Новости
01.01.2022
Поздравляем Вас с Новым годом и Рождеством!
06.03.2021
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2021
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
11 марта 2020г.

Деятельность государства направлена на создание стабильно развивающейся экономики. Для этого должны существовать источники формирования государственных финансовых ресурсов. Такими источниками выступают собираемые налоги.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество юридических и физических лиц и другие).

Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг (НДС, акцизы и таможенные пошлины).

Стабильное функционирование экономики страны зависит от того, насколько государство учитывает налоговый потенциал как экономическую категорию. Поскольку основным источником доходной части бюджета государства являются налоги [1], то показатель налогового потенциала позволит определить структуру доходной части бюджета страны. В мировой практике под налоговым потенциалом понимают потенциальный бюджетный доход на душу населения, который может быть получен органами власти за определенный период времени при применении единых условий налогообложения.

В связи с тем, что состояние экономики регионов Российской Федерации сильно отличается, то у федерального центра возникает необходимость в механизме, позволяющим оценить уровень бюджетной обеспеченности регионов и их налоговые возможности.

Существующие определения налогового потенциала можно рассматривать тремя способами [2]:

1)      фискальным – налоговый потенциал рассматривается как максимально возможная сумма поступлений налогов в бюджет в рамках действующего законодательства;

2)      межбюджетным – налоговый потенциал основывается на формировании доходной части бюджетов отдельных территорий и выравнивании межрегионального различия;

3)      ресурсно-результирующим – налоговый потенциал приравнивается к суммарной величине налоговых баз, либо к источникам уплаты налогов.

Рассмотрим представленные в экономической литературе определения налогового потенциала:

-   способность базы налогообложения в пределах какой-либо административной единицы приносить доходы в виде налоговых поступлений;

-      совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории с учетом макроэкономических показателей развития региона, собираемости налогов и сборов;

-   оптимальная сумма налоговых сборов в условиях идеальной для конкретного субъекта налоговой системы.

В приведенных определениях выделяются два основных положения – ресурсы, подверженные налогообложению и возможный доход.

Если рассматривать только ресурсы, которые подлежат налогообложению, то максимальная величина «налогового потенциала» будет достигнута, если будут устранены имеющиеся налоговые льготы, не будет ситуаций уклонений от уплаты налогов. Если рассматривать не вовлеченные в законодательное налогообложение ресурсы, то речь пойдет о легализации теневой экономики, и об увеличении налогооблагаемых ресурсов.

Сегодня налоговый потенциал оценивается в соответствии с Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации [3]. В методике основным показателем, оценивающим налоговый потенциал, является индекс налогового потенциала. Индекс налогового потенциала - относительная оценка налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, определяемая с учетом уровня развития и структуры налоговой базы субъекта Российской Федерации.



Кроме данной методики существуют следующие методы определения налогового потенциала: оценка на основании валового регионального продукта; метод совокупных налогооблагаемых ресурсов; оценка с использованием индекса налогового потенциала; оценка на основании показателя среднедушевых доходов населения; оценка фактически собранных налоговых доходов; метод индикативного анализа; метод регрессионного анализа; метод, опирающийся на аддитивное свойство налогового потенциала; метод оценки скрываемой деятельности в промышленности. Данные методики не позволяют в полной мере оценить «налоговый потенциал» из-за отсутствия официальной статистики, характеризующей теневую сторону экономики.

В настоящее время налогообложение ориентировано на цену продукции (работ, услуг), а не на доходы от его производства. Это ведет к росту инфляции, так как производители компенсируют взыскиваемые налоги в ценах на продукцию (работы, услуги), а не увеличением производства. Давление НДС на производителей продукции (работ, услуг) крайне неравномерно, так как большое влияние на объем налогооблагаемой базы НДС продолжают оказывать налоговые льготы, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством. Налоговые льготы не снижают налоговое бремя, а перераспределяют его. Если налоговая политика государства направлена на пополнение федерального бюджета главным образом за счет НДС, то Министерство финансов Российской Федерации будет заинтересовано в росте инфляции, так как это база для пополнения доходов федерального бюджета.

С другой стороны, доходы, которые государство получает в виде инфляционной ценовой надбавки, являются недостаточными для удовлетворения потребностей и бюджет формируется с дефицитом средств. Это снижает уровень жизни покупателей продукции (работ, услуг), а следовательно, увеличивает социальную нагрузку на бюджет. Таким образом, сокращается внутренний потребительский спрос на продукцию (работы, услуги) и возможности для роста производства, работающего на внутренний рынок.

Налог на доходы физических лиц исчисляется в большинстве стран по прогрессивной шкале, что позволяет нивелировать резкие различия в уровне жизни отдельных категорий социальных групп. В налоговой системе Российской Федерации не используется прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц. Ставка выражает собой постоянную величину (плоская шкала налогообложения) и составляет 13%. Это также ведет к росту неравенства социальных слоев населения и снижению уровня жизни населения.

Высокое давление налога на прибыль производителей продукции (работ, услуг), отрицательно отражается на их инвестиционной активности. Этим подавляется стремление производителей продукции (работ, услуг) к развитию и повышению эффективности производства, они стремятся получить налоговые льготы. Предоставление льгот и отсрочек приводит к тому, что проще получить льготы и отсрочки, а не увеличивать сбыт товаров продукции (работ, услуг) и развивать производство. Инвестиционная активность находится в первую очередь в зависимости от рентабельности производства. Сегодня налог на прибыль по ставке 20% платят и низкорентабельные, и высокорентабельные производители продукции (работ, услуг). Раньше проблему получения сверх доходов решал налог с оборота, который выплачивался только по той продукции (работам, услугам), рентабельность производства которых была больше 30%. Адаптировать этот налоговый механизм к современным условиям хозяйствования было бы более логичным, чем предоставлять налоговые льготы.

Таким образом, при расчете фактического показателя налогового потенциала необходимо учитывать и ресурсы теневой экономики. Основными проблемными вопросами являются определение масштабов теневой экономики.

 

Список литературы

 

1.     Клюев Ю.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие для бакалавров. - Кемеровский государственный институт культуры, 2017. – 128 с.

2.   Симонов А. Ю. Налоговый потенциал // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 423-425. — URL https://moluch.ru/archive/60/8675/ (дата обращения: 18.02.2020).

3.   Постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2004 г. N 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации»