Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ ВЛИЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 апреля 2016г.

Экономические санкции, введенные США и европейскими странами против России достаточно объемно вошли в современную экономическую и социальную жизнь нашей страны. Со стороны экспертного сообщества, бизнеса, органов власти предпринимаются активные попытки провести детальное изучение механизма воздействия санкций на все стороны жизни, отрасли, предприятия. Объем исследовательских работ этого направления неуклонно увеличивается, несмотря на относительно небольшой (с 2014 г.) период действия санкций. При этом разрабатываются меры по скорейшей адаптации экономики России к работе в новых экономических условиях, российские регионы при значительных различиях в значениях социально-экономических показателей демонстрируют способность приспособиться к новым реалиям [1,6,8].

Особое значение в методологии изучения процессов адаптации экономики к развитию в условиях санкций занимают вопросы безопасности, как касательно ее составляющих, так и методик оценки уровней безопасности [4,5]. Спад в экономике отразился на всех отраслях, среди которых непросто провести ранжирование по их важности и значению для общества. Но все чаще и обоснованно, по нашему мнению, ученые и практики обращают внимание на продовольственную обеспеченность и доступность продуктов для населения. От решения этих вопросов зависит степень напряженности в обществе, что в немалой степени способствует стабилизации и сохранению общественно-политического уклада государства [7,9].

В проведенных исследованиях отмечалось негативное влияние многочисленных политических, экономических реформ в России, социальных преобразований [1,5]. В сельском хозяйстве и агропромышленном комплексе в результате  реформ  осталось фактически  отсталое производство  с экстенсивными технологиями, уменьшение площадей пашни и снижение поголовья скота, деградация технического парка, изношенные основные фонды, а также низкая производительность труда. Мировой экономический кризис, экономические санкции, девальвация национальной валюты и попытки активизировать развитие собственного сельскохозяйственного производства привели пока к значительному росту цен, инфляции, сокращению ассортимента.

Рост цен стал визитной карточной импортозамещения в сельском хозяйстве. Потребительские цены на продовольствие в январе-сентябре 2015 г. по сравнению с январем-сентябрем 2014 г. выросли на 21,5 %, в том числе на плодоовощную продукцию – 31,6 %, мясо и мясопродукты – на 17,7 %, молоко и молокопродукты – на 14,4 %. Отмечен существенный рост цен на не зависимые от импорта товары – на крупы и бобовые – на 46,1 %, сахар-песок – на 44 %. Доля затрат на питание в потребительских расходах населения выросла с 27,7% в 2013 г. до 29,8 %, при этом почти 14 % населения России (более 20 млн. человек) имеют доходы ниже прожиточного минимума.

Можно заключить, что ситуация в сфере обеспечения продовольствием отражается пока ростом цен на практически все основные продукты питания, причем это рост имеет две составляющие – фиксируемый в цифровом виде, и скрытый – в виде снижения уровня доходов населения и повышения планки доступности, что не дает оснований для положительных оценок уровня безопасности [4,7,8].

Политика импортозамещения в сфере обеспечения продовольствием, по различным оценкам, не оказала серьезного положительного влияния на отечественных производителей агропромышленного комплекса [11]. Проблемы в отечественном сельском хозяйстве накапливались на протяжении нескольких десятков лет, что не позволяет форсировать необходимые этапы для наращивания объемов производства. Точки роста есть, но сегодня потребуется время, инвестиционные вложения, чтобы эти точки роста стали катализаторами становления мощного агропромышленного комплекса, соответствующего мировым стандартам. Тем не менее, по отдельным видам товаров, включенных в список продуктового эмбарго, отмечен рост производства. В январе-августе 2015 г. по сравнению с январем-августом 2014 г. собственное производство мяса крупного рогатого скота увеличилось на 9 %, мяса и субпродуктов пищевых домашней птицы – на 10,6 %, производство свинины – на 13,5 %. На рынке молочных продуктов собственное производство молочной продукции в январе-августе 2015 г. выросло на 2,7% и производство сыра - на 25,1 %, сливочного масла – на 6,2 % по сравнению с соответствующим периодом 2014 года [2,5].

