Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ КАК СЛЕДСТВИЕ НЕЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЬЮ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
18 апреля 2016г.

Состояние российской системы здравоохранения характеризуется как кризисное уже на протяжении нескольких десятилетий. Россия впервые попала в рейтинг систем здравоохранения агентства Bloomberg (The Most Efficient Health Care, 2014) на основании данных Всемирной организации здравоохранения, Организации Объединённых Наций и Всемирного банка в 2014 году и оказалась в нем на самом последнем месте – 51. До 2014 г. Россия не была представлена в рейтинге по той причине, что средняя продолжительность жизни населения страны составляет 69 лет, а рейтинг составляется для стран с продолжительностью жизни населения свыше 70 лет. В основе рейтинга три ключевых показателя, которые определяют эффективность системы здравоохранения той или иной страны: средняя  ожидаемая продолжительность жизни при рождении, государственные затраты на здравохранение в виде процента от ВВП на душу населения, стоимость медицинских услуг в пересчете на душу населения.

Ожидаемая продолжительность жизни населения России в 2014 году достигла 71 года, доля расходов в структуре ВВП – 6,3 %, расходы на одного человека – 887 долларов. Первые места в рейтинге заняли: Сингапур (1 место), Гонконг (2 место), Италия (3 место), Япония (4 место) и Южная Корея (5 место).

Однако показатели здоровья населения России в целом ухудшаются. Об этом свидетельствуют данные Министерства здравоохранения РФ о заболеваемости населения по основным классам болезней. Рост наблюдается по общей численности зарегистрированных больных (в т. ч. на 1000 человек населения) и по основным классам болезней. Особое внимание привлекает рост числа осложнений беременности, родов и послеродового периода (63 случая на 1000 человек населения в 2005 г. и 77,3 случая – в 2014 г.), а также рост врожденных аномалий (пороков развития), деформаций и хромосомных нарушений. Очевидно, что рост заболеваемости населения продолжится, т. к. врожденные пороки развития и осложнения беременности и родов влекут проблемы со здоровьем населения в перспективе. Кроме того, экологическая обстановка на территории многих субъектов России заметно сказывается на показателях здоровья населения, и ситуация в этой сфере только ухудшается, несмотря на рост природоохранных ограничений, штрафов и запретов со стороны органов власти.


Таблица 1  

Заболеваемость населения по основным классам болезней в 2005 – 2014 гг.


Классы болезней / год

2005

2008

2011

2012

2013

2014

Все болезни*, из них:

743,7

767,7

796,9

793,9

799,4

787,1

новообразования

9,5

10,1

11,1

11,6

11,4

11,6

болезни крови, кроветворных органов и отдельные

нарушения, вовлекающие иммунный механизм

 

4,5

 

5,3

 

4,7

 

4,7

 

4,7

 

4,7

болезни эндокринной системы, расстройства

9,6

11,4

10,3

10,6

10,6

11,2  

питания и нарушения обмена веществ

 

 

 

 

 

 

болезни нервной системы

15,3

16,9

16,5

16,3

16,5

16,2

болезни глаза и его придаточного аппарата

33,6

34,0

33,3

35,2

35,0

34,7

болезни уха и сосцевидного отростка

24,1

24,7

27,8

28,2

28,0

27,7

болезни системы кровообращения

23,0

26,5

26,6

26,6

29,9

28,8

болезни органов дыхания

294,4

302,8

338,8

330,9

338,4

333,4

болезни органов пищеварения

35,4

34,4

33,3

34,8

35,2

36,6

болезни мочеполовой системы

46,1

48,4

49,3

49,6

49,8

49,0

осложнения беременности, родов и послеродового

периода

 

63,0

 

71,2

 

76,4

 

78,0

 

77,6

 

77,3

врожденные аномалии (пороки развития),

деформации и хромосомные нарушения

 

1,7

 

2,1

 

2,1

 

2,1

 

2,1

 

2,1

* зарегистрировано больных на 1000 человек населения с диагнозом, установленным впервые в жизни (данные Министерства здравоохранения РФ и Росстата).

 

Проблемы доступности и качества медицинской помощи обостряются. Это связано с общим ухудшением работы системы здравоохранения: проблемы квалификации и численности медицинского персонала, обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями (в т. ч. сокращение численности ЛПУ в целях оптимизации и сокращения затрат), снижение доступности качественных и эффективных медицинских препаратов – лекарственного обеспечения (рост стоимости импортных и отсутствие собственного производства отечественных аналогов).

