменьшить полосы в газетах, расходы на оплату труда за счет увольнения работников организаций. Но, в конце концов, путь у них остается один – уход с рынка, или переход на интернет - технологии.

Издатели, выпускающие деловую литературу менее подвержены кризису, так как любой спад экономики вызывает повышенный интерес к ней, но повышение стоимости издержек производства согласно экономической теории существенно сократит предложение и вызовет повышение цен медиапродукции, следовательно, и уменьшит платежеспособный спрос на нее.

Единственным способом, который в современных условиях развития экономики России может изменить эту ситуацию является диверсификация продукции, производства, улучшения качества продукции , инновации в сфере производства и распространения продукции [2].

Однако, в условиях России обновление ассортимента всего объема периодических изданий в 2013-2014г.г. не превысило 4%, тогда, как в мире это происходит регулярно в массовом масштабе. Например, на Сочинской международной конференции полиграфистов в 2014 г. в докладе директор инновационного центра журнальной продукции университета Миссисипи Самир Хусни (США) отметил, что за девять месяцев 2014 года в США вышло 580 новых печатных изданий, из которых 164 составили журналы.

Причем «выживших» в 2012-2013 годах новых изданий на рынке более года составили 85%, что является рекордной цифрой, поэтому современный издатель должен не только знать свою целевую аудиторию, но и уметь предсказывать ее потребности, в чем серьезно могут помочь использование цифровых технологий [4].

К такому же выводу пришли и французские издатели, которые с целью увеличения совокупного спроса на печатную продукцию в октябре –сентябре 2014г. за счет запуска новых проектов и появления 216 видов новых СМИ общей тематики увеличили количество спецвыпусков до 926 единиц [5].

Проведенные исследования компании «Synovate Comcon» показал, что людей для получения информации регулярно пользующихся 4-5видами медиа, в том числе ТВ, радио, печатными СМИ и Интернетом становится все меньше, так как они все больше используют один или два медиаканала.

Большим числом медиаканалов, как правило, пользуются представители с высоким доходом, а люди с низким доходом и доходом «ниже среднего» используют меньшее число медиаканалов. При этом каждый пятый среди потребителей по данным ВЦИОМ получает информацию из трех источников: ТВ, радио и Интернета, а каждый десятый ограничивается сочетанием ТВ и интернета, или только ТВ.

Причем, в 2014 году эти две группы резко выросли, обогнав ТВ 48% Радио 33% Интернет 11% Аудио, MP3 2% Книги 2% Газеты 2% Журналы 1% Видео, DVD 1% [6].

Для них более характерно такое сочетание каналов как «радио, журналы и Интернет» , «ТВ, радио, журналы и Интернет» и «ТВ, радио, журналы, газеты и Интернет». Для населения с материальным положением ниже среднего наиболее характерны сочетания «радио и газеты», «ТВ и газеты», «ТВ, журналы и газеты». При этом доля людей, для которых Интернет является единственным медиаканалом, в 1-м полугодии 2014 года составила всего 2,1 -2,6 %.

Анализ мирового издательского рынка показал, что ежедневно 2,5 млрд. людей читают газеты в традиционном виде и только 800 млн. людей в цифровом и традиционном формате одновременно и только 200 млн. людей предпочитают только цифровой формат. Устойчивый рост цифровых тиражей объясняется успешной мульти платформенной бизнес-стратегией и качеством журналистики [4].

Основные факторы, которые влияют на состояние рынка печатных медиапродуктов

Таблица 1

 

Негативные факторы

Позитивные факторы

Конкуренция со стороны Интернета «Общение» с

бумажной прессой более привычно и комфортно

«Общение» с бумажной прессой более привычно и

комфортно

Дальнейшее совершенствование электронных

носителе

Печатное издание все еще остается самым удобным

и эффективным рекламным носителем

Цена на печатные издания постоянно увеличивается,

а на электронные носители неуклонно снижается медиапотребления

 

Востребованность нишевых издательских проектов практически не зависит от цены

Быстро меняется сама модель медиапотребления

Медиапотребление меняется все же не столь быстро,

из-за консерватизма и лени, которая присуща большинству людей

 

Ежегодные доходы мирового рынка газет в традиционной форме приносит $160 млрд., а цифровой контент и размещение рекламы соответственно приносит $ 1,7 млрд., $ 8,5млрд.

Что касается российского печатного рынка, то он переживает также финансовые трудности, так как в течении 2013-2914г.г. существенно снизились доходы от рекламы, что составило 11% и от подписки, которые сократились на 20%.

В равной степени это относится к книжному рынку и рынку полиграфии России.

В настоящее время по существу не осталось сфер человеческой жизни, в которые не вторглись цифровые или IT-технологии. С учетом ускорения внедрения безбумажного документооборота и перевода персональных данных граждан России на цифровой контент, можно предположить, что произойдет с этой информацией через десять-пятнадцать лет, когда возникнут новые технологии и программы и будет невозможно прочитать нынешние документы и другую информацию. До сих пор нет способов надежного сохранения информации. Печатные СМИ, по-прежнему, лидируют, несмотря на происходящие изменения в информационно-коммуникационной сфере. Российский рынок периодической печати остается непрозрачным для инвесторов и рекламодателей и в отличии от других отраслей экономики не имеет какой-либо системной поддержки со стороны государства, как радио и телевидение, которые субсидируются государством, кроме определенных налоговых и таможенных льгот, государственную поддержку института подписки в форме субсидий ФГУП «Почта России», но она незначительна по сравнению с этими СМИ и с величиной поддержки в странах ЕС и Северной Америки. В связи с этим и экономической ситуацией в стране этим бизнесом заниматься становится бесперспективно в сферах малого и среднего бизнеса, так как идет сокращение высококвалифицированных работников и рабочих мест, что существенно скажется в дальнейшем на экономическом росте страны [2,3].

Современная концепция развития печатных СМИ и книгоиздания направлена на принятие комплексных мер государственной и социально-культурной поддержки, реализация которых укрепит экономическое здоровье рынка прессы, повысит вклад медиаорганизаций в ВВП и экономический рост.

 

Список литературы

1.     Басовский Л.Е. Экономика отрасли: Учебное пособие. – М.: ИНФРАМ, 2011. – 145 с.

2.     Мышленник Г.В. Роль государства в экономическом развитии современной России: наука и практика. – Уфа: сборник статей Международной научно-практической конференции «Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы», 2014. – 86-88 с. УДК 330,ISBN 978-5-906-763-10-5.

3.     Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков: учебник. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. –906 с.

4.       www.fapmc.ru  Российская  периодическая  печать.  Состояние,  тенденции  и  перспективы  развития.Отраслевой доклад.

5.     http:р//planetasmi.ru/blogi/filter/1/Дистрипресс.html, АРПП В докладе «Новые глянцевые журналы» на 59-м конгрессе

6.     http://wciom.ru/ВЦИОМ2ФОМ