Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О МОДЕЛЯХ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОЛИТКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 апреля 2016г.

В условиях реализации современных приоритетов нашего государства на импортозамещение на отечественных промышленных предприятиях (ПП) в первую очередь требуется наличие достаточных финансовых ресурсов, а также действенных механизмов, обеспечивающих существенный прорыв в развитии в краткосрочной временной перспективе [1, 2]. Соответственно, возникает объективного характера задача обеспечения новых позиций ПП как на отраслевых рынках, так и в масштабах отечественной экономики в условиях ориентации на объективные процессы, осуществляющиеся в России в настоящее время. При этом важен для исследований вопрос выбора моделей эффективной реализации политики импортозамещения на ПП, ожидаемый результат которой - обновленный продуктовый портфель производителя.

Отметим в этой связи, что кроме экономической ситуации 2015 – 2016 гг., ранее отмечались еще две аналогичные по характеру. Они были стимулированы кризисами 1998 и 2008 годов, поэтому кризисная ситуация 2015 года и ее последствия в этом году для ПП достаточно предсказуемо вписались в сценарий предшествующего опыта. Основной контекст реакции со стороны ПП на текущую ситуацию определяется преимущественно макроэкономическими условиями: если в 1998 году экономика реагировала ускорением роста промышленного производства быстро и масштабно, в 2008 – 2009 годах этот эффект наблюдался в меньшей степени, то в 2015 году существенной динамики практически не отмечалось. Наличие аналогичных по характеру процессов в выделенные периоды предполагает необходимость более детального их рассмотрения на предмет определения на этой основе моделей эффективной реализации политики импортозамещения на ПП. Экономическая ситуация в пределах каждого из указанных выше периодов характеризовалась своими отличительными особенностями:

-   1998 - 2008 годы: было достигнуто значительное увеличение объема ВВП (на 83 %) при высоких среднегодовых темпах прироста в 6,9 %. При этом отмечены рост производительности труда на 70 % в сочетании с повышением расходов на накопление основного капитала в реальном выражении в 2 раза. На этом фоне наблюдалось увеличение доли России в мировой экономике с 0,6 до 2,7 % (более чем в 4 раза), что подтвердило наличие потенциала российских производителей как в вопросах экспортоориентированности, так и в части возможностей импортозамещения, а также определенную эффективность процессов развития ПП в этот период;

-   2009 – 2013 годы: в «посткризисный период» 2008 - 2009 годов произошло падение валового внутреннего продукта (ВВП) на 7,8 %, отечественной экономике не удалось восстановить прежние темпы роста. Замедление экономического роста в этом периоде происходило в среднем на 1 % ВВП в год. При этом наблюдалось снижение темпов роста инвестиций в основной капитал с 13 % в докризисный период до 1 % в посткризисный. В сравнении с первым из рассматриваемых периодов, потенциал импортозамещениия отечественной экономики снизился, при этом наметилась тенденция оттока частного капитала из России: за рассматриваемый период он составил 285 млрд. долларов.

Проводя детальнее анализ условий, определивших позитивные тенденции в первом из выделенных периодов, можно отметить, что в период до 2008 года экономический рост был обеспечен благодаря опережающим по отношению к ВВП ростом внутреннего инвестиционного и потребительского спроса и ростом экспорта со скоростью, примерно равной темпам роста ВВП. Однако, рост объемов экспорта был обеспечен за счет фактора экстенсивного характера – удорожания нефти и газа, который не  был поддержан на ПП ни качественными преобразованиями производственных факторов, ни увеличением объемов экспортируемых ресурсов. Это свидетельствует о том, что использование ранее сложившихся подходов к развитию субъектов отечественной экономики уже в тот период не давало желаемой эффективности реализации курса на импортозамещение. Отметим также, что увеличение ВВП в России в 2009 – 2013 гг. в сочетании с невысокими средними темпами его роста не сопровождалось заметным ростом конкурентоспособности отечественных ПП на мировых рынках, экстенсивный путь развития оставался преобладающим, а модели реализации политики импортозамещения на ПП не обеспечивали желаемых прорывов в развитии.

