Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА

Авторы:
Город:
Грозный
ВУЗ:
Дата:
18 апреля 2016г.

Аннотация

В статье анализируется транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, а также реализация крупных инфраструктурных проектов, которые повышают связность и транспортную доступность в городских агломерациях.

Ключевые слова

РФ- Российская Федерация, ГЧП - Государственно-частное партнерство, ВСМ - высокоскоростной пассажирской магистрали, ВТО - всемирной торговой организации, ЕЭП - Единого экономического пространства, РЖД – Российские железные дороги. ЦСР – Центр Стратегических разработок.

ASSESSMENT OF THE SOCIO-ECONOMIC EFFICIENCY OF THE TRANSPORT COMPLEX

Ediev A.M.

FGBOU VPO "Chechen state University", Grozny, senior teacher of chair of information technologies and applied Informatics

 

Annotation

The article analyzes the transport strategy of the Russian Federation for the period up to 2030, and the implementation of major infrastructure projects that improve connectivity and accessibility in urban areas.

Keywords

Russian Federation - Russian Federation, PPP - Public-private partnerships, high-speed rail high - speed passenger lines, WTO - world trade organization, SES - Single economic space, RZD - Russian Railways. CSR - Center for Strategic research.

Развитие транспортного комплекса является одной из приоритетных задач экономической политики государства.

В современных условиях глобализации экономика страны предъявляет новые, более высокие требования к транспортной системе. В рыночных условиях транспорт является не только продолжением процесса производства, но и предпосылкой его эффективного функционирования,  так как даже небольшие нарушения в функционировании транспортной системы неизбежно сказываются на производственном процессе, ритмичности работы транспорта.

В 2011-2012 гг. Фонд «Центр Стратегических Разработок» (ЦСР) совместно с рядом авторитетных научных организаций, включая Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, Институт экономики и развития транспорта, Институт проблем естественных монополий, Российскую экономическую школу, Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара, Институт демографии НИУ «Высшая экономическая школа», АНО «Упртрансцентр», а также Центр экологии МАДИ провел исследование по оценке крупных инфраструктурных проектов.

Результаты исследований Фонда показали, что реализация крупных инфраструктурных проектов повышает связность и транспортную доступность в городских агломерациях. Развитие железнодорожной инфраструктуры стимулирует межрегиональную торговлю. Перерасчет прогнозов и общеэкономических эффектов с учетом взаимных переключений грузопотоков между автомобильным и железнодорожным транспортом позволяет разгрузить «узкие места».

Строительство объектов транспортной инфраструктуры сопровождается ростом занятости, доходов и налогов, которые перераспределяются и трансформируются в рост конечного спроса населения, бизнеса и государства. Внешние эффекты от реализации инфраструктурных проектов включают мультипликативные эффекты, под которыми понимается прирост экономических показателей по  цепочкам создания и перераспределения добавленной стоимости.

При увеличении объемов перевозок происходит соответствующий рост затрат на промежуточную продукцию (топливо, электроэнергия, материалы). Это приводит к первоначальному импульсу роста производства в смежных отраслях.

По данным ЦСР, оценка изменения объема валового внутреннего продукта в зависимости от изменения транспортных издержек на основе использования модели общего равновесия показала, что на каждые 10% увеличения совокупных транспортных издержек для всех видов товаров во всех регионах приходится 0,12% снижения ВВП страны. На каждые 10% увеличения издержек на железнодорожный транспорт приходится в среднем 0,04% снижения ВВП, то есть в 3 раза меньше, чем в целом по транспортной отрасли. Это указывает на целесообразность постепенного перехода к RAB-тарифам (рассчитанным с учетом отдачи на вложенный капитал) за пользование инфраструктурой железных дорог, поскольку такой переход не приведет к существенному снижению производства в отраслях, являющихся потребителями услуг ОАО «РЖД». Наоборот, он обеспечит их дополнительный рост за счет расшивки «узких мест».

Согласно европейским исследованиям ВСМ конкурируют с авто- мобильным транспортом на расстояниях до 300 км, с воздушным транспортом на расстояниях в диапазоне 300÷600 км. Совокупные издержки пассажиров определяют спрос и экономические эффекты от ВСМ. Улучшение условий доступа на рынки для организаций, расположенных на территориях, близких к «промежуточным станциям», приводит к росту валового регионального продукта. Улучшение условий доступа на рынки на 1% влечет за собой увеличение ВРП на 0,21–0,27%.

Развитие транспортной инфраструктуры способно дать ощутимые экономические эффекты на территории московской агломерации. По оценкам Фонда, увеличение скорости пригородного железнодорожного сообщения на 20% способно стимулировать увеличение зарплат в Московской области в среднем на 2,9%. Повышение скорости пригородного железнодорожного сообщения до уровня развитых стран Европы способно дополнительно увеличить зарплаты в Московской области на 23,5% в среднем и до 45% на периферии, ускорив рост ВРП.

При этом особо следует отметить эффект, который получит национальная экономика Российской Федерации при реализации макропроекта модернизации и расширения Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.

Согласно выполненным  оценкам, по  максимальному варианту уже к 2020  году прирост ВВП покроет осуществленные инфраструктурные инвестиции, а результатами проекта станет увеличение ВРП регионов Дальнего Востока и Забайкалья к 2020 году на 260 млрд. рублей и в последующем на 40 млрд. рублей ежегодно.

Для обеспечения глобальной конкурентоспособности транспортного комплекса России на мировом рынке в сегменте железнодорожных перевозок необходима трансформация группы компаний «РЖД» из перевозчика в перевозочно-логистический комплекс. Это приведет к ускоренному росту холдинга в рыночных сегментах, дополняющих и усиливающих перевозочный бизнес, позволит обеспечить эффект синергии, создать точки роста в смежных сегментах и использовать полученный эффект на финансирование инвестиционных потребностей в развитии инфраструктуры.

Реализация этих стратегических инициатив позволит увеличить объем железнодорожного транзита по территории России примерно в 2,4 раза, а уровень контейнеризации железнодорожных перевозок будет повышен с 1,9 до 8 процентов.

 

Список литературы

1.     Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. - 2003. - № 2. - Ст. 169.

2.     Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» // Собр. законодательства РФ. - 2003. - № 2. - Ст. 170.

3.     Федеральный закон от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. - 2007. - № 46. – Ст. 5557.

4.     Указ Президента РФ от 16.03.2010 N 321 «О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. - 2010. - № 12 - 1312.

5.     Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Собр. законодательства РФ. - 2012. - № 19.- Ст. 2333.

6.     Бюджетное Послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014–2016 годах // Рос. газ. - 2013. - 14 июн. (№ 6103). - С.1.

7.     Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 № 877-р «Об утверждении Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» // Собр. законодательства РФ. - 2008.- № 29.- Ст. 3537.

8.     Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 г. №1734-р «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года // Собр. законодательства РФ. - 2008. - № 50. - Ст. 5977.

9.     Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2600-р «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие транспортной системы» // Собр. законодательства РФ. - 2013. - № 2. - Ст. 131.

10. Путин В.В. Выступление на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума. - www.kremlin.ru/news/18383.

11. Медведев Д.А. Россия – связующее звено АСЕМ / Д.А. Медведев // Рос. газ. - 2012. - 6 нояб. (№ 255). – С. 3. - [ссылка на статью].

12. Ивашин А.С. Железнодорожный транспорт России: региональные и организационные особенности функционирования / А.С. Ивашин, К.П. Сокол // Транспорт: наука, техника, управление. - 2012. - № 8. - С. 26-32.