Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ- УЧАСТНИКОВ СЕТЕВОГО УНИВЕРСИТЕТА БРИКС

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 апреля 2016г.

Аннотация

В условиях глобализации образовательного процесса в развитие сетевых форм обучения на основе современных информационных технологий создается Сетевой университет стран-участниц БРИКС (СУ БРИКС). В статье анализируются показатели эффективности деятельности российских вузов – участников этого сетевого университета.

Ключевые слова: образовательная, научно-исследовательская, международная, финансово-экономическая деятельность образовательных организаций.

Abstract

In the context of globalization of the educational process in the development of network forms of education based on modern information technology a Network University of the member states of BRICS is created. The article analyzes the performance indicators of Russian universities - members of the Network University.

Keywords: education, research, international, financial and economic activities of educational institutions.

Сетевое обучение (networked learning,) - относительно новая парадигма учебной деятельности, базирующаяся на идее массового сотрудничества, идеологии открытых образовательных ресурсов, в сочетании с сетевой организацией взаимодействия участников.

Образовательная сеть - это объединение образовательных учреждений, групп и индивидов, действующих скоординировано на продолжительной основе по достижению согласованных целей. И основная идея такой сети - это конкурентное сотрудничество.

Одной из задач по модернизации системы образования является формирование образовательных сетей, разработка и внедрение сетевых программ и проектов для обеспечения доступности и выбора качественного образования на основе развития современных информационно-коммуникационных технологий и совершенствования сетевого взаимодействия образовательных учреждений.

В развитие этого направления образовательной деятельности создается Сетевой университет БРИКС (СУ БРИКС), который представляет собой объединение образовательных организаций высшего образования стран БРИКС, осуществляющих сотрудничество и присоединившихся к СУ БРИКС.

СУ БРИКС является образовательным проектом, направленным на разработку преимущественно двусторонних/многосторонних краткосрочных совместных образовательных программ, магистерских и аспирантских программ обучения, а также совместных научно-исследовательских проектов в различных сферах в соответствии с общими стандартами и критериями качества, при условии соответствия результатов обучения участников СУ БРИКС государственным стандартам.

В Российской Федерации утвержден перечень образовательных организаций высшего образования – участников Сетевого университета БРИКС, в который включены 12 вузов.

В связи с этим представляет интерес исследование общего потенциала конкурентоспособности российских вузов, участников Сетевого университета БРИКС, по некоторым показателям эффективности деятельности образовательных организаций, представленным в результатах мониторинга деятельности российских вузов за 2015 год.

Рассматриваются показатели по следующим направлениям: образовательная, научно-исследовательская, международная, финансово-экономическая деятельность, уровень заработной платы профессорско- преподавательского состава (ППС) и трудоустройство выпускников.

Ограничительным условием нашего исследования является то, что по этим направлениям происходит сравнение показателей с пороговым их значением, различающимся по регионам. Поэтому рассмотрим выборку из 7 московских вузов, пороговое значение показателей которых является одинаковым.

Образовательная деятельность оценивалась как отношение суммы средних баллов ЕГЭ студентов, принятых на обучение по очной форме обучения по результатам ЕГЭ и дополнительных испытаний по всем направлениям и специальностям, умноженных на численность таких студентов, обучающихся по соответствующим направлениям и специальностям программ бакалавриата и специалитета к суммарной численности таких студентов.

Пороговое значение показателя по образовательной деятельности для Москвы составляет 64 балла. На графике видим, что по четырем вузам этот порог значительно превышен, наивысший показатель демонстрирует МФТИ, составляющий 93 балла, наименьший показатель - у МЭИ, который ниже порогового на 2 балла (Рисунок 1).



Научно-исследовательская деятельность оценивалась объемом средств, полученных от научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работника (Рисунок 2).

Здесь наивысшие результаты также показывает МФТИ в сумме 1703 тыс. руб. и приближающийся к нему МИСиС в сумме 1650 тыс. руб. на одного НПР. К пороговому значению 136 тыс. руб. приближаются МГИМО с показателем 124 тыс. руб. и РУДН с суммой в 176 тыс. руб. на одного НПР.


Международная деятельность образовательных организаций оценивалась по удельному весу (в процентах) численности иностранных студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в общей численности студентов (по приведенному контингенту) (Рисунок 3).



Значительное превышение порогового значения 4% демонстрирует РУДН с показателем 32 %, что естественно в связи с его образовательной направленностью. Высокие результаты у МГИМО и МИСиС, составляющие соответственно 12% и 16%, несколько превышают пороговое значение МГУ, МФТИ и ВШЭ.