Проблемы здравоохранения являются серьезной социальной проблемой. В этой связи множество исследований, посвященных проблемам страховой модели финансирования здравоохранения, приходят к выводам о несовершенстве и неэффективности этой модели [1, 3, 5].

Запланированное на 2016 г. процентное отношение государственных расходов на здравоохранение к ВВП составляет 3,6 % (на уровне 2015 г.). Финансовое обеспечение расходов на здравоохранение осуществляется из трех источников: федеральный бюджет (525,5 млрд рублей или 18,7  % в общей доле расходов на здравоохранение); консолидированные бюджеты субъектов РФ (866,8 млрд рублей или 30,8 % от консолидированных государственных расходов на здравоохранение); средства из ФОМС (наибольшая часть расходов на здравоохранение – 1 трлн 499 млрд рублей, или 53,3 % из общей суммы расходов). Доля расходов из федерального бюджета постоянно сокращается, что соответствует реализуемой концепции развития отечественной системы здравоохранения. Часть расходов бюджетов субъектов пока остается значительной, но сокращение ее планируется в перспективе.

В 2014 г. наблюдался рост платных медицинских услуг более чем на 20 %, что может свидетельствовать о замещении бесплатной медицинской помощи платной, однако, до определенных пределов по причине снижения уровня жизни населения в нынешних условиях.

В 2008 – 2011 гг. на фоне увеличения объемов финансирования системы здравоохранения и благодаря определенным организационным изменениям отмечался рост предоставляемых населению объемов медицинской помощи. В 2013 году в России впервые с 1990-х годов зафиксирован положительный естественный прирост населения (0,2 на 1000 человек населения).

Однако с 2013 г. произошло падение объемов медицинской помощи: на конец 2014 г. объемы медицинской помощи, по сравнению с 2012 г., в среднем сократились на 4,7 %. Произошло сокращение объемов первичной медико-санитарной помощи, т.е. сократилось наблюдение за состоянием здоровья населения и профилактическая работа с населением. Причиной сокращения объемов оказываемой медицинской помощи в 2013 году явилась проведенная оптимизация сети медицинских организаций, которая сопровождалась сокращением медицинских организаций, их реорганизацией, сокращением коечного фонда медицинских организаций [4].

Оптимизационные мероприятия 2012–2013 гг. в системе здравоохранения сопровождались: ростом общей смертности населения, что не позволило достичь целевых значений показателя, определенного в государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г, № 294 (13,1 на 1000 населения вместо 12,8); ростом внутрибольничной летальности с 1,55 % в 2013 г. до 1,59 % в 2014 г.; сокращением на 12,4 тыс. численности коек в центральных районных, районных и участковых больницах, что привело к сокращению коечного фонда и снижению доступности специализированной медицинской помощи сельским жителям; увеличением числа отказов в вызове скорой медицинской помощи с 1,16 млн отказов в 2013 г. до 1,4 млн отказов в 2014 г.; ростом сроков ожидания медицинской помощи, в 1,5–2 раза превышающих установленные нормативы; ростом объема платных медицинских услуг с 358,5 млрд рублей в 2013 г. до 445,2 млрд рублей в 2014 г. (рост на 24,2 %) [2].

По данным Росстата за 2014 г. по сравнению с 2013 г. выявлено сокращение:

¾    врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) – на 12,84 тыс. человек;

¾    средних медицинских и фармацевтических работников (работников, обеспечивающих условия для предоставления медицинских услуг) – на 40,5 тыс. человек;

¾    младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) – на 36,7 тыс. человек.

При этом наибольшее сокращение отмечено по врачам клинических специальностей (терапевты, хирурги, акушеры-гинекологи, инфекционисты, кардиологи, неврологи, урологи, проктологи и т. д.). Сохраняется высокий процент совместительства по причине недостатка персонала и низкой оплаты труда (коэффициент совместительства врачей по итогам 2014 г. составил 1,5 ставки, средних медицинских работников – 1,3 ставки) [2].

    

Таблица 2  

Потребность в медицинских работниках в 2014 г.

