Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА С УЧЕТОМ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА – ИНСТРУМЕНТЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

   Экономика региона – сложный взаимосвязанный механизм, включающий не только совокупность предприятий и организаций производственного (промышленного, сельскохозяйственного), инфраструктурно- обеспечивающего и социального назначения, расположенных на данной территории, но и всю гамму сложных экономических, управленческих, политических и социальных отношений между ними. Для управления этим многообразием отношений в экономике регионов используется множество инструментов, включающих формы, методы, средства осуществления процессов.

   К инструментам управления социально-экономическим развитием регионов отнесем, прежде всего, нормативно-правовое обеспечение в форме концепций и стратегий регионального развития, государственных программ по сферам жизнедеятельности в соответствии с компетенцией ведомств- разработчиков программ, реестров госуслуг, предоставляемых на основе государственных заданий, административных регламентов, содержащих стандарты услуги и показатели результата и др. [3]. Кроме того, важным инструментом современного развития служит способ финансирования государственных организаций, где наблюдается постепенный переход от сметного финансирования, отказываться от которого в отдельных случаях нецелесообразно (например, оборонный комплекс), к программно-целевому финансированию и субсидированию из бюджета с возможностью получения самостоятельных дополнительных доходов. Инструментом оценки эффективности деятельности государственных организаций при осуществлении их бюджетирования большая роль отводится показателям результативности как самих организаций, так и госпрограмм, в рамках которых выделяются средства бюджетополучателям.

   Расширение инструментария в системе управления экономикой региона предполагает создание новых методических подходов к его реализации. Тем не менее, многие инструменты управления в условиях бюджетирования, ориентированного на результат, не обеспечены нормативно-правовой базой, отсутствуют показатели результативности по государственным программам, не установлена взаимосвязь приоритетных направлений экономического развития с бюджетированием и др.

   Для управления экономикой региона применяются разнообразные  технологии,  среди которых можно выделить следующие: а) традиционные: стратегическое планирование, программно-целевое управление, прогнозирование, налогообложение, корпоративные методы хозяйствования, формирование социального капитала и интеллектуального потенциала региона; б) инновационные: кластерные технологии по отраслям, региональный и социальный маркетинг, бенчмаркинг, аутсорсинг государственных услуг специализированным организациям, внедрение законодательных, налоговых, административных и имиджевых инструментов в управленческую деятельность; в) информационно-коммуникационные технологии: оказание государственных услуг в электронной форме, внедрение информатизации в образовании, бизнесе и др., расширение сферы применения Интернет-ресурсов и электронных систем и устройств связи и др.

   Из традиционных технологий особого внимания заслуживает программно-целевое управление, заявленное в России приоритетным. Эта технология не нова, было множество как достижений, так и неудач, при этом для эффективного применения программно-целевого управления полезен зарубежный опыт. В современных условиях происходит переход от сметного расходования бюджетных средств к программному. Если в начале 2000-х гг. только часть расходов федерального бюджета осуществлялась по целевым программам (в 2003 г. – 8,4% расходов) [1], то в настоящее время федеральный бюджет составляется программным методом. Увеличение доли программно-целевого финансирования не ведет к росту расходов бюджета, являясь лишь альтернативой сметному финансированию государственных функций.

   Как свидетельствует опыт развитых стран (США, Канады, Австралии, Германии, Японии, Новой Зеландии и др.), программно-целевое управление является преобладающей формой регулирования экономики регионов [7] и позволяют эффективно соединять цели программ и пути их достижения с помощью государственного и рыночного регулирования. В Евросоюзе программно-целевое управление широко используется с конца 80-х – начала 90-х годов ХХ века для снижения отставания в экономическом развитии регионов, повышения их конкурентоспособности и научно-технического уровня. Средства на инновационные проекты выделяются по контрактам при условии частичного (50%) финансирования собственными средствами. Во всех странах Евросоюза созданы специальные органы и бюджетные фонды по вопросам регионального развития.

   В Германии среднесрочные региональные инвестиционные программы используются с середины 60-х годов ХХ века [11], охватывают две трети территорий и служат механизмом макроориентации экономики. В Швеции государство направляет из бюджета на региональное развитие провинций более трети необходимых средств. В Великобритании целевыми региональными программами охвачено 40% территории, в Норвегии — 90%. В Италии программы используются для поддержки юга, отстающего в социально-экономическом развитии от других регионов. Во Франции среднесрочные программы (наряду с краткосрочными) позволяют поддерживать структурное равновесие и развитие экономики. В Японии целевые программы используются для поддержки сельского хозяйства, стимулирования наукоемких отраслей и носят индикативный характер путем воздействия государственных программ на программы предприятий [6]. В Канаде инновационные исследования [7] финансируются в рамках государственных программ, направленных на развитие инфраструктуры науки, стимулирование фундаментальных исследований, повышение квалификации исследователей. Таким образом, широкое применение в региональном управлении целевых программ позволяет комплексно решать имеющиеся на территории проблемы с привлечением заинтересованных государственных структур и бизнеса.

