Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБЗОР СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ КОРПОРАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

   От эффективности деятельности ведущих нефтегазовых компаний зависят государственные бюджеты стран, уровень экономики государства в целом. Инструментом достижения стратегических целей нефтегазовых компаний являются их корпоративные стратегии. На современном этапе развития экономики необходимо отметить важность экономической оценки эффективности корпоративных стратегий нефтегазовых компаний.

   Изучением подходов к оценке эффективности корпоративных стратегий занимались различные отечественные и зарубежные ученые. Основная проблема состоит в том, что не существует единого подхода для оценки эффективности корпоративных стратегий компаний, учитывающих особенности нефтегазового комплекса.

   Корпоративная стратегия холдинга представляет собой единую стратегию группы компаний, описывает связи между элементами системы – дочерних компаний, особенности, присущие системе, а не отдельным объектам – компаниям. Корпоративная стратегия – это то, что превращает корпорацию из набора различных видов бизнеса в единое целое.

   Для решения вопроса о целесообразности разработки комплексной методики определения экономической эффективности реализации корпоративной стратегии необходимо рассмотреть существующие научно- методические подходы: метод стоимостных оценок, финансовые мультипликаторы, оценку деловой активности предприятий, расчет коэффициента интеграции, оценку стоимости бизнеса, сбалансированную систему показателей.

   Целью применения метода стоимостных оценок является получение ответа на вопрос: приведет ли намечаемая перестройка структуры корпорации, расширение выпуска продукции, увеличение объема продаж, переход на новую продукцию, - к повышению эффективности корпоративной стратегии в долгосрочной перспективе? Аналогичный вопрос ставится и при рассмотрении альтернатив относительно использования акционерного и заемного капиталов.

   Стоимость корпорации определяется ее дисконтированными будущими денежными потоками, приростом этих денежных потоков с течением времени. В стоимостном анализе необходимо рассматривать общий денежный поток для акционеров и займодателей, которые инвестировали свой капитал в развитие и функционирование корпорации. Рентабельность этого общего капитала трудно разделить между этими двумя источниками.

  К показателям оценки экономической эффективности корпоративной стратегии, используемых в методе стоимостных оценок относятся: общая рентабельность инвестиций, экономическая прибыль от финансовой деятельности, общая сумма привлеченного финансового капитала.

   Основное внимание при оценке экономической эффективности корпоративной стратегии необходимо уделить тому, что экономическая прибыль по отдельным видам производства и финансовым вложениям должна достигать максимальных значений, то есть обеспечивать максимизацию прибыли в конкретном производстве при конкретных величинах финансовых вложений в них. Корпорация должна рационально распределять вложения и отдавать приоритет тем производствам, которые могут дать более высокий уровень экономической прибыли.

   Таким образом, стоимостной анализ перспективности различных производств и целесообразности вложений проводится для достижения более высокой экономической эффективности корпоративной стратегии и имеет целью определить:

- каким видом бизнеса целесообразнее всего заниматься;

- как наиболее правильно распределить ресурсы между видами производства, отделениями, фирмами, предприятиями;

- какие виды производства целесообразно расширить, так как они обеспечивают наиболее высокую эффективность корпоративной стратегии, а  какие нужно перепрофилировать или ликвидировать ввиду бесперспективности вложения в них финансовых средств;

- потребности в ресурсах (в том числе финансовых), необходимых для того, чтобы обеспечить повышение экономической эффективности предприятий.

   Количественная связь между доходом на акцию и эффективностью корпоративной стратегии работает, только если сравнивать доход на акцию с тем, что было до реализации корпоративной стратегии нефтегазовой компании. Поэтому осуществить такое сопоставление практически невозможно.

   Некоторые предприятия проводят оценку экономической эффективности корпоративной стратегии, используя следующие финансовые мультипликаторы: Доходность собственного капитала (return on equity, ROE); доходность совокупных активов (return on total assets, ROTA); доходность инвестированного капитала (return on capital employed, ROCE); доходность активов (return on assets, ROA); рентабельность продаж (return on sales); чистая рентабельность (net margin on sales); прибыль на одну акцию (earning per share, EPS); полная доходность акций, кратное балансовой стоимости MBR (market to balance ratio, MBR); экономическая добавленная стоимость (economic value added, EVA) и др.

  Рассмотрим плюсы и минусы данного подхода. Во-первых, показатель рентабельности активов имеет недостаток с точки зрения привлекательности для инвестора – он сопоставляет выгоды владельцев собственного капитала с активами, которые профинансированы всеми инвесторами (и собственниками и кредиторами).

   Показатель ROE является эффективным показателем, т.к. позволяет определить, насколько эффективно используется акционерный капитал, позволяя выявить проблемные зоны корпоративной стратегии.

