Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УСТОЙЧИВОМУ РОСТУ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ПРИМОРСКОГО РЕГИОНА АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИИ

Авторы:
Город:
Апатиты
ВУЗ:
Дата:
21 марта 2018г.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, принятая до 2020 года (утвержденная в мае 2009 года), сформулировала, что «влияние международной политики на долгосрочную перспективу будет сосредоточено на обладании источниками энергоресурсов, в том числе на шельфе Баренцева моря». В связи с этим изменяется стратегическое значение Мурманской области, как субъекта Арктической зоны северного региона России. Арктика обладает огромными запасами живых и неживых природных ресурсов, на которые претендуют кроме Российской Федерации Норвегия, Канада, США, Дания и другие страны. Каждая из этих стран имеет свои претензии на территории Арктики, о чем идет спор между ними. По нашему мнению, борьба за запасы Арктики только начинается и к чему это приведет неизвестно. В настоящее время Российская Федерация проводит активную деятельность на просторах Арктики, как в освоении живых и неживых природных ресурсов, так и в обеспечении безопасности российской территории.

В Мурманской области успешно развиваются предприятия традиционных приоритетных секторов экономики: горно-металлургического, энергетического, рыбопромышленного, горно-химического промышленных комплексов. Начало освоения неживых природных ресурсов Арктики, позволяет сделать вывод, что для Мурманской области как региона Арктической зоны, складываются условия благоприятные для регионального развития, расширяющихся и развивающихся отраслей промышленности. Расширяющиеся отрасли (транспортного и рыбопромышленного комплексов), а также развивающиеся (добыча, транспортировка углеводородов на просторах Арктики) не могут функционировать без морехозяйственной деятельности, которая рассматривается как приоритетная для нашего исследования.

Рассмотрев научные и практические положения мы пришли к выводу, что традиционно морехозяйственная деятельность в Арктике и Северной Атлантике, определялась развитием рыбохозяйственного, морского, транспортного, военно-морского комплексов, а также соответствующей деятельностью береговых инфраструктурных предприятий, которые можно разделить на три комплекса.

Первый комплекс представляет собой пространственно взаимосвязанные и взаимозависимые предприятия, осуществляющие следующие направления хозяйственной деятельности: научно- исследовательскую, разведку и добычу живых биоресурсов, транспортировку, переработку (морскую, береговую) и хранение рыбопродукции.

Второй комплекс развивается на основании неживых природных морских ресурсов: транспортировка данных ресурсов от мест добычи до мест накопления, перевалка экспортных, импортных и каботажных грузов и их морская транспортировка.

Третий военно-морской комплекс обеспечивает сохранность границ Российской Федерации и безопасность страны в целом.

Все направления морехозяйственной деятельности обеспечивает морской флот, который, как правило, обслуживается в портах, поэтому в портах и местах базирования флота на Кольском полуострове созданы соответствующие береговые инфраструктурные предприятия. Эта уникальная специфика присуща всем приморским регионам России [8, 9, 10].

Обобщая научные положения, мы утверждаем, что все рыночные структуры, участвующие в морехозяйственной деятельности Мурманской области можно разделить на три блока инфраструктуры:

-   флот различного назначения;

-   прибрежно-портовая инфраструктура;

-вертикально-интегрированные и иные рыночные структуры, организационные комплексы по освоению морских запасов неживых природных ресурсов Арктики [11, 12].

Региональная инфраструктура как экономическая категория определяет материально-вещественные элементы и производственные отношения по поводу деятельности как производственного, так и непроизводственного характера, направленного на создание комплекса условий для развития экономики отдельной территории (региона) [4, 5, 6, 7]. В нашем случае к инфраструктурным предприятиям в целом, мы относим все предприятия, обеспечивающую морехозяйственную деятельность.

За последние годы значение морехозяйственной деятельности для Мурманской области возрастают, так как происходит активизация навигации по Северному морскому пути. Как заявил Д.Рогозин, вице- премьер Российской Федерации, на Международном Арктическом форуме в Архангельске (29-30 марта 2017г): «Россия в ближайшие годы увеличит загрузку Северного морского пути до 40 млн.тонн грузов». Для сравнения в 2016 году этот показатель составил 7,48 млн.тонн. Это требует от Мурманской области, как и других северных регионов России, строительство перегрузочных комплексов, по причине роста грузоперевозок. Так в 2016 году грузоперевозки в Мурманской области увеличились на 12% по сравнению с 2015 годом [1].

В настоящее время, кроме традиционно существующих перегрузочных терминалов в Мурманской области, строится инфраструктура к новому Мурманскому транспортному узлу и запущен новый перегрузочный комплекс ПАО «ГМК «Норильский никель» в порту Мурманск.