    Рассмотрим кратко инновационные технологии. Кластерные технологии, как альтернатива отраслевого управления при ограниченных бюджетных средствах, повышают конкурентоспособность производственных комплексов и региона в целом. Они широко используются в разных странах, например: в Германии и Великобритании – биотехнологические кластеры, в Норвегии – кластер «морское хозяйство», в Финляндии - лесопромышленный кластер, в Венгрии – автомобильный кластер PANAC; в США кластеры производят 61% ВВП [5]. Преимущества кластерного управления заключаются в эффективном взаимодействии государства с бизнесом путем координации и влияния на принятие решений в определенном секторе экономики, особенно на малых и средних предприятиях. За счет переноса успешных методик на предприятия увеличивается их экономическая устойчивость, налоговые поступления в бюджет, возможности доступа к финансовым ресурсам, выход на внешние рынки, снижаются издержки, растут конкурентные преимущества [4]. В Иркутской области также создаются кластеры, несмотря на неудачи в швейной промышленности и питьевом бизнесе. Два кластера находятся  в Ангарске  – «Жилищная компания» и «Ангарский  гипс», третий – региональная торговая сеть «Курочка рядом», объединяющая предприятия Иркутской области и Красноярского края, сельскохозяйственный кластер в поселке Усть-Ордынском и др. [8].

    Технология бенчмаркинга предполагает внимательное изучение передового опыта управления, сбор, анализ и систематизацию информации в области инновационной, организационной, управленческой, стратегической, финансовой и др. деятельности с целью уменьшения бюджетных расходов, увеличения эффективности управления, роста отдачи затраченных средств и повышения качества государственных услуг [2]. Государственный региональный маркетинг как разновидность некоммерческого маркетинга подразумевает удовлетворение потребителей и производителей бюджетных услуг. Данная деятельность охватывает предоставление: а) государственных услуг (оборона, охрана общественного порядка, ликвидация чрезвычайных ситуаций, здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение и др.); б) товаров, необходимых для функционирования бюджетных организаций (вооружение, боеприпасы, продукты питания и проч.); в) приватизацию государственных предприятий и организаций; г) разработку законодательной базы по предоставлению государственных услуг, участию в выборах, исполнению воинской обязанности и др. [9]. Социальный маркетинг в управлении регионом используется для улучшения жизни общества, включая реализацию социальных программ, взаимодействие государства, общества и предприятий, что выражается в социальной ответственности бизнеса [10].

    В настоящее время в России основными механизмами управления становятся: программно-целевое управление, мультипроектное управление, бюджетирование, ориентированное на результат, и результативное управление. Широко используемый в зарубежных странах метод бюджетирования, ориентированного на результат, как механизм планирования, исполнения и контроля бюджета обеспечивает распределение бюджетных ресурсов по целям, задачам и функциям государства на основе госпрограмм, что позволяет соизмерять затраты, результативность и эффективность бюджетных расходов при достижении запланированных результатов.

    Таким образом, использование традиционных и современных технологий в управлении экономикой региона, с учетом зарубежного опыта и российской специфики, является наиболее перспективным путем решения существующих на территории проблем.

 

Список литературы

1.     Аналитический Интернет журнал «РПМонитор» «Русская доктрина» часть 3, глава 7 «Какой административный аппарат  нужен России»; доклад на заседании правительства  РФ вице-премьера Б. Алешина; интервью С. Мигина – эксперта НИСИПП от 10.12.2003; М.Краснов «Такая административная реформа ничего не даст» журнал «Политическая жизнь» - № 6, 8. - 2005 г. и др.

2.     Бенчмаркинг. – URL: http://www. viktorova-ts.ru/page97/page135/index.html

3.     Бюджетный кодекс Российской федерации (по сост. на 20.01.2012 г.) федер. закон РФ № 145-ФЗ от 31.07.1998 г./ принят ГД ФС РФ 17.07.98 г.

4.     Карпова Д.П. Использование кластерного подхода в управлении региональной экономикой./ Д.П. Карпова// Региональная экономика и управление / Вятский государственный университет. – Киров: ООО «Международный центр научно-исследовательских проектов».- 2007. - №4. - URL: http://region.mcnip.ru .

5.     Материалы круглого стола «Регионы России – инвестиционная привлекательность и кредитоспособность». - Москва, 2006 г. -11 июля.

6.     Окимото Д. Японский опыт государственного вмешательства в функционирование рынка / Д.Окимото.- М.: АО «Япония сегодня»,1991. - 237 с.

7.     Практика регионального программирования. Опыт развитых стран в области программирования регионального развития. - URL: http://studyspace.ru/ regionalnaya-ekonomika./vopros-42.-praktika- regionalnogo-programmirovaniya.html

8.     Соколов И. Кластерные технологии формируют будущее./ И.Соколов// Капиталист. – 2006. - №5 (15) – URL: http://www.kapitalpress.ru/kapitalist/archive/ 2006/15/234/

9.     Соловьев Б.А., Годин А.М., Алексунин В.А., Мурахтанова Н.М., Панкрухин А.П. и др. Региональный маркетинг./ Под ред. Соловьева Б.А. – URL: http://spimash.ru/2007/06/21/ marketing-regiona..html

10. Социальный маркетинг Википедия. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki

11. Стефанин А.Л., Мировой опыт применения программно-целевого подхода в научно-технической сфере. / А.Л. Стефанин// Новости науки и технологий/ учредитель ГУ «БелИСА».— Минск: ГУ«БелИСА». 2008, №3(9). - URL: http://belisa.org.by/ru/izd/stnewsmag/3_2008/art9_9 _2008.html