   Показатель рентабельности вложенного капитала позволяет оценить эффективность использования собственных и заемных средств, в том числе учитывая налоговый щит, однако данный показатель не очень удобен при оценке эффективности корпоративных стратегий компаний из разных стран, так как может сильно варьироваться в зависимости от налоговой ставки на прибыль того или иного государства.

   Показатель EVA – это модифицированная экономическая прибыль, подчеркивающая особенности формирования капитала и прибыли для компаний с высокой долей НИОКР, арендованных активов, отложенных налоговых обязательств. Нефтегазовая отрасль имеет низкую долю НИОКР, в связи с этим отсутствует необходимость применение данного показателя для оценки эффективности корпоративных стратегий нефтегазовых компаний.

   Одним из самых распространенных показателей, используемых для оценки корпоративных стратегий, является деловая активность предприятия. Именно она характеризует экономическое состояние и развитие предприятия.

   Согласно Н.Е. Зимину и В.Н. Солоповой, деловая активность характеризуется показателями, отражающими  эффективность  использования средств производства, материальных, трудовых и  финансовых ресурсов. Признаком деловой активности является соотношение, которое называется «золотым правилом экономики предприятия»:



где ТВП– темп изменения валовой прибыли;

ТПВ – темп изменения выручки от продажи продукции; ТАК – темп изменения авансированного капитала.

Данное соотношение характеризует увеличивающийся потенциал компании. При этом объем выручки от продаж возрастает опережающими темпами, что свидетельствует об эффективном использовании ресурсов предприятия. Растет и прибыль, что говорит об относительном снижении издержек производства и обращения.

С точки зрения Е.А. Нацыпаевой, количественную оценку деловой активности предприятия необходимо проводить, используя систему лишь относительных показателей. Подобная система должна базироваться на принципах целенаправленности, полноты, релевантности, информационной открытости и результативности и включать набор показателей, необходимых для проведения комплексной количественной оценки деловой активности. Основой данной системы выступают показатели оборачиваемости: коэффициент оборачиваемости активов; коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности; коэффициент оборачиваемости счетов к получению; коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов и др.

Преимущества и недостатки оценки деловой активности предприятия представлены на Рисунке 1.

Рис.1. Преимущества и недостатки традиционной методики оценки деловой активности для анализа эффективности корпоративной стратегии

 

   Судить об эффективности корпоративной стратегии развития нефтегазовой компании также позволяет коэффициент интеграции, показывающий соотношение добычи нефти к переработке. Если перерабатывающие активы компании полностью покрывают объемы добываемой нефти, коэффициент интеграции равен 1.

   Для большинства развивающихся экономических систем стоимость компании пока не является общепризнанным показателем эффективности корпоративной стратегии. Однако в настоящее время стоимость компании становится все более важным фактором развития, так как имеет позитивное значение для всех игроков на рынке. Существует три принципиально различных подхода к оценке эффективности корпоративной стратегии методом оценки стоимости предприятия: доходный, затратный (имущественный) и сравнительный (рыночный).

   Доходный подход применим для оценки корпоративной стратегии нефтегазовых компаний в случае, когда можно составить достоверный прогноз доходов и расходов, обоснованно оценить ожидания инвестора по требуемой ставке доходности, исходя из уровня риска вложения капитала в объект. Чтобы доходный подход был уместен, стоимость компании должна формироваться от положительного денежного потока. Доходный подход обоснованно является самым применимым подходом. Это связано с разумностью теоретических умозаключений и универсальностью метода.

   Доходный подход не дает точных значений, только если компания не генерирует выручку. При этом применяется затратный подход. В остальных случаях доходный подход используется с учетом того, что прогнозируемые данные разрабатываются с особой тщательностью.

   Затратный подход к оценке эффективности корпоративной стратегии нефтегазовых компаний применяется в условиях отсутствия или неразвитости рынка, а также определения ликвидационной стоимости. Этот метод не подходит для рентабельных нефтегазовых корпораций, так как методология подхода не отражает денежные потоки, генерируемые компанией. Положительные стороны подхода в том, что он точно определяет стоимость объекта, без применения допущений и прогнозирования, как это происходит в доходном подходе. Отрицательная сторона затратного подхода состоит в его узкой направленности. Любая рентабельная нефтегазовая компания, оцененная этим подходом, будет существенно занижена в стоимости.