Новый перегрузочный терминал может обрабатывать одновременно от двух до трех судов, складские мощности составляют 100 тыс.кв.м., включая кордонные и тыловые площадки. Причалы оборудованы портальными кранами грузоподъемностью от 40 до 80 тонн. Инвестиции в реализацию этого проекта составили около 2,4 млрд. рублей. Общая сумма, направленная ПАО «ГМК «Норильский никель» на модернизацию Мурманского терминала составила – 4,6 млрд. рублей [1].

Для обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути необходимы атомные ледоколы, которые, в настоящее время, обеспечивают высокий скоростной режим в 10-12 узлов, а весь мир скорость в 14 узлов. Территория Арктики дает от 12 до 15% ВВП страны и на ней проживает 2% населения [1].

Исследование доказывает, что особое место в морехозяйственной деятельности, как и прежде, отводится рыбной отрасли. В 2016 году в России зафиксирован самый высокий вылов рыбной продукции за 20 лет, а именно, 4,7 млн.тонн, тогда как в 2015 году он составил 4,5 млн.тонн, а в 2014 – 4,3 млн.тонн. По рыбопромысловым бассейнам объем вылова распределяется так: Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн – 66,9% от общего улова; Северный рыбохозяйственный бассейн – 12,2 % общего улова; остальные бассейны – не более 2 % общего улова для каждого.

Экспорт рыбы в 2016 году составил 1,9 млн. тонн, а в 2015 году – 1,8 млн. тонн. Импорт в 2016 году –

0,5 млн. тонн, а в 2015 году – 0,6 млн. тонн. Экспорт характерен мороженной непереработанной рыбой объем 87,7%, предполагается увеличить объем экспорта переработанной рыбы до 40% (на примере минтая) после строительства новых перерабатывающих фабрик. В планах российских рыбаков с появлением новых судов в 2022 – 2023 гг. вылов увеличить на 1,0 млн. тонн [2, 3, 15, 16].

Достижения рыбной отрасли связаны с рыбопромысловой деятельностью, которую без рыболовного флота не осуществить, о чем мы доказываем во всех своих научных утверждениях.

В составе Северного рыбопромыслового бассейна 99 судов возрастом за 30 лет. В 2016 году внесены поправки в закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», согласно которым предусмотрено, что заказ новых судов на отечественных верфях позволит получить судовладельцам 20% квотных ресурсов.

По заявлению П. Савчука заместителя руководителя Федерального агентства по рыболовству, выполняя поручения Президента страны, готовится к подписанию нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми Федеральное агентство по рыболовству приступит к реализации большой программы строительства рыбопромыслового флота. Уже подписано 12 контрактов на строительство судов, три из них уже строятся. С 2017 по 2025 год рыбная отрасль Северного бассейна запланировала привлечь 130 млрд. рублей инвестиционных средств для строительства нового промыслового флота [14].

Все это подтверждает наш вывод, что для обеспечения морехозяйственной деятельности нужен современный эффективный флот. В Мурманской области морехозяйственная деятельность сформировала устойчивую региональную подсистему, в состав которой, непременно, должна входить развитая, конкурентоспособная инфраструктура, способная обеспечить техническую эксплуатацию флота, как основу составляющей морехозяйственной деятельности.

Обобщая высказанные суждения можно определить морехозяйственную деятельность, как интегральную региональную экономическую подсистему, обеспечивающую собой совокупность предприятий, организаций, фирм, компаний, занимающихся проблемами исследований комплексного, рационального, экологически безопасного и эффективного использования живых и неживых ресурсов Мирового океана и хозяйственных бизнес-единиц, обслуживающих эти предприятия. Морехозяйственную деятельность можно представить, как совокупность трех уровней региональной экономики.

Результаты исследования показали, что при формировании стратегии устойчивого развития и расширения морехозяйственной деятельности ключевым факторам будет являться рациональное использование живых и неживых ресурсов Северной Атлантики. В условиях рыночной экономики, удовлетворяя спрос на свою продукцию и услугу, предприятия, интегрированные в данную региональную экономическую систему, стремящиеся к получению максимальной коммерческой прибыли, должны решать социально-экономические проблемы региона, а именно, проблемы развития производительных сил на территорию региона, занятости, пополнения бюджета, как регионального, так и национального, сохранение природных экосистем, защита биоресурсов и недопущения их истощения, сохранения способов жизнедеятельности береговых населенных пунктов и т.д.