  

 

 

Показатель (человек)

Потребность, установленная регионами

Фактическая численность персонала

 

Размер дефицита

Число врачей

674 743

528 519

146 224

Число средних медицинских работников

1 455 989

1 290 617

165 372

Число младших медицинских работников

671 108

540 886

130 223

 

Доля средств, полученных от оптимизации медицинских организаций, составила всего 0,2 % финансового обеспечения программы государственных гарантий, а в структуре фонда оплата труда медицинских работников – менее 0,5 %.

Отрицательная динамика в сфере здравоохранения и демографической сфере продолжилась и в 2015 году: в первом полугодии 2015 г. Росстат зафиксировал значительный рост смертности населения по сравнению с показателями 2014 г. – на 5,2 %, и снижение рождаемости – на 5,7 тыс. человек меньше, чем в первом полугодии 2014 г. По данным Росстата, естественная убыль населения в 2015 г. зафиксирована почти во всех регионах Центрального и Северо-Западного федеральных округов и в Поволжье [2].

Среди основных проблем, прочно укрепившихся в отечественной системе здравоохранения, следует выделить следующие.

Недофинансирование государственной системы здравоохранения (по оценкам некоторых авторов, как минимум в 1,5 раза) [4]. Это означает низкую оплату труда медицинского персонала, недостаточное обеспечение населения лекарствами, невозможность соблюдения современных стандартов оказания медицинской помощи и обеспечения больниц современным оборудованием и расходными материалами. Очевидно, что доля государственных расходов на здравоохранение в размере 3–4 % от ВВП не достаточна для покрытия расходов на программу государственных гарантий, образование, инвестиции в инфраструктуру и санитарно- эпидемиологическое благополучие населения.

Важной проблемой, серьезность которой нарастает год от года, является дефицит и неоптимальная структура медицинских кадров, снижение квалификации медицинского персонала (низкая доступность и неудовлетворительное качество медицинской помощи). Ситуация вызвана, как уже отмечалось выше, низким уровнем оплаты труда и проблемами системы образования, занимающейся подготовкой кадров.

Проблема отставания нормативов объемов медицинской помощи по программе государственных гарантий бесплатной медицинской помощи от реальных потребностей населения Российской Федерации наглядно представлена очередями в поликлиниках, проблемами с доступностью лекарственных средств и высокотехнологичной медицинской помощи. С одной стороны, это следствие ухудшения состояния здоровья населения, которое вынуждено чаще обращаться за медицинской помощью, с другой, – проблема финансирования системы здравоохранения и неадекватного расчета нормативов. Низкие объемы высокотехнологичной медицинской помощи, в которой остро нуждается значительная доля населения страны (в т.ч. по причине роста численности населения пожилого возраста), также являются результатом недостатка финансирования и нехватки квалифицированных врачей.

Тесная взаимосвязь указанных проблем системы дополняется и является одновременно следствием неэффективного управления отраслью на всех уровнях, которое проявляется в нерациональном распределении государственных средств и отсутствии экономически эффективных инструментов управления – конкуренции по критерию качества медицинских услуг, составления рейтингов ЛПУ, применения экономических стимулов для достижения запланированных результатов и т. д. [4].

 

Список литературы

1.     Комаров Ю. М. Обязательное медицинское страхование: взгляд извне и изнутри / Ю.М. Комаров // ГлавВрач. – 2015. – № 6. – С. 49 – 55.

2.     Кривонос О. В. Оценка эффективности финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой в рамках программы государственных гарантий / О.В. Кривонос, Д.А. Арутюнян // Вестник АКСОР. – 2015. –№ 3. – С. 41 – 50.

3.     Реформы финансирования здравоохранения. Опыт стран с переходной экономикой / под. ред. Joseph Kutzin, Cheryl Cashin, Melitta Jakab. – Всемирная организация здравоохранения. – Изд. дом «Практическая медицина». – 2011 г. – 463 с.

4.     Улумбекова Г. Э. Система здравоохранения Российской Федерации: итоги, проблемы, вызовы и пути решения // Вестник Росздравнадзора. – 2012. – № 2. – С. 33 – 38.

5.     Чубарова Т. В. Система здравоохранения  России: экономические проблемы развития // Доклады конференции «Здоровье граждан как общественная проблема (ответственность государства, личности, медицинских работников и гражданских организаций)». – Режим доступа: http://www.socpolitika.ru/rus/conferences/9970/9998/10000/document10312.shtml.