Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЬНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ СОКРАЩЕНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
23 марта 2017г.

Кризис в России, который обострился в 2014 году, связан со многими факторами, такими как падение цены на энергоресурсы, экономические санкции со стороны стран Запада, падение курса рубля. Это привело к уменьшению реальных доходов и покупательской способности населения. Население старается тратить как можно меньше денег. На рисунке 1 и 2 представлена динамики падения объемов производства за 2012 – 2016 гг., доходы населения, численность безработных граждан.

Основные причины безработицы в Республике Башкортостан: снижение численности населения в трудоспособном возрасте; низкая заработная плата; профессиональные несоответствия на рынке труда; молодежь не желает обучаться многим рабочим профессиям, а получают высшее образование.




Эти причины приводят к миграции населения в другие регионы с целью трудоустройства. Миграцию рассматривают как один из важнейших регуляторов численности трудоспособного населения, который стимулирует конкуренцию на рынке рабочей силы. Также миграция является своеобразным катализатором перераспределения трудовых ресурсов в зависимости от уровня их квалификации.

На рисунке 3 и 4 представлены межрегиональная миграция и динамика миграционных процессов населения. Как показал анализ, большая часть населения выезжает из таких городов РБ как Стерлитамак, Салават, Октябрьский, Нефтекамск. Численность эмигрантов по данным этих городов с каждым годом возрастает.


Анализ прогноза Министерства экономического развития Республики Башкортостан показывает, что будут развиваться машиностроение и здравоохранение в 2017. Следовательно, в 2017 гг. востребованы будут рабочие профессии (монтажники, токари, каменщики, тракторист, медицинские работники, слесари, пекари, сварщики, маляры и другие).

На основании исследований авторы предлагают использовать модульную форму обучения с целью сокращения численности мигрантов между регионами. Модульное обучение предлагается проводить по профессиям, которые востребованы на рынке труда РБ в настоящее время и в перспективе.




Модуль – это отдельная, самостоятельная часть какой – либо системы. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения материала, определенные навыки и умения. Модули имеют разнообразные средства обучения. Они обеспечивают активное участие учащихся, которые усваивают информацию в действии, и активной работе с учебным материалом. Модульное обучение позволяет создать программу обучения из отдельных тематических разделов, для того, чтобы добиться необходимого результата. Тематических модулей может быть любое количество, все будет зависеть от того, сколько времени понадобиться гражданину, чтобы освоить знания и навыки по материалу. Модульное обучение предполагает возможность выбора образовательной траектории: освоение целостной программы, представленной различными модулями либо освоение отдельных модулей, которые необходимы для потенциальной работы. Возможен выбор форм проведения занятий и выбор формы итоговой аттестации. Такое обучение позволит в дальнейшем мигрантам реализовать свой бизнес в той сфере, в которой они обучались. После обучения мигрантам предполагается оказывать государственную помощь для открытия своего малого или среднего бизнеса.

Программа модульного обучения мигрантов состоит из нескольких этапов:

1)   оценивается уровень знаний мигрантов с помощью тестирования. На данном этапе проверяются знания для того, чтобы выявить какие модули необходимо изучать;

2)   проводится теоретическое обучение по выявленным, выбранным модулям;

3)      мигранты проходят практическое обучение в организациях малого и среднего бизнеса для того, чтобы изучить практическую сторону того или иного вида деятельности;

4)   мигранты сдают экзамен и им выдается документ о прохождении обучения (рисунок 5).


Эля эффективного обучения мигрантов формируется группа мигрантов в зависимости от того, каким модулям они будут обучаться. Обучение может проходить как в группах, так и индивидуально. Также определяются сроки обучения и стоимость обучения в рамках программы региональной поддержки, то есть предоставляются мигрантам безвозмездные или безвозвратные субсидии. После определения сроков и стоимости обучения, определяются учебные заведения, где будет проходить профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование мигрантов.

Внедрение модульной формы обучения мигрантов позволяет сократить межрегиональные потоки, уменьшить количество безработных граждан, уменьшить предложение со стороны работодателей и повысить эффективность функционирования малого и среднего бизнеса. В конечном итоге приведет к увеличению доходной части бюджетов различных уровней, созданию рабочих мест в малом и среднем бизнесе, преодолению кризиса в экономике региона.

 

Список литературы

 

1. Мавлютовские чтения: Материалы IX Всероссийской молодежной научной конференции: В 3 т. Т. 2/ Уфимск. Гос. Авиац. Ун-т, 2015. – 1644с., Сидорова С. А. «Разработка механизма модульного профессионального обучения рабочим профессиям безработных граждан в Республике Башкортостан» - с. 921.

2. Управление экономикой: метод, модели, технологии: материал  XV Международной научной конференции. В 2 т. Т. 2/ Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т, 2015. -243с., Сергеева Л.А., Сидорова С. А. «Система организации обучения кадров для субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Башкортостан» - с.232.

3. Официальные сайты: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst.htm, http://bashstat.gks.ru/,    http://www.bashzan.ru/posts/27052