С момента введения ответных мер России на санкции импорт продовольствия снизился практически вдвое. В 2014 году импорт продовольствия составил 41 млрд. долларов США к концу 2015 года он снизился до 25 млрд. долларов США. Оценки специалистов ситуации на рынке продовольствия, и, соответственно, - косвенные оценки уровня продовольственной и экономической безопасности, колеблются в достаточно широком диапазоне. Однако, говорить о серьезных прорывных успехах в развитии отечественного сельского хозяйства следует осторожно. Нельзя забывать и о временном лаге (в среднем от 2-х до 5-ти лет) вывода новых предприятий на плановый производственный уровень. По основным показателям продовольственной безопасности: объем производства продуктов сельского хозяйства; покупательную способность  населения; доля расходов населения на  покупку продовольственных товаров в среднедушевом денежном доходе, наблюдается их снижение, что косвенно характеризует понижательную тенденцию уровня продовольственной и экономической безопасности [5,8].

Высокая зависимость российской экономики от импорта, ужесточение монетарной политики США, экономические антироссийские санкции понизили уровень доходов населения, затормозили развитие агропромышленного комплекса России [3,10,11]. Дополнительными факторами, негативно влияющими на состояние экономической безопасности становятся центростремительные тенденции социально-экономического развития регионов, значительная дифференциация показателей развития [1]. В связи с этим, необходимость разработки корректирующих действий по активизации процесса импортозамещения в сельском хозяйстве остается актуальной. Санкционное давление в ближайшее время вряд ли ослабнет, что потребует решений в агропромышленной сфере, касающихся как финансовой поддержки села, так и мер по внедрению нового технологического уклада. Россия способна накормить качественными продуктами широкого ассортимента не только себя, но и другие страны.

 

Список литературы

1.     Kopein, V.V., Filimonova E.A., 2015. Uneven development of Russia regions as economic security factor. European science review. No. 9-10. pp. 157-159.

2.     Аналитический центр при Правительстве РФ (2015). Бюллетень о развитии конкуренции. №11: Продовольственное эмбарго: импортозамещение и изменение структуры внешней торговли. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/publication/a/6007.pdf, свободный. (Доступ 10.02.2016).

3.     Гурвич, Е., Прилепский, И. (2016). Влияние финансовых санкций на российскую экономику // Вопросы экономики. №11. С. 5-35. [Gurvich E., Prilepskiy I. (2016). The impact of financial sanctions on the Russian economy Voprosy Ekonomiki, No. 12, pp. 147-153. (In Russian).

4.     Копеин В.В. Современные проблемы мониторинга продовольственной безопасности [Текст] / В.В. Копеин // Техника и технология пищевых производств. – 2014. - №4. - С. 158-163.

5.     Копеин В.В., Филимонова Е.А. К вопросу продовольственной и экономической безопасности России в современных условиях [Текст] / В.В. Копеин, Е.А. Филимонова // Техника и технология пищевых производств. – 2015. - №4. - С. 162-168.

6.     Копеин, В.В., Филимонова, Е.А. (2015). Импортозамещение как новый элемент в системе продовольственной и экономической безопасности. Российское предпринимательство, 16(18). – С. 2947- 2956.

7.          Копеин, В.В., Филимонова, Е.А. К проблеме глобализации и экономической безопасности региона [Текст]/ В.В. Копеин, Е.А. Филимонова, А.В. Копеин // В сборнике: Тенденции развития экономики и менеджмента. Инновационный центр развития образования и науки. 2014. С. 28-30.

8.     Копеин, В.В., Филимонова, Е.А., Копеин, А.В. К вопросу об экономической безопасности в новых экономических условиях [Текст] / В.В. Копеин, Е.А. Филимонова, А.В. Копеин // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции: перспективы развития экономики  и менеджмента. Челябинск, 2015. - С. 35-38.

9.     Копеин, В.В., Филимонова, Е.А., Экономика или политика: что первично для экономической безопасности государства? [Текст] / В.В. Копеин, Е.А. Филимонова // European science review. 2014, № 5-6. С. 200-203.

10. Национальная экономика: обеспечение продовольственной безопасности в условиях интеграции и глобализации: Монография / Под. ред. акад. Э.Н. Крылатых, проф. В.З. Мазлоева. – М.: Инфра-М, - 2015. – с. 239.

11. Фрумкин, Б. (2015). Агропромышленный комплекс России в условиях «войны санкций» // Вопросы экономики. №12. С. 147-153. [Frumkin B. (2015). Russian Agricultural Sector in the “War of Sanctions”. Voprosy Ekonomiki, No. 12, pp. 147-153. (In Russian).]