Выявление причин различий ситуации в отечественной экономике в 1998 – 2008 и 2009 – 2013 годах является в настоящее время одним из базисных условий определения как условий экономического роста страны в целом, так и формирования стратегических планов устойчивого развития отечественных ПП в условиях ориентации на импортозамещение. Если рассматривать функциональные аспекты политики импортозамещения на ПП, то можно выделить две основные дискутируемые модели ее реализации, в зависимости от того, что выбирается главным звеном на этапе ее разработки и кто играет ключевую роль в целеполагании, подготовке проектов и мероприятий, определении условий реализации и оценке эффективности.

Первая из них состоит в необходимости обеспечения государством масштабных инвестиций с целью комплексного решения задач импортозамещения на основе инновационного развития. В проекции деятельности ПП это означает дополнительные возможности при условии формирования новых подходов, усиление активности участия в уже действующих федеральных и региональных программах развития промышленного производства. Однако, в последнее время все очевиднее становится факт приоритетного внимания государства к срокам освоения инвестируемых средств, которые не снимают, а усиливают ответственность ПП за результаты – за развитие производства и создание конкурентоспособной продукции на мировом уровне качества. Имеется значительное количество примеров положительного опыта эффективного использования средств господдержки, которые по сути стали необходимыми условиями экономического роста России. Их обобщение позволяет сформулировать ключевые характеристики моделей реализации политики импортозамещения на ПП с привлечением средств государственного финансирования:

-   наличие обязательного софинансирования проектов (программ) со стороны ПП за счет собственных средств, формирование которых в требуемом количестве является отдельной задачей ПП, претендующего на участие в программах господдержки;

-   главное звено целеполагания политики – это строгая привязка объемов инвестиций и результатов от их использования к конкретным временным срокам, нарушение которых означает прекращение господдержки.

Вторая позиция относительно условий экономического роста России, оказывающих непосредственное влияние на выбор модели реализации политики импортозамещения на ПП, состоит в том, что массированный внешний приток инвестиций в российскую экономику в определенный период не обеспечил ее качественного преобразования. Поэтому отсутствуют  основания  полагать, что замена внешних источников  финансирования внутренними (госбюджетными) приведет к позитивному результату. Для характеристики экономического механизма развития при наличии внешних инвесторов был введен термин «модель импортированного роста», которая применительно к ПП означает доминирование внешних субъектов экономики при формировании модели реализации политики импортозамещения практически во всех аспектах: при целеполагании, формировании требований к процессам реализации, оцениванию результатов. Главной проблемой отечественной экономики, особо явно проявляющейся при анализе возможностей привлечения внешних инвестиций, является слабость рыночных механизмов. В России не выполняется ни одно из условий функционирования зрелой рыночной системы, которая состоит из экономических субъектов, имеющих сильные стимулы развития и участвующих в конкуренции по понятным правилам. Поэтому весьма оправданным с позиций продвижения к эффективным механизмам и моделям реализации политики импортозамещения в отечественной экономике является поиск новых форм государственно-частного партнерства, формирование новых взаимодействия технологически связанных ПП, в том числе и относящихся к смежным отраслям производства в направлении вертикальной интеграции. В частности, интересным подходом к формированию новой модели реализации политики импортозамещения может стать формирование крупных региональных интегрированных корпоративных структур - промышленно- энергетических комплексов (ПЭК), путем интеграции ПП и энергоснабжающих организаций, выполняющими сегодня разные функции по сути в едином технологическом процессе создания продукции.

Реалиями 2015 года стало постоянное изменение внешней среды деятельности  ПП и появление скачкообразного характера этих изменений, вызванных определенными ситуациями политического характера и необходимостью укрепления позиций России в экономической сфере. Именно эти сложности, с одной стороны, порождают ужесточение сроков всех необходимым преобразованиям в отечественной экономике, но с другой стороны создают и уникальные возможности для прорыва в развитии, в том числе и в направлении импортозамещения.

Список литературы

1.     Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328) [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru

2.     Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». [Электронный ресурс] htth://base.garant.ru/194365/