   Сравнительный подход широко применим на Западе, так как там легко найти необходимую финансовую информацию. В странах СНГ и Ближнего зарубежья данный метод применять крайне затруднительно. Положительная сторона подхода в его объективности. Правильно оцененная нефтегазовая компания отражает наиболее вероятную стоимость бизнеса, аналогичный бизнес уже был оценен рынком и продан в недавнем прошлом по определенной цене. Это заметный  плюс  при оценке эффективности корпоративных стратегий. Сравнительный подход наиболее уместен для оценки корпоративных стратегий нефтегазовых компаний, по которым имеется достоверная информация о недавних сделках купли-продажи и имеются объективные инструменты выявления различий между оцениваемой нефтегазовой компанией и сопоставимыми объектами, а также расчета поправок к базовой цене аналога.

   В последние годы большое внимание уделяется сбалансированной системе показателей (ССП) как инструмента, используемого в области стратегического управления.

   Сбалансированная система показателей эффективности представляет собой универсальный интегрированный инструмент реализации корпоративной стратегии предприятия, которая может быть охарактеризована как совокупность параметров, всеобъемлюще характеризующих деятельность предприятия. Эта концепция была разработана в начале 1990-х годов американскими учеными Р. Капланом и Д. Нортоном и получила дальнейшее развитие в трудах других зарубежных и российских ученых-экономистов.

   По существу, сбалансированная система показателей становится единым стержнем, объединяющим жизненно важные операции компании. Такая интеграция позволяет корпоративным пользователям применять сбалансированные системы показателей для управления все сокращающимися производственными циклами и сохранять конкурентоспособность компании на высоком уровне.

   При проведении исследования ССП Яковлев, Хомич и Антончев выявили сильные и слабые стороны ее внедрения (Рисунок 2).

Рис.2. Преимущества и недостатки системы сбалансированных показателей эффективности

 

   Таким образом, у всех рассмотренных подходов имеются свои плюсы и минусы, тем не менее, можно сделать вывод, что наиболее перспективным методом для оценки эффективности корпоративной стратегии нефтегазовых компаний является система сбалансированных показателей.

   Поэтому с целью разработки единого механизма оценки экономической эффективности корпоративной стратегии нефтегазовой компании, который отражал бы специфику отрасли, был бы понятен как для среднестатистического сотрудника, так и для высшего руководства, и объединял бы преимущества всех имеющихся методик наши дальнейшие исследования будет связаны с ССП.

 

Список литературы

1.     Ендовицкий Д.А. Анализ инвестиционной привлекательности организации: научное издание / Д. А. Ендовицкий, В.А. Бабушкин, Н.А. Батурина, и др. – Под ред. Д.А. Ендовицкого. – М.: КНОРУС. – 2010. – 376 с.

2.     Нацыпаева Е.А. Количественные показатели оценки деловой активности предприятия / Е.А. Нацыпаева // Вестник СГСЭУ. – №2. – 2012. – С. 68-72.

3.     Островенко Т.К. Методологические аспекты анализа показателей деловой активности в современной экономике / Т.К. Островенко, Г.Д. Гребнев // Вестник ОГУ. – №13 (149). – 2012. – С. 267-272.

4.     Ряховский Д.И. Современные инструменты реализации антикризисных  стратегий предприятий / Д.И. Ряховский, Н.Г. Акулова // Проблемы современной экономики. – 2014. - №1 (49). – С. 90.

5.     Сембиева Л. Деловая активность как фактор изменения состояния конкурентоспособности компании на фондовом рынке / Л. Сембиева, Н. Ибрагимова // Экономика и статистика. – №3. – 2013. – С.82-85.

6.     Столярова Е. В. Вертикальная интеграция компании и теоретические подходы к ее объяснению / Е.В. Столярова // Журнал международного права и международных отношений. – №1. – 2007. – С. 20-25.

7.     Тимофеева А.А. Выявление оптимального метода оценки стоимости нефтегазовой компании в современных условиях развития экономики России / А.А. Тимофеева, И.В. Буренина // Нефтегазовое дело. – №1. – 2007. // Режим доступа: http://ogbus.ru/authors/Timofeeva/Timofeeva_1.pdf

8.     Хиггинс С. Роберт Финансовый анализ: инструменты для принятия бизнес-решений / Хиггинс С. Роберт. – М.: ООО «И.Д. Вильямс». – 2007. – С. 90-92.

9.     Хомич В.Н. Система сбалансированных показателей:  преимущества и недостатки / В.Н. Хомич, А.С. Антончев / Вестник ТГУ. – №300. 2007. – С.80-81.

10. Яковлев В.Ю. Преимущества и недостатки применения сбалансированной системы показателей в условиях российского бизнеса / В.Ю. Яковлев // Российское предпринимательство. – №2 Вып. 1 (105). – 2008. – С. 78-81.

11. Richard A. Brealey Principles of corporate finance / Richard A. Brealey, Stewart C. Myers, Franklin Allen. – McGraw-Hill. – 2010. – С. 446.