Финансово-экономическая деятельность организаций рассматривалась как отношение объема средств учреждения, полученных из бюджетных и внебюджетных источников, без учета собственных средств, к численности НПР, то есть доходы из всех источников в расчете на одного НПР (Рисунок 4)

Наибольшие доходы получают МИСиС и ВШЭ, превышая пороговое значение 2140 тыс. руб. на одного НПР в 2,8 раза, высокие доходы показывают МФТИ и РУДН 4637 тыс. руб. и 3723 тыс. руб. соответственно, к пороговому значению приближаются МГИМО и МЭИ, наименьшие доходы 2244 тыс. руб. получает МГУ.



Заработная плата профессорско-преподавательского состава учитывалась как отношение фонда начисленной заработной платы работников ППС, включая совместителей, к среднесписочной численности таких работников, деленное на 12 месяцев, к средней заработной плате по экономике региона (Рисунок 5).


Как видно из графика, не достигает пороговых значений в 125% заработная плата преподавателей МФТИ и МЭИ, заработная плата профессорско-преподавательского состава ВШЭ на 75 % превосходит среднюю по региону. В пределах пороговых значений оплачивается труд ППС в МГИМО, МГУ, на 16% превышает порог зарплата преподавателей РУДН.

Показателем трудоустройства был принят удельный вес выпускников, определяемый как отношение численности трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, выпускников образовательной организации высшего образования, к общей численности выпускников, обучавшихся по основным образовательным программам, выраженное в процентах. (Рисунок 6).



Стопроцентное трудоустройство выпускников демонстрирует МФТИ, превышает пороговое значение в 75% трудоустройство выпускников МИСиС и ВШЭ, составляющее 90 и 85 процентов соответственно, трудоустроившиеся выпускники МЭИ и РУДН составляют 80%, трудоустройство выпускников МГИМО и МГУ показывает пороговое значение.

С развитием процессов глобализации интернационализация образования и развитие международного межвузовского сотрудничества позволяет организовывать совместные исследовательские проекты, обменные программы для студентов и преподавателей, специальные программы для иностранных студентов для повышения качества образования и исследований за счет участия студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями.

Численность обучающихся по очной форме обучения и общее число образовательных программ высшего образования, реализуемых совместно с зарубежными вузами и ведущих к получению двух дипломов, представлены диаграммой (Рисунок 7).


Наибольшее количество студентов, обучающихся совместно с зарубежными вузами для получения двух дипломов, получают образование в ВШЭ и СПГУ в то время, как наибольшее число образовательных программ для получения двойных дипломов реализуется в РУДН.

Суммарные данные по финансово-экономической деятельности всех российских вузов - участников СУ БРИКС представим графически круговыми диаграммами.


Основную часть доходов вузы получают, выполняя свою основную функцию, то есть от образовательной деятельности, доля доходов от научно-исследовательской работы и опытно-конструкторских работ составляет 22,4 % общих суммарных доходов всех российских участников СУ БРИКС (Рисунок 11).

По результатам анализа показателей эффективности образовательных организаций-участников СУ БРИКС можно сделать такие выводы.

Все российские вузы, включенные в перечень участников Сетевого университета БРИКС, обладают хорошим потенциалом для сетевого взаимодействия в рамках создаваемого инновационного образовательного учреждения международного уровня.

По образовательной, научно-исследовательской, международной, финансово-экономической деятельности, уровню заработной платы профессорско-преподавательского состава и показателю трудоустройства выпускников эти вузы превосходят пороговые значения показателей, установленные для региона.

Интересный результат демонстрирует вуз, уровень заработной платы ППС в котором ниже порогового значения на 20 процентов. При этом он обладает самым высоким уровнем образовательной, научно- исследовательской деятельности и стопроцентным показателем трудоустройства выпускников. И этот результат показывает Московский физико-технический институт (государственный университет).

 

Список литературы

1.     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2016 года № 99 «Об утверждении перечня образовательных организаций высшего образования – участников Сетевого университета БРИКС».

2.     Корнели, Д. Данофф, Ч. Парагогика: синергия самостоятельной и организованной учебной деятельности, 2011, Пер. И. Травкина.

3.     Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку / под ред. Адамского А.И. – М.: Эврика, 2006.

4.     Меморандум о взаимопонимании о создании Сетевого университета БРИКС от 18 ноября 2015 года.

5.     Информационно-аналитические  материалы  по  результатам  проведения  мониторинга  эффективности образовательных организаций высшего образования http://indicators.miccedu.ru/monitoring/.

6.     Методика расчета  показателей мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования 2015 года http://indicators.miccedu.ru/monitoring/.