Поэтому взаимоувязка и решение этих разновекторных проблем в сфере морехозяйственной деятельности будет являться главным направлением деятельности органов власти Мурманской области, так как это обеспечит развитие региональной экономики и обеспечит инновационную привлекательность региона.

Одной из составных частей обслуживающей инфраструктуры морехорзяйственной деятельности, являются судоремонтные предприятия, относящиеся к машиностроительным предприятиям с единичным и мелкосерийным производством. По результатам проведенного исследования мы пришли к выводу, что судоремонтные предприятия можно рассматривать как экономическую подсистему, входящую в морехозяйственную деятельность, имеющую возможность дальнейшего инновационного развития собственного производственного потенциала, повышения конкурентоспособности судоремонтных услуг и собственно самих машиностроительных предприятий с учетом потребности экономики региона и страны в целом.

При этом важно понимать, что перспективы инновационного развития данной категории региональных предприятий будут зависеть от перспектив освоения живых и неживых запасов морских просторов Арктики и Северной Атлантики, а также запасов природных ископаемых сухопутной территории региона, работы приоритетных предприятий отраслей экономики, использующих региональный потенциал[13, 17, 18].

 

 

Список литературы

 

1.     Макарова А. Арктика новых возможностей / Аргументы и факты № 14 (1899), 5-11 апреля 2017г.www.aif.ru

2.     Михова А. «Что нам стоит флот построить?» / № 14 (1899), 5-11- апреля 2017г. www.aif.ru

3.     Половинкин В.Н., Фомичев А.Б. Современное состояние и проблемы развития отечественного машиностроения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4639

4.     Портер М. Международная конкуренция. – М. -2004.

5.     Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [Электронный ресурс] Режим доступа // http://consultant.ru//document/cons_dos_LAW_162176/

6.     Рогинский С.В. Государство и нефтегазовый комплекс: опыт Норвегии и России. – М. – 2002.

7.     Турчанинова Т.В. Инновационные преобразования малого судоремонтного предприятия / Санкт- Петербург, 2010. – 104 с.

8.     Турчанинова Т.В. Современное состояние рынка судоремонтных услуг Кольского полуострова и его перспективы / Экономика в промышленности. 2013, № 3. С.44-50.

9.     Турчанинова Т.В., Храпов В.Е. Взаимодействие предприятий в новых рыночных условиях при пространственной организации эффективной экономики приморского региона / Экономика и предпринимательство. 2015. № 1 (54). С. 233-238.

10 .Турчанинова Т.В., Храпов В.Е. Роль государства в экономическом и социальном развитии общества / Вестник Мурманского государственного технического университета. 2007. Т. 10. № 3. С. 490-495.

11 .Храпов В.Е. Современное состояние рыбопромыслового флота России: проблемы и перспективы / Вестник Мурманского государственного технического университета. 2010. Т. 13. № 1. С. 154-157.

12 .Храпов В.Е., Турчанинова Т.В., Иванов Т.Н. Формирование условий пространственного взаимодействия инфраструктурных предприятий промышленного рыболовства на Европейском севере / Издательский дом: Финансы и кредит. Журнал: Региональная экономика: теория и практика, Вып. 1. 2016, С. 124 – 133.

13 .Храпов В.Е., Турчанинова Т.В., Кибиткин А.И. Повышение эффективности пространственного распределения экономических ресурсов Северного бассейна при осуществлении промышленного рыболовства / Экономика в промышленности. 2015, № 1. С.100-107.

14 .Храпов В.Е., Турчанинова Т.В., Кибиткин А.И. Предпосылки для формирования инновационно- инвестиционной политики пространственного развития предприятий Северного рыбопромыслового бассейна / Научно-практический журнал Федерального агентства по рыболовству «Рыбное хозяйство» № 5. 2015, С.15-18.

15 .Храпов В.Е., Турчанинова Т.В. Методы усиления государственного влияния на работу рыбной отрасли / Вестник Мурманского государственного технического университета. 2005. Т. 8. № 2. С. 333-337.

16 .Храпов В.Е., Турчанинова Т.В. Механизмы пространственного взаимодействия предприятий с единичным и мелкосерийным производством в приморском регионе / Апатиты: КНЦ РАН, 2015. – 105 с.

17 .Храпов В.Е., Турчанинова Т.В. Поиск эффективного механизма пространственного инновационного развития машиностроительных предприятий Арктического приморского региона // Апатиты: КНЦ РАН. 2017.- 135с.

18 .Храпов В.Е., Турчанинова Т.В. Пути повышения конкурентоспособности региональной экономики / Арктика: общество и экономика. 2012. № 7(7). С